Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 33 (7193) 16 - 22 сентябрь 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Вокруг ТВ

Тонна мышиного масла, или Вечно живой труп

Полемические заметки

Дмитрий БЫКОВ


Детские театры любят театральную сказку Нонны Слепаковой по мотивам Киплинга "Кошка, которая гуляла сама по себе". Но в семидесятые одна реплика из этого спектакля встречалась дружным хохотом зала. Сегодня, конечно, на нее не обращают внимания. Мужчина кричал на женщину: "Чего тебе еще надо? Мышиного масла?" Автор и зрители хорошо знали тогдашний анекдот: иностранец возвращается из России и восхищается жизнью русских. "Все у них хорошо, только мышиного масла не хватает".

- Какого мышиного масла?

- Ну этого, за которым всегда очередь на Красной площади... Там еще написано - Маус-олеум...

Этого мышиного масла в последнее время стало очень много. Десятки публикаций, дискуссия в прессе и как венец всего - огромный фильм Павла Лобкова (НТВ), который так и называется: "Мавзолей".

Картина эта выдержана в лучших традициях документальных расследований НТВ, когда в наличии все, что нужно для успеха, - эксклюзивная информация, эффектная ее подача, классная музыка, роскошная операторская работа, - и отсутствует только одна, не такая уж и важная вещь: авторская позиция. То есть она есть, наверное, только очень уж глубоко. И на главный вопрос - зачем, собственно, ухнуто столько труда и таланта, - зрителю приходится отвечать самостоятельно. Расписываюсь в собственной ограниченности, но ответа все чаще не нахожу.

В первый тупик меня загнал Парфенов со своим "Намедни 1961 -1991". Объективность обернулась амбивалентностью, полным отсутствием авторского отношения к предмету. Парфенов добился этого очень просто - смешением большой и малой истории. В большой изобрели автомобиль. В малой, как учили Ильф и Петров, - резиновый пузырь "уйди-уйди". У Парфенова джинсы, жвачка и космические полеты встали в один ряд. Рената Литвинова, рассуждающая о стиле эпохи, и Анатолий Стреляный, говорящий о сельском хозяйстве, тоже как бы уравнялись. В результате эпоха, несомненно, обладавшая собственным ароматом и собственным же трагизмом, стала выглядеть и не великой, и не смешной, а какой-то винегретной, не имевшей ни смысла, ни итога. Между тем тридцатилетие, в которое советский человек впервые отделился от родного государства и оказался перед лицом необходимости соотносить себя с вечными ценностями, а не с ценностями явно гибнущей империи, заслуживало более серьезного разговора, без тотальной и всепроникающей иронии. Автор и сам, по-моему, понял, что значительная часть усилий по сбору уникального материала оказалась напрасной, - нет авторской воли, способной этот материал организовать. Аналогичная непроявленность авторской позиции помешала Евгению Киселеву снять действительно оригинальный и значимый фильм о Ленине. Единственной бесспорной удачей документального цикла НТВ представляется мне киселевский же "Афганский излом" - все-таки Евгений Алексеевич там был, и отношение к происходящему у него личное. Ясна была и сверхзадача - показать обреченность даже самых честных реформаторов в стране, не готовой к реформам и не желающей их. Но вот сверхзадача Лобкова мне что-то никак не желает открыться. Виной тому - пресловутая амбивалентность, с которой мы до сих пор вынуждены относиться к нашему великому и ужасному прошлому. Выбирать между великим и ужасным когда-нибудь придется все равно. Совмещать эти оценки еще можно на эстетическом уровне. Но Лобков-то берется за чисто этическую проблему. И здесь его метод обнаруживает свои пороки.

Очень жаль, что именно Лобков - самый субъективный, живой и остроумный из обозревателей НТВ - на глазах бронзовеет, утрачивая личную интонацию. Это общий порок наиболее заметных фигур в информационно-публицистическом вещании этого канала: начав говорить, они очень скоро начинают вот именно вещать, как бы от имени абсолютной истины, - иметь же личное отношение к изображаемому считается, видимо, дурным тоном. Лобков с одинаковым терпением и талантом выкапывает сенсационные детали и пересказывает общеизвестное. О мумиях-дублерах задолго до него рассказал "Огонек" - и даже показал, - но, конечно, живое изображение посильнее фотографии. Лобков с особенным смаком описывает зеленую нижнюю губу вождя, вставляет воспоминания одного из врачей о зеленой и черной плесени, время от времени поселяющейся на трупе... Казалось бы, все в совокупности должно наводить на мысль о гнусности самой затеи, о какой-то всероссийской некромании, и тогда замысел Лобкова вписывался бы в кампанию противников Мавзолея. Но Лобков - насколько я знаю, биолог по образованию, - не может скрыть своего естественнонаучного восхищения доблестью Збарского и его союзников. Восхищают его и врачи, занятые поддержанием жизни в трупе, простите за сомнительный каламбур. Сохранение тела он называет подвигом, сам Мавзолей - выдающимся памятником. Более того, в этом контексте сохранение трупа Сталина тоже начинает казаться результатом героических усилий коллектива врачей, работавших под дамокловым мечом. И когда престарелый гебист вспоминает о том, как со сталинского мундира перед захоронением срезали ордена и пуговицы и как Шверник, присутствовавший при сем, плакал, - гебист чуть не плачет, и зрителю его глубоко жаль. В результате даже вынос Сталина из Мавзолея начинает казаться не меньшим кощунством, чем внос его туда. То есть пресловутая объективность заставляет любое событие советской истории воспринимать чисто феноменологически, что, может, и хорошо само по себе, но как-то уж очень попахивает эскапизмом, бегством от оценки, размытостью собственной нравственной позиции. В чем - в чем, а в этом Лобкова прежде нельзя было заподозрить.

Фильм Лобкова наглядно демонстрирует причины, по которым никто до сих пор так и не может решить судьбу Мавзолея. Такие сооружения и созидаются, и разрушаются в великом историческом порыве. Лично я ни секунды не сомневаюсь, что Мавзолей невредимым простоит до следующей перестройки, результатом которой будет уже не только его снос, но и, скорее всего, переделка Красной площади в подобие национального парка с гуляющими по ней зебрами и антилопами; конечно, защитники национальных святынь помитингуют с грязными рукописными плакатами, однако, надеюсь, их быстро препроводят куда следует. Но через какие зверства и абсурды стране еще придется пройти до этой перестройки - знает один Бог. Сегодня ясно, что очередной исторический шанс упущен, власть и оппозиция равно противны и бессильны, и Мавзолей простоит на Красной площади еще долго как символ глобального омертвления русской жизни.

Может быть, именно это омертвление имел в виду Лобков, так назойливо показывая даже в анонсах своего фильма погруженные в бальзам трупы? Может быть, именно эта тотальная мертвечина заставляет его так пристально, с таким натурализмом исследовать альбомы, в которых зафиксированы цвета ленинских кожных покровов? Может быть, его интерес к самым темным тайнам Мавзолея - именно следствие тотальной некрофилии, поразившей страну, в которой почти нет ничего живого?

Тогда перед нами и впрямь очень своевременный фильм. Непонятно только, откуда у Лобкова берутся не всегда уместная ирония и то нескрываемое самодовольство причастного к абсолютной истине, которое как будто не очень гармонирует с серьезным исследованием процессов омертвления общества.

И еще об одном неплохо бы помнить. Все эти трупы - дублер, Ленин, Россия - были когда-то живыми. И оттого, говоря о них, неплохо бы иногда вспоминать о таких вещах, как гнев, ненависть, любовь, сострадание ... А еще о том, что Ленин просил похоронить его рядом с матерью и сестрой. И каковы бы ни были его прижизненные грехи, отнимать у него это последнее право - значит несколько превышать наши земные полномочия.

Также в рубрике:

ВОКРУГ ТВ

НАЧАЛО СЕЗОНА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;