Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 33 (7193) 16 - 22 сентябрь 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрРусская сцена на другом берегуПо залам выставки "Де Бирс: возвращенные реликвии - Пушкиниана русского зарубежья" Ирина ГРАЩЕНКОВА На излете юбилейного года в Москве открылась еще одна пушкинская выставка, представляющая поэта как знаковую фигуру культуры русского зарубежья. Экспозиция подготовлена Центром по изучению культуры русского зарубежья - Домом-музеем Марины Цветаевой на основе раритетов из архива этого дома. На выставке впервые показана лишь малая часть сокровищ из этого архива. Большинство экспонатов - дары компании "Де Бирс", которая выступила генеральным спонсором выставки. Для 9-10 миллионов лишившихся России именно культура стала мощным объединительным началом, а Пушкин - ее синонимом. Театр русского зарубежья стал наследником и хранителем опыта великого русского театра серебряного века, причем в экстремальных обстоятельствах. Особенно трудно было театру драматическому - в инокультурном и иноязычном пространстве, с потерей большинства своего зрителя, без признанных лидеров и авторитетов. В зале выставки, названном Театральным, - афиши, программы, фотографии, а в них - события, судьбы, вязь творческих и человеческих взаимоотношений людей Театра. Вот лица звезд театра русского зарубежья - М. Германова, П. Павлов, А. Вырубов, В. Греч - в ролях и в жизни. Вот материалы на французском, касающиеся драматурга, режиссера и теоретика театра Н.Н. Евреинова. Приглашение на вечер его памяти с участием С. Лифаря. Программа его театрального фестиваля - драматические произведения и режиссерские постановки. Оттиск лекции "О внушении искусства". Театральные труппы нелегко создавались и легко распадались. Их украшением были крупные театральные имена. "Театр Комедии и Драмы" мхатовки В. Барановской. Театр-кабаре "Радуга" Ф. Комиссаржевского. "Русский драматический театр в Париже" Н. Бапиева - под этим названием воскресла знаменитая "Летучая мышь". Судьба этого театра за рубежом отражает общие закономерности. Сперва огромный успех, прежде всего у русской публики. Желая его удержать, Балиев начинает ставить на французском языке, с привлечением французских актеров. И труппа распадается после первого же такого опыта - спектакля "Пиковая дама". По-другому боролась за жизнь Пражская группа МХТ. Она возникла в 1922 году, когда распалась гастрольная труппа Московского Художественного театра, объехавшая сначала юг России, охваченный белым движением, затем Турцию, Болгарию, Сербию, Чехию, Австрию, Германию, Францию. Ее возглавляли В. Качалов и О. Книппер-Чехова. По приглашению Вл.И. Немировича-Данченко они вернулись в Москву, а вместе с ними И. Берсенев, А. Дикий. Тогда во главе Пражской группы встала М. Германова. Она практиковала возобновление мхатовского дореволюционного репертуара, в том числе тех спектаклей, в которых блистала сама. И все-таки в 1935 году театр исчерпал свой европейский потенциал и во главе с М. Чеховым выехал на гастроли в Америку. Из тех, кто вернулся, был создан "Театр русской драмы". В его организации приняла участие Е. Рощина-Инсарова. Французские исследователи находили следы влияния и Пражской группы МХТ и "Театра русской драмы" на театр "Ателье" А. Барсака и "Театр Монпарнас" Г. Бати. Судьба музыкального театра русского зарубежья на первый взгляд кажется более благополучной. Русский оперный театр на Елисейских полях открылся в январе 1929 года. Он собрал прекрасные творческие силы: режиссеры Н. Евреинов, А. Санин; зав. художественной частью И. Билибин, К. Коровин; во главе балета М. Фокин. Ставили исключительно русский репертуар: "Садко", "Руслан и Людмила", "Евгений Онегин", "Князь Игорь". На одной из программ, висящих в зале, эскизы костюмов работы К. Коровина и французская транскрипция названия оперы А. Бородина "Принц Игорь". На выставке представлены и редкие фотографии Ф.И. Шаляпина - в разных ролях, в том числе знаменитых пушкинских, и в жизни, включая ее земной финал, похороны в Париже. Самыми блистательными свершениями в истории русского театрального зарубежья были балетные спектакли. На выставке фотографии Анны Павловой и Ольги Спесивцевой, посмертная маска С. Дягилева. Рядом книги его ближайшего сподвижника и друга Сергея Лифаря "С.П. Дягилев", "Моя зарубежная Пушкиниана". Лифарь четверть века возглавлял балет Гранд-Опера как балетмейстер и педагог, воспитавший 11 ведущих балерин театра. Кавалер ордена Почетного легиона, член-корреспондент Французской академии изящных искусств, приняв французское гражданство, Серж Лифарь как художник оставался подданным русской культуры. Также в Театральном зале представлен один из самых читаемых и почитаемых русских журналов "Иллюстрированная Россия", где печатались А. Куприн, Д. Мережковский, Б. Зайцев, З. Гиппиус, И. Шмелев, И. Бунин. В экспозиции - 748 номеров. Зал украшен театральными работами Натальи Гончаровой - эскизами костюмов и декорации к балету "Золотой петушок" для постановки юбилейного 1937 года. Сценичность и красота выставленных работ подтверждают высокое реноме Гончаровой как театрального художника, с которой работали С. Лифарь, И. Стравинский, Э. Дузе. Соседний - зал Пушкинского парижского комитета. Он был создан в 1935 году для организации и проведения 100-летия со дня смерти А.С. Пушкина. Политические противники, творческие оппоненты, личные недруги, а рядом соратники, единомышленники, друзья. Их всех сплотил Пушкинский комитет. И здесь, в этом зале, они рядом. С. Лифарь, один из инициаторов и организаторов пушкинских торжеств и юбилейной выставки "Пушкин и его эпоха", рядом с Мариной Цветаевой. Ф. Шаляпин, С. Кусевицкий, С. Рахманинов... Многие из них в прошлом отдали дань увлечению театром. Пьеса З. Гиппиус "Зеленое кольцо" была поставлена II студией МХТ. Драма Д. Мережковского "Павел I" была театральным событием. Постановка "Семьи Паниных" Б. Зайцева стала первым спектаклем вахтанговской студии. Пьесы "Царь Максимилиан", "Бесовское действо", "Действо о Георгии Храбром" принесли славу драматургу А. Ремизову. Марина Цветаева человечески и творчески была связана с Камерным театром, той же II студией МХТ, с вахтанговцами. А.Н. Бенуа - художник-декоратор Мариинского театра, МХТ, антрепризы С. Дягилева. На Западе в его декорациях были поставлены десятки опер и балетов в "Комеди Франсез", Гранд-Опера, Ла Скала, в театре Иды Рубинштейн. К. Коровин, в прошлом декоратор и художественный консультант московских императорских театров, оформивший около 100 постановок, в эмиграции как сценограф работал в Русской опере, в театрах Парижа, Лондона, Турина, Мюнхена. И. Билибин оформлял "Сказку о царе Салтане" в Праге, а по возвращении на родину - и в Ленинграде. Для оперного и балетного театра в 30-е годы пишут: И. Стравинский ("Мавра", "Пульчинелла"), А. Гречанинов ("Станционный смотритель", "Женитьба"). С. Кусевицкий-дирижер участвовал в оперных постановках "Бориса Годунова" с Ф. Шаляпиным во Франции, Испании. Князь Сергей Волконский, бывший директор императорских театров, возглавлял театральный отдел парижской газеты "Последние новости", был театральным обозревателем "Иллюстрированной России". Так каждый искал и находил новые формы деятельности. На стыке культур. Ради сохранения и развития непреходящих ценностей, здесь, на другом берегу. Также в рубрике:
|