Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 33 (7193) 16 - 22 сентябрь 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираКамертон - эротика, на грани порноВ лабиринтах Венецианского кинофестиваля-99 Галина СЛУЦКАЯ Первая премия ("Золотой Лев Святого Марка") - Чжан Имоу (КНР) за фильм "Ни одного больше"; Большая премия жюри ("Серебряный Лев Святого Марка") - Аббас Кьяростами (Иран) за фильм "Нас унесет ветер"; "Золотой Лев Святого Марка" за вклад в мировое кино - Джерри Льюис (США); Специальная премия жюри за лучшую режиссуру - Чжан Иуан (КНР) за фильм "Семнадцать лет"; Золотая медаль Сената Италии - фильму "Делать нечего" (Франция) Марион Верну; Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль - Джим Бродбент (Великобритания) за участие в фильме "Вверх дном" Майка Ли; Кубок Вольпи за лучшую женскую роль - Натали Бэй (Франция) за участие в фильме "Порнографическая связь" Фредерика Фонтеня; Премия Мастроянни за лучший актерский дебют - Нина Пролл (Австрия) за участие в фильме "Северная окраина" Барбары Альберт; Премия Международной недели критики - фильму "Мундо Гуа" (Аргентина) Пабло Траперо; Премия Де Лаурентис за лучший первый фильм - Джованни Давиде Мадера (Италия) за фильм "Это сад"; " Серебряный Лев Святого Марка", премия за лучший короткометражный фильм - фильму Тебохо Махлатси (ЮАР) "Портрет тонущего человека". При всей видимой хаотичности Венецианского кинофестиваля на нем сосуществуют два отдельных организованных мира, две киножизни длиною в 12 дней. Один из этих миров - пышный, элегантный, скандально известный, другой - скромный, незаметный, говорящий почти шепотом, интервью не дающий и на призы не претендующий. Но от этого не менее полноценный и талантливый. "Типота"Итальянский фильм "Типота" (режиссер Фабрицио Бентивольо) идет всего 17 минут. Его сюжет прост и актуален; большая семья албанских беженцев пробирается ночью через лес и укрывается в заброшенном доме. Они устраиваются на ночлег, а утром выясняется, что дом этот - киноплощадка, куда приезжает съемочная группа, деловито устанавливает свет, расставляет реквизит, гримирует актеров. Никто при этом не обращает внимания на беженцев, только иногда их просят не попадать в кадр. А в "кадре" своя жизнь, чужой мир, события "несуществовавшей" эпохи, необязательные фразы, поцелуи в объектив, короче говоря, лютая безвкусица и банальность, доведенная до идиотизма. Распалась связь времен! 17 минут доброго, ироничного взгляда на парадоксальную ситуацию. Проснувшись утром следующего дня, беженцы вдруг обнаруживают дом совершенно пустым и тихим. Никого и ничего не осталось. Что это было? Сон, мираж? Наверное. И только их беда, скитания и страх - это реальность. Пафос этой короткометражной ленты, тихой и незлобивой, и стал для меня, с одной стороны, эпиграфом ко всему смотру Венеция-99, а с другой - его абсолютным контрапунктом. "Широко закрытые глаза"56-е издание Венецианской международной выставки киноискусства (так официально называется фестиваль) окрестили самым эротическим за всю более чем полувековую ее историю. Открыл счет картинам "про это" великий американский режиссер Стэнли Кубрик фильмом "Широко закрытые глаза". На церемонии открытия Бернардо Бертолуччи прочел взволнованное эссе, посвященное памяти своего коллеги и друга. Он напомнил, что Кубрик за 40 лет работы в кино снял всего 13 фильмов, каждый из которых стал событием. "...Глаза" были показаны в Венеции в качестве европейской премьеры и без цензурных купюр, сделанных в пуританской Америке. Фильм, которому суждено стать духовным завещанием мастера, представляет собой экранизацию, вернее, вольное, свободное изложение некогда знаменитого романа австрийского автора Артура Шницлера "Двойной сон", написанного в начале 20-х годов нашего столетия. Поэтому драматургически это перемещение не только в пространстве, но и во времени. Американская киноментальность наложила, конечно, отпечаток на эстетику фильма, но по накалу страстей, по-фрейдистски закрученному сюжету с обязательным элементом детектива это все-таки типично европейская картина (впрочем, она и родилась в Старом Свете - в Англии!): отсюда и длинные диалоги героев, множество крупных планов, плавный, даже слегка замедленный монтаж. Весь фильм как бы разбивается на несколько новелл. Через отношения супружеской пары Билла и Алисы (в исполнении голливудских звезд Тома Круза и Николь Кидман) Кубрик раскрывает мир чувственных переживаний двух вполне обыкновенных и благополучных людей. При этом режиссер сознательно и даже несколько демонстративно окунается в мир итальянской культуры, он то перекликается с полотнами Сандро Боттичелли, соотнося образ героини Николь Кидман с нежной Боттичеллиевой Венерой, то погружает нас в огромное пространство "Божественной комедии" Данте, и похождения главного героя становятся чем-то похожими то на путешествие великого флорентийца по кругам ада, то вызывает память прославленного авантюриста Джакомо Казановы и щедро заимствует карнавальные маски из венецианского театра. А один из кульминационных эпизодов фильма - оргия плоти в тайном храме запретной любви - несет на себе черты узнаваемого почерка Федерико Феллини. "Годжитмал"Еще более откровенна по своему эротическому содержанию конкурсная картина маститого южнокорейского режиссера Янг Сун By под названием "Годжитмал" ("Обманы"). Она и по исполнению максимально приближается к порно-шоу. Все полтора часа экранного времени 18-летняя гимназистка без устали занимается любовью с 40-летним скульптором. В какой-то момент их ложе начинает напоминать боксерский ринг, а вся страсть обретает ярко выраженный садомазохистский привкус. Фильм поставлен по повести современного корейского прозаика Янг Юнг Инва "Скажи мне неправду", запрещенной в Южной Корее из-за своего порнографического содержания. "Порнографическая связь"А вот французская конкурсная лента "Порнографическая связь" режиссера Фредерика Фонтеня, несмотря на заглавие, любовных сцен содержит совсем мало, они только слегка намечены и обозначены пунктирно. Герои деловито занимаются сексом за кадром, а в камеру они рассуждают о своих проблемах, говорят между собой в кафе, на улицах большого города, откровенно рассказывая психоаналитику и зрителю о своих чувствах и переживаниях. И хотя мужчина и женщина Фонтеня выбрали друг друга в толпе самым современным способом - по Интернету, - фильм выглядит немного старомодно, как поношенное пальто, все еще добротное, потому что сшито из хорошего материала и скроено способными портными. Как будто пришедшие из фильмов Годара, Лелуша, Шаброля персонажи Фонтеня - это герои прошлого, одинокие, беззащитные и легкоранимые. "Северная окраина"Столь же уязвимыми, неустроенными, попавшими в замкнутый круг непонимания и отчуждения показались мне персонажи картины молодого венского режиссера Барбары Альберт "Северная окраина". Впервые за всю историю Венецианского фестиваля австрийская картина допущена до участия в конкурсе. Это рассказ о нелегких буднях иммигрантов, живущих в столице Австрии, ставшей пристанищем для множества людей, покинувших родные очаги, бежавших из стран бывшей социалистической Восточной Европы. Окраина Вены, где и происходит действие фильма, - это местожительство и одновременно мироощущение, окраина жизни, маргинальность судьбы. В картину умышленно не попал ни один план прекрасной, имперской, благополучной Вены. Молодые герои являются частью подчеркнуто убогого пейзажа, живут в нищих интерьерах коммуналок, они постоянно находятся в состоянии подавленности и стресса, лишенные не только чаяний и идеалов, но и элементарной любви и ласки... "Напрасные иллюзии"Эту тему как будто продолжает фильм молодого японского режиссера Киоси Куросавы (однофамильца великого мастера) с красноречивым названием "Напрасные иллюзии". Неустроенность молодых людей показана на фоне маленького японского городка. Герои фильма, еще не начав жить, уже устали от жизни. Они двигаются по замкнутому кругу, их будни безысходны, и (очень точная деталь!) при всем богатстве знаменитой японской кухни они уныло и упрямо жуют на бегу в "Макдоналдсе" - этом символе спешки и обезличенности. 17-летняя Мичи ставит почтовые штемпели на конверты, это и ее работа, и содержание жизни - заштампованной и однообразной. "Преступные любовники"С беспощадным натурализмом рисует историю двух подростков французский режиссер Франсуа Озон в фильме "Преступные любовники". Волею автора соединены вместе элементы детективного романа, сказки и кровавого триллера. Истеричная девчонка заставляет влюбленного в нее юношу убить одноклассника. Они закапывают его в лесу, но попадают, как в страшной сказке братьев Гримм про Ганса и Гретель, в жилище одинокого бродяги, который мучает их и издевается над ними. Сцены каннибализма сменяются эпизодами гомосексуальной страсти хозяина лесной хижины к своему пленнику, а обряд посвящения в первую любовь под струями водопада переходит в полицейскую погоню с овчарками и автоматной стрельбой. Фильм был представлен в программе "Сны и видения", если это сон, то кошмарный. "Стать Джоном Малковичем"Событием фестиваля стал, безусловно, показ ленты молодого английского режиссера Спайка Йонзе "Стать Джоном Малковичем". Это совершенно абсурдная и гротескная история, представленная в рамках той же программы "Сны и видения". Ее герой, артист-кукловод, попадает в фантастический тоннель и, продвигаясь по нему, оказывается в телесной оболочке известного актера Малковича. Режиссер работает в совершенно новой, непривычной для зрителя системе координат, напряжение драматургического материала позволяет нанизывать массу сюжетных линий, в которых не теряешься, потому что они выстроены логично и оправданы всем ходом киноповествования. Джон Малкович играет самого себя азартно и весело. Недоумевая, он все время прокручивает варианты выхода из этой фантастической истории. А сам кукловод тем временем, пользуясь популярностью актера и эксплуатируя его внешность, осуществляет давнюю мечту: создает свой театр марионеток. И появляется совершенно новая ипостась рассказа - люди и куклы, маска и лицо, рука актера и марионетка, которая может жить только по воле хозяина, того, кто дергает за веревочки. "Сладкий и низкий"Вуди Аллен каждый год показывает на фестивале новую работу, он любит Венецию, а Венеция любит Вуди Аллена. Зал брали штурмом, свободных мест не было, не говоря уж о "лишних билетиках". Его внеконкурсный фильм "Сладкий и низкий" - это грустная и одновременно веселая история джазового гитариста Эммета Грея. Место действия - Америка, время - тридцатые годы. Безупречная стилизация: машины, одежда, грим, музыка, напитки. Рассказ выстроен бесхитростно, без всякой экстравагантности, на воспоминаниях друзей и современников Грея и, конечно, на комментариях самого Вуди Аллена. Триумвират актеров - Шон Пенн, Ума Турман и Саманта Мортон - представил своих героев с достаточной долей иронии и, что важно, самоиронии. Самый разговорчивый из всех современных актеров и режиссеров, Вуди Аллен (настоящая мука для синхронных переводчиков!) наступил на горло собственной песне, сделав одну из главных героинь немой. Снобистская аудитория оценила замысел и воплощение комедии Аллена и взорвалась громом аплодисментов. Вспоминая Акиру КуросавуВ этом году Венеция вспоминала Акиру Куросаву. Во многом благодаря фильмам этого великого режиссера мир научился понимать и ценить философскую глубину японской культуры. Была показана картина "После дождя", снятая по сценарию А. Куросавы режиссером Такаси Коидзуми и посвященная им памяти маэстро. Безупречно выдержанная в стиле театра кабуки и разыгранная по законам оперы средневековая драма о рыцарстве, добре и зле. Видеоряд нетороплив, каждый план выстроен алгебраически точно, ничего лишнего, абсолютная симметрия и уравновешенность изображения. Если в правом углу экрана тень, то она появляется и в левом, если солнечный луч проникает в окно с одной стороны, то даже вопреки законам физики, он виден и в другом. Все эти приемы рождают удивительное ощущение покоя, первоначального, элементарного порядка и в мыслях, и в чувствах. Отношения самурая Мисавы с окружающим миром и с самим собой - это абсолютная гармония, как будто Земля еще не вышла из младенчества, еще только рождается миф об установлении божественной власти на Земле. Все это - в черной темноте зрительного зала. А там, на воле, под солнцем или звездами венецианской лагуны другая - настоящая, но в то же время еще менее реальная жизнь. Там очаровательная Николь Кидман в только что купленном ожерелье из муранского стекла, и стройная кореянка Ли Сайг, ставшая фотомоделью, и неувядаемый Адриано Челентано, давший с дочерью специальный концерт для гостей фестиваля, и "историческая регата" пышно одетых гребцов-гондольеров, которые вот уже 500 лет соревнуются на каналах Венеции, не ведая ни о каких киносмотрах. Также в рубрике:
|