Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 33 (7193) 16 - 22 сентябрь 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаЯ принципиально за то, чтобы сочетать известное и новоеАрнольду Кацу - 75 Марина НЕСТЬЕВА Хотя эти слова относятся лишь к составлению концертных программ, они вполне могут характеризовать доминанту личности Арнольда Каца. В самом деле, редкое постоянство и увлекающая изменчивость, верность традициям и дерзновенные проекты, основатель-юность, надежность и гибкость, вкус к новому. Пожалуй, именно взаимодействие этих качеств, каждый раз, разумеется, индивидуальное, и определяет художественный и человеческий феномен маэстро. Наверное, более всего такой необычный букет свойств пригодился ему при организации Новосибирского академического симфонического оркестра. Уже 43 года он - бессменный его глава и вдохновитель; диктатор, хозяин и нянька, мамка; прагматик, выбивающий зарплаты и квартиры музыкантам, и творец, создавший, безо всяких преувеличений, один из лучших российских коллективов. По воле руководителя в его репертуарных запасах прочный фундамент - барокко, венский классицизм, немецкий романтизм, русская музыка. Однако с не меньшим энтузиазмом осваиваются произведения XX века - в свое время Шостаковича и Прокофьева, позже - Шнитке и Денисова, Губайдулиной, Щедрина и Пярта, Тищенко и Слонимского. Список можно длить бесконечно. Недаром традиционный фестиваль оркестра так и называется "Классика и современность". "У дирижера есть два лица, - утверждает А. Кац, - артистическое и педагогическое". Да, он постоянно учит (не только в консерватории, но и в повседневном общении с музыкантами, ведет мастер-классы) и , учится сам - у оркестров, с которыми сотрудничает (среди них - самые блестящие, в том числе Госоркестр, БСО, Российский Национальный, заслуженный коллектив Ленинградской филармонии), у корифеев-исполнителей, в ансамбле с которыми показывает себя отличным, чутким аккомпаниатором. Его партнеры - Н. Петров и Н. Гутман, М. Федотов и А. Любимов, Э. Вирсаладзе и М. Венгеров и многие, многие другие известные исполнители, российские и зарубежные. "Индивидуальным" гастролером и со своим оркестром А. Кац объездил весь мир. Наверное, на карте почти не осталось мест - континентов, городов, фестивалей, не покоренных его, чудесной дирижерской палочкой. Летом 1993 года маэстро руководил по инициативе американской стороны Российско-Американским молодежным оркестром, с 1994 года он - главный приглашенный дирижер Оркестра радио и телевидения Загреба. Казалось бы, обладатель всех возможных регалий - лауреат Государственной премии России, народный артист СССР, профессор - мог бы и успокоиться, поумерить творческий пыл. Но А. Кац не таков. Он неизменно движется вперед, совершенствование для него - важная часть высокого профессионализма, привитого учителями: знаменитым педагогом по скрипке А. Ямпольским в Центральной музыкальной школе и А. Гауком, И. Мусиным, приоткрывшим для него тайны дирижерского искусства. Осваивая новое, маэстро постоянно возвращается к уже сыгранному, чтобы шлифовать интерпретации, отыскивать новые подходы к прочтению музыки. В этом смысле примером для него всегда являлся Евгений Александрович Мравинский. А в недрах Новосибирского Большого симфонического оркестра тем временем по инициативе его руководителя рождаются малые коллективы: Концертный духовой оркестр, ансамбль солистов "Новосибирская камерата", "Filarmonica-квартет". Конечно, запас прочности для дирижера необходим и обязателен. И все же общение с оркестром маэстро определяет как своего рода сеанс гипноза: "Разумом этого не понять, словами не выразить. За гранью понимания. Спросите у музыкантов, они вам скажут: "Мы ощущаем дирижера еще до того, как он взмахнет рукой". От себя прибавим: дирижера такого масштаба, с такой аурой, как А. Кац. Может быть, отсюда необычайные живость и свобода музицирования, темповая гибкость, всегда отличающие его манеру. Сильное свойство дирижера - архитектоническое мастерство, выстраивание драматургии сочинения, наполненность эмоционально-смыслового содержания от первой до последней ноты. Когда А.Кац за пультом, невозможно представить себе условного, формального тактирования, схематичного, ненаполненного звучания. Прав один из японских критиков, сравнивший А.Каца-дирижера с актером театра Кабуки, столь совершенна и отточена форма в его трактовках, что бы он ни играл. Способность маэстро подчинить себе оркестр, любой, с которым он выступает в данный момент, передать музыкантам свое слышание и понимание произведения, сильнейший эмоциональный посыл, артистический темперамент и при этом полный контроль над исполнительской ситуацией в каждый момент звучания рождают отклик сопереживания в любой аудитории - как у профессионалов, так и у любителей. Согласимся с самим А. Кацем, который как-то очень точно определил стиль игры своего оркестра - "Сплав двух направлений: художественной традиции оркестра Ленинградской филармонии - от них мы взяли за образец интонационную, штриховую и ансамблевую дисциплину, и Госоркестра - от них блеск струнных и особенно медных духовых. Слияние этого плюс равновесие между струнной и духовой группами есть наш новосибирский стиль". Постоянно обогащаемый, добавим мы, другими влияниями, размышлениями, многосторонним опытом. Арнольд Михайлович Кац - превосходный педагог. Ученики его, среди которых есть и такие известные, можно сказать, с мировым именем, как Вальдемар Нельсон, продолжают сегодня дело его жизни в самых разных уголках земного шара. Также в рубрике:
|