Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 33 (7193) 16 - 22 сентябрь 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Я принципиально за то, чтобы сочетать известное и новое

Арнольду Кацу - 75

Марина НЕСТЬЕВА


Хотя эти слова относятся лишь к составлению концертных программ, они вполне могут характеризовать доминанту личности Арнольда Каца. В самом деле, редкое постоянство и увлекающая изменчивость, верность традициям и дерзновенные проекты, основатель-юность, надежность и гибкость, вкус к новому. Пожалуй, именно взаимодействие этих качеств, каждый раз, разумеется, индивидуальное, и определяет художественный и человеческий феномен маэстро.

Наверное, более всего такой необычный букет свойств пригодился ему при организации Новосибирского академического симфонического оркестра. Уже 43 года он - бессменный его глава и вдохновитель; диктатор, хозяин и нянька, мамка; прагматик, выбивающий зарплаты и квартиры музыкантам, и творец, создавший, безо всяких преувеличений, один из лучших российских коллективов.

По воле руководителя в его репертуарных запасах прочный фундамент - барокко, венский классицизм, немецкий романтизм, русская музыка. Однако с не меньшим энтузиазмом осваиваются произведения XX века - в свое время Шостаковича и Прокофьева, позже - Шнитке и Денисова, Губайдулиной, Щедрина и Пярта, Тищенко и Слонимского. Список можно длить бесконечно. Недаром традиционный фестиваль оркестра так и называется "Классика и современность".

"У дирижера есть два лица, - утверждает А. Кац, - артистическое и педагогическое". Да, он постоянно учит (не только в консерватории, но и в повседневном общении с музыкантами, ведет мастер-классы) и , учится сам - у оркестров, с которыми сотрудничает (среди них - самые блестящие, в том числе Госоркестр, БСО, Российский Национальный, заслуженный коллектив Ленинградской филармонии), у корифеев-исполнителей, в ансамбле с которыми показывает себя отличным, чутким аккомпаниатором. Его партнеры - Н. Петров и Н. Гутман, М. Федотов и А. Любимов, Э. Вирсаладзе и М. Венгеров и многие, многие другие известные исполнители, российские и зарубежные.

"Индивидуальным" гастролером и со своим оркестром А. Кац объездил весь мир. Наверное, на карте почти не осталось мест - континентов, городов, фестивалей, не покоренных его, чудесной дирижерской палочкой. Летом 1993 года маэстро руководил по инициативе американской стороны Российско-Американским молодежным оркестром, с 1994 года он - главный приглашенный дирижер Оркестра радио и телевидения Загреба. Казалось бы, обладатель всех возможных регалий - лауреат Государственной премии России, народный артист СССР, профессор - мог бы и успокоиться, поумерить творческий пыл. Но А. Кац не таков. Он неизменно движется вперед, совершенствование для него - важная часть высокого профессионализма, привитого учителями: знаменитым педагогом по скрипке А. Ямпольским в Центральной музыкальной школе и А. Гауком, И. Мусиным, приоткрывшим для него тайны дирижерского искусства.

Осваивая новое, маэстро постоянно возвращается к уже сыгранному, чтобы шлифовать интерпретации, отыскивать новые подходы к прочтению музыки. В этом смысле примером для него всегда являлся Евгений Александрович Мравинский.

А в недрах Новосибирского Большого симфонического оркестра тем временем по инициативе его руководителя рождаются малые коллективы: Концертный духовой оркестр, ансамбль солистов "Новосибирская камерата", "Filarmonica-квартет".

Конечно, запас прочности для дирижера необходим и обязателен. И все же общение с оркестром маэстро определяет как своего рода сеанс гипноза: "Разумом этого не понять, словами не выразить. За гранью понимания. Спросите у музыкантов, они вам скажут: "Мы ощущаем дирижера еще до того, как он взмахнет рукой". От себя прибавим: дирижера такого масштаба, с такой аурой, как А. Кац.

Может быть, отсюда необычайные живость и свобода музицирования, темповая гибкость, всегда отличающие его манеру. Сильное свойство дирижера - архитектоническое мастерство, выстраивание драматургии сочинения, наполненность эмоционально-смыслового содержания от первой до последней ноты. Когда А.Кац за пультом, невозможно представить себе условного, формального тактирования, схематичного, ненаполненного звучания. Прав один из японских критиков, сравнивший А.Каца-дирижера с актером театра Кабуки, столь совершенна и отточена форма в его трактовках, что бы он ни играл.

Способность маэстро подчинить себе оркестр, любой, с которым он выступает в данный момент, передать музыкантам свое слышание и понимание произведения, сильнейший эмоциональный посыл, артистический темперамент и при этом полный контроль над исполнительской ситуацией в каждый момент звучания рождают отклик сопереживания в любой аудитории - как у профессионалов, так и у любителей.

Согласимся с самим А. Кацем, который как-то очень точно определил стиль игры своего оркестра - "Сплав двух направлений: художественной традиции оркестра Ленинградской филармонии - от них мы взяли за образец интонационную, штриховую и ансамблевую дисциплину, и Госоркестра - от них блеск струнных и особенно медных духовых. Слияние этого плюс равновесие между струнной и духовой группами есть наш новосибирский стиль". Постоянно обогащаемый, добавим мы, другими влияниями, размышлениями, многосторонним опытом.

Арнольд Михайлович Кац - превосходный педагог. Ученики его, среди которых есть и такие известные, можно сказать, с мировым именем, как Вальдемар Нельсон, продолжают сегодня дело его жизни в самых разных уголках земного шара.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;