Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 33 (7193) 16 - 22 сентябрь 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияГори, гори, моя путевкаПутешествие минус пять звезд плюс острые ощущения НА ТРОПЕ ТУРИЗМААнна МАРТОВИЦКАЯ "Фаталь!" по-испански означает "ужасно". Я испанского не знаю, но это слово запомню на всю жизнь. За время своей недавней командировки в Кострому мне довелось его услышать раз сто: группа туристов из Испании делилась при мне впечатлениями о России. Гостиница им казалась "фаталь", ресторан при гостинице - тоже "фаталь", еда в нем и подавно. Что ж, я могу понять темпераментных испанцев, хотя за державу страшно обидно. Многочисленные скептики утверждают: о развитии въездного туризма в России сегодня говорить не приходится. Отечественная культура не финансируется, многочисленные святыни земли русской ветшают, так и не дождавшись гостей из заморских государств. Кроме того, в стране медведей и шапок-ушанок ежедневно совершаются теракты, и в мире остается все меньше охотников ее посетить. Однако музеи как столичные, так и региональные продолжают мужественно бороться за посетителей. В Ярославле на международном форуме "Развитие культурного туризма в Центральной России" я собрала целую коллекцию нетрадиционных и просто экзотических турпродуктов. В Государственном музее-заповеднике "Коломенское", например, посетителям не просто рассказывают о местных достопримечательностях и связанных с ними исторических событиях, но обучают традиционным русским обрядам, приглашают принять участие в разных театрализованных представлениях. "Многие теперь называют нас московским Диснейлендом и укоряют в том, что мы идем на поводу у публики, - говорит директор музея-заповедника Людмила Колесникова , - но не думаю, что эти упреки справедливы. Одними экскурсиями на хлеб сегодня не заработаешь". С этим трудно не согласиться: иностранцы, приезжающие в Россию, жалуются на то, что им показывают невообразимое количество храмов, монастырей и музеев и совсем не развлекают. Американцы, с которыми я познакомилась в Ярославле (правда, я притворилась шведкой, чтобы мои собеседники не стеснялись в выражениях), так и говорят: "Все наше путешествие - это бесконечные переезды в отвратительных поездах от одной церкви к другой. Во-первых, мы не можем выспаться в пути, а во-вторых, уже очень устали от русской религиозности". Однако не все туристы так чувствительны. Некоторым напротив, нравится ощутить; на себе все, прелести российского бездорожья и разгильдяйства. Их пожелания турфирмы учитывают - и размещают в частном секторе. Там к услугам туристов удобства на улице, ледяная вода и непередаваемый колорит скотного двора. Эта практика активно внедряется в Московской, Вологодской, Псковской, Ивановской, Костромской и других областях. Разместившись в условиях "минус пять звезд", путешественники отправляются в народ, на экскурсию в близлежащий музей или на охоту, которая, кстати, является одним из излюбленных развлечений иностранцев. Правда, удовольствие это недешевое: например, в Вологодской области, подстрелить глухаря стоит 400 долларов, убить медведя - от тысячи до 3 тысяч долларов. А промах обойдется туристу в 300 долларов. Богатство и разнообразие русской природы участники форума в Ярославле единогласно признали достопримечательностью не менее интересной, чем памятники архитектуры. Рассказывает заведующая экскурсионно-туристическим отделом Ипатьевского монастыря Лариса Пухачева : "У нас наряду с усыпальницей бояр Годуновых и палатами Романовых существует Музей природы Костромского края, в котором экспонируются уникальные коллекции растений, насекомых и чучел животных. У туристов этот небольшой музей вызывает неподдельный интерес, и потому мы даже организовали по нему отдельную экскурсию. Правда, англичан мы туда не водим - слишком уж долго приходится объяснять, что чучела изготовлены в те времена, когда "Гринписа" еще не существовало". О природе родного края рассказывают и экскурсоводы Государственного военно-исторического музея-заповедника "Куликово поле" - на месте легендарной битвы теперь растут такие реликтовые растения, как алтайский колокольчик и ковыль. "Мы не знаем, как еще задержать туристов на Куликовом поле хотя бы на день, - говорит научный сотрудник музея Сергей Цепляев , - и поэтому показываем им все что только можно. Иностранцы бывают на Куликовом поле очень редко: мы расположены в 140 километрах от Тулы, у нас нет средств рекламировать себя в городе, а тем более в Москве". В селе Мыт, что в Ивановской области, есть небольшой музей. Его сотрудники живут исключительно культурно-экологическим туризмом: там организованы паломничество к святому источнику, путешествия к разрушенным монастырям области. Ежегодно в музей приезжают 60 - 65 групп туристов, правда, среди них не было еще ни одного иностранца. Причина та же - отсутствие рекламы. Это одна из главных проблем большинства провинциальных музеев. Во-первых, многие из них в советское время не были включены в маршруты "Интуриста", тогдашнего отраслевого монополиста, поэтому об их существовании иностранным туроператорам просто ничего неизвестно. Во-вторых, нет денег на самостоятельную раскрутку. Поэтому иностранцы ездят по маршрутам, хорошо знакомым только московским гидам. Говорит директор ярославского Художественного музея Надежда Петрова : "О какой рекламе можно говорить, если у нас нет денег даже на изготовление уличных афиш и этикеток на английском языке? Мы выживаем за счет концертов и званых вечеров, но этих средств - 200 - 300 рублей с человека - хватает только на решение сиюминутных проблем вроде замены труб в туалете или ремонта ограды. Мы не можем себе позволить не то что отдела по работе с туристами - хотя бы одного специалиста в этой области". Заместитель министра по физической культуре, спорту и туризму Владимир Нелюбим , с которым мне удалось побеседовать на форуме, так комментирует эту проблему: "Федеральная программа развития туризма сегодня финансируется всего на 3 процента от заложенных в бюджете средств, выделяемые деньги покрывают ничтожно малую долю нужд российских туристических объектов. Въездной туризм в нашей стране развивается очень медленно. Одно обнадеживает: в Госдуме ведется разработка подзаконных актов, норм и правил, которые предусматривают льготное налогообложение для турфирм, привозящих туристов в Россию". Дело это, конечно, благородное. Однако вопросы остаются - например такой: почему музеи, заповедники, монастыри, другие историко-культурные учреждения, являющиеся основными объектами туризма, не получают свою долю прибыли от индустрии гостеприимства, как это принято в мире? Сегодня Комитет по туризму Правительства Москвы рассматривает проект закона "О туристической деятельности в городе Москве". В этом документе отсутствует определение туристических ресурсов, ни слова не сказано о компенсации за использование объектов исторического и культурного наследия. Как мне рассказали в Главном управлении по охране памятников Москвы (ГУОП), законопроект приходил к ним на заключение, Московскому Правительству было предложено разработать правовой механизм "возврата" 5-7 процентов средств из сферы коммерческого туризма на содержание, реставрацию и реконструкцию памятников истории и культуры. Никакой реакции на эту инициативу ГУОП пока не последовало. Также в рубрике:
|