Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 36 (7699) 17-23 сентября 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПровинцияДЖЕММА ФИРСОВА: Рукописи не горят. Фотографии - тожеПЕРСОНАОльга ХАРИТОНОВА Шестой Международный телекинофестиваль документальной мелодрамы "Саратовские страдания" откроется 18 сентября. Фильмом открытия выбрана картина Павла Лунгина "Царь" - последняя с участием народного артиста СССР Олега Янковского, памяти которого будет посвящена и ретроспектива его фильмов, в том числе тех, что мало известны отечественному зрителю, - снятых в Японии и Греции.В конкурсной программе этого года можно увидеть работы режиссеров из Германии, Франции, Ирана, Финляндии, Израиля, Англии и Украины. Российская ее часть традиционно представлена широко - фильмами из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Саратова, Екатеринбурга, Перми, Вятки, Казани, Красноярска и других городов.В Год молодежи программа "Саратовских страданий" составлена с учетом интересов этой аудитории и предлагает целый ряд встреч и мастер-классов, адресованных молодым любителям кино, площадкой для проведения которых станет Институт филологии и журналистики СГУ, выступающий партнером фестиваля. В работе фестиваля принимает участие Джемма Сергеевна ФИРСОВА - кинорежиссер, удостоенный за создание документальных картин множества наград, в том числе Ленинской и Государственной премий. На Нижне-Волжской студии кинохроники она работает над картиной, посвященной удивительной судьбе Владислава Микоши. И готовится открыть в областном Доме искусства и науки фотовыставку "Арктика". - Эта выставка выросла из той, которую Ольга Свиблова сделала в 2007 году в Манеже к 100-летию начала нашего освоения Арктики. Выставка была грандиозная, она собрала всех ведущих фотомастеров, там были Дебабов, Халдей, Халип, Зельма, Новицкий, Кармен, другие, и у Микоши было два раздела. По сути, он был представлен даже большим количеством работ, чем остальные. В прессе их оценили очень высоко. Микоше удалось очень подробно снять рейс "Смоленска", отправившегося вместе с кораблями "Красин" и "Сталинград" на спасение научной экспедиции под руководством Отто Шмидта и сыгравшего в этом спасении решающую роль. Запечатлен весь рейс: от начала погрузки во Владивостоке и до возвращения в этот город. Как оказалось, это самый подробный фотодневник спасения челюскинцев. Конечно, Владислав был не один - на льдине, в лагере, скажем, снимал Петр Новицкий, потрясающий фотомастер. На выставке будут три портрета Владика, которые сделал Петр. Кроме того, у Микоши оказался самый подробный репортаж проводов из Москвы экспедиции Папанина на Северный полюс в марте 1937 года, на выставке в Саратове будут показаны 11 работ. А также прилет дирижабля "Граф Цеппелин" в Ленинград летом 1931 года. - Мне удалось посмотреть черновой вариант фильма о Микоше, где использованы в основном снятые им кадры. Они производят грандиозное впечатление. Кажется, что люди, так снимавшие, то есть так видевшие мир, должны были обладать каким-то особым, невероятным для современного восприятия внутренним, личностным масштабом . - Я вам скажу так: с одной стороны, это было трагическое время, уничтожившее огромное количество людей, истребившее старую интеллигентскую элиту. С другой - те, кто на этом времени вырос, чувствовали масштаб эпохи, перемен, развернувшегося строительства, создания нового искусства и культуры. Этот масштаб отражался на тех, кто любил свою страну, гордился ею, готов был отдать за нее жизнь и отдавал. Сегодня, сидя у "ящика", который вроде бы показывает нам всю страну, мы живем в своей квартире и своими узкими интересами. Страну мы "наблюдаем" со стороны. А тогда были только радиотарелки, да и то не в каждом доме, но все жили интересами страны. - Когда читаешь книжку Микоши "Я останавливаю время", презентация которой состоялась в Саратове в рамках Второго фестиваля документальной мелодрамы "Саратовские страдания", или смотришь то, что он снимал, знаешь, свидетелем чего был, - даже если брать только военные съемки, то есть оборону Одессы, Севастополя, освобождение Кавказа и Крыма, бомбежки Лондона или гибель Керченского десанта, то понимаешь, какая это жизнь. Как уложить ее в 52 минуты фильма ? - Я точно знала, что не смогу второй раз в течение года сидеть в Красногорском архиве, у меня уже не будет ни времени, ни денег. Когда я начала работать в архивах, я не знала, какой будет картина. Я отбирала лучшее из того, что он снимал, начиная с прилета "Графа Цепеллина" в Ленинград, который он снял еще будучи студентом ВГИКа, только что окончившим второй курс. Такое количество прекрасного материала! Поэтому я брала тот, что драматургически соотносится с его книгами. Вторая, значительно меньшая часть видео связана с его жизнью: я искала Саратов дореволюционный, 20-х, 30-х годов, Ленинград, Москву, Архангельск, где он ждал конвоя, чтобы идти в Англию и Америку, Владивосток, куда он сбежал из Москвы к морю. Уже во время работы я стала гораздо хуже видеть, врачи сказали, что продолжать работать нельзя, если не хочу потерять зрение, и фильм сделал прекрасный режиссер Евгений Цымбал. Конечно, сложить картину о такой огромной жизни в 52 минуты, чтоб она удовлетворяла всех, невозможно. Некоторые вещи уточняю сейчас здесь, на студии. Но, думаю, сегодня интересен протяженный фильм-рассказ, который включал бы не только знакомство с человеком, но и анализ судьбы в контексте времени, другой уровень осмысления, анализа, подробностей. На несколько вечеров. - Джемма Сергеевна, как вы оцениваете тот факт, что Москва забирает себе архивы провинциальных студий? Каковы возможные последствия, по-вашему ? - В 90-е наши раритеты активно вывозились за рубеж. Тогда тоже вставал вопрос о том, как этому противостоять. Я отвечала, что не знаю, надо ли этому противостоять. Потому что, с одной стороны, у меня сердце кровью обливается, что наше богатство не остается в России. С другой стороны, сердце радостно трепещет от сознания того, что они останутся в целости, потому что там умеют хранить. А здесь умеют воровать, сжигать и уничтожать. Я была свидетелем уничтожения студии документальных фильмов в Москве, где был потрясающий свой архив, в том числе полученный по обмену с другими странами, уникальная коллекция. И видела, как на этой студии, там, где стояли операторские кабины, было выломано все, аппаратуру разбивали железным ломом, повсюду валялись коробки, размотанная пленка. Точно так же громили фонды "Экрана", Центрального телевидения. Чтобы хоть что-то спасти моя подруга режиссер Женя Головня вывезла коробки с пленками на своей машине, привезла их в архив, а там сказали: куда мы их денем? Когда Наума Клеймана выселяли из Музея кино, Красногорск тоже очень немногое у него взял. Там не хватает людей, чтобы отсмотреть материалы, привести в порядок, атрибутировать, архивировать. Они молодцы, но их мало. - Зачем тогда перевозить наш студийный архив ? - Мы еще не отформатировали ни свою экономику, ни свою культуру, ни свои отношения с архивами, музеями, кидаемся из стороны в сторону, передаем музеи в частные руки, что по сути является уничтожением нации. Ни один архив не проглотит этого массива, он будет от него потихоньку избавляться. Так что смысл этого решения мне неясен. - Микоша вспоминал Саратов ? - Конечно. Ну что вы? Он писал о нем очень много. У него лежит готовая книга о детстве - ждет, когда до нее дойдут мои руки. Он безумно любил Саратов. И потому что город детства, и потому что Волга, а отец был капитаном - и морским, и речным в последние годы. Волга - тa дорога, которая с детства вела Владика к морю, и привела. Тут и человек, которого он больше всего любил в жизни, - мама. Воспоминания: мама на Волге, мама вывозит его на весенний Зеленый остров, на зимние затоны кораблей и учит видеть, как все это красиво. Воспоминания об этом всегда жили в его сердце. Здесь он учился живописи. Он никогда бы не стал оператором, мастером фотографии, если бы не эта учеба. Саратов - часть его, которая не стала прошлым, а выстраивала отношения с миром, с людьми, с ситуациями, в которые он попадал. Саратов всегда был для него "сегодня" и никогда - "вчера". - Вы постоянно работаете с творческим наследием Микоши. Какая часть этой работы для вас сегодня важнее всего ? - То, что я делаю с Ольгой Свибловой и Московским домом фотографии. Владик проживает как будто новую жизнь. У него остался потрясающий фотоархив, потому что шесть лет до начала войны он работал корреспондентом "Известий". Тот этап, который я проживаю сейчас, для меня очень важен. Я получила возможность привести в порядок грандиозный фотоархив Микоши, найти то, что казалось утраченным, например, около ста фотографий, которые он снял в 38-м году на Черноморском флоте и которые были реквизированы у него при обыске в 40-м году. Фотоматериал 30-х годов необыкновенно интересен. Я хочу найти работы не только Владика, но и Петра Новицкого, других операторов, которые начинали как фотокорреспонденты. Хочу, чтобы эти мастера, их работы продолжали жить. Не горят не только рукописи, фотографии тоже не горят. Также в рубрике:
|