Большая человеческая комедия
Театру "Сатирикон" - 70 лет
Наталия КАМИНСКАЯ
Фото из архива редакции и ИТАР-ТАСС
 |
Аркадий Райкин |
Московский театр "Сатирикон" празднует свое 70-летие. Из них сорок четыре года он жил в Петербурге, тогда еще Ленинграде, и назывался Ленинградский театр эстрады и миниатюр. Но никто на самом деле так его не называл. В народе он именовался театром Аркадия Райкина и был таковым в действительности. Великий комик ХХ века основал этот театр и был его заглавной, центральной во всех смыслах фигурой. Труппа, конечно, существовала, притом достаточно сильная, и из нее со временем вышло немало известных артистов. Но сам факт того, что лучшие из Театра миниатюр уходили, уже объясняет феномен райкинского детища. Крупнейший артист царил в нем на сцене безраздельно, а все остальные и по закону жанра, и просто по закону больших чисел были обречены на участь гарнира.
 |
Константин Райкин |
Уникальный во всех смыслах театральный организм творил по своим законам. Миниатюры нередко складывались в целые спектакли, объединенные одной темой. Лучшие сатирики страны писали Аркадию Райкину тексты, десятки лучших артистов, в том числе и драматических, находились под сильнейшим влиянием Аркадия Исааковича, даже если были с ним едва знакомы. Сегодня, когда с подзабытым удовольствием смотришь старые записи, замечаешь то, что прежде совсем не бросалось в глаза. Как бы остро и беспощадно ни выглядели райкинские маски, все эти прощелыги, бюрократы, трамвайные хамы или траченные молью ловеласы, кляузники, бездельники или фанфароны, - в них все равно ощущается бездна человечности. Аркадия Райкина не раз сравнивали с Чарли Чаплиным - не только от того, что оба - великие комические артисты, а и потому, что искусство этих артистов всегда апеллирует к человеку, болеет за человеческие несовершенства, беспощадно к порокам, но снисходительно к слабостям.
В 1983 году театр Аркадия Райкина переехал в Москву и поселился в здании бывшего кинотеатра "Таджикистан", весьма мало приспособленном для театральных дел. Уехали не просто так, в Ленинграде с его особо удушливой застойной атмосферой тех лет Райкину-старшему было уже совсем невмоготу. Миниатюры, которые нынче выглядят милым почесыванием старых болячек, тогда казались властям непозволительными. И хотя Райкин давно уже был "наше все", живая легенда советской сатиры и юмора, прессинг ощущал и он. В Москве отец решился на трудный шаг - передать дело своего театра сыну Константину. В 1987 году Аркадия Исааковича не стало. Константин Аркадьевич начал свою и вверенного ему коллектива новую биографию со спектаклей-ревю, но очень скоро и решительно повернул в сторону драматического театра. Ни от чего при этом не открещивался, сохранял родовые признаки. И броская зрелищность, и тяга к юмору, и музыкально-танцевальная стихия, и прямая эстрадная подача текста - все эти черты и сейчас просматриваются в спектаклях "Сатирикона". Название, к слову, придумали не сразу и на корне "сатир" в нем отнюдь не настаивают. Главное же родовое свойство этого театра - опора на человека, сидящего в зале, желание найти у него отклик и понимание, не скрываемое, напротив, честно декларируемое стремление иметь у него успех. "Добрый зритель в девятом ряду", как пел отец, или злой - не столь уж важно сыну, куда важнее, что этот зритель, приходя в "Сатирикон", не остается равнодушным и безучастным. Нынче, формулируя кредо "Сатирикона", Константин Райкин говорит: "Все, что происходит на сцене, изначально делается для зрительного зала и с любовью к нему". Публика платит взаимностью - "Сатирикон" занимает по популярности одно из лидирующих мест среди московских театров. Здесь по-прежнему играется большая человеческая комедия, но в иных масштабах, видах и жанрах.
Сын наследует от отца, а новый театр - от старого еще одно важное свойство - зверскую работоспособность, исключительную продуктивность. Постепенно складывается труппа, на постановки зовутся крупнейшие режиссеры (Петр Фоменко, Валерий Фокин, Роберт Стуруа, из следующих поколений - Юрий Бутусов). Райкин играет крупнейшие заглавные роли, в том числе кафкианского Грегора Замзу, Гамлета, Ричарда III и Лира, получает престижные премии. Но в это время в лидеры "Сатирикона" выходят и Наталья Вдовина, и Агриппина Стеклова, и Максим Аверин, и Денис Суханов, и Григорий Сиятвинда, и Алексей Якубов. Райкин идет в Школу-студию МХАТа, набирает курс и практически целиком вливает его в труппу. Затем набирает второй - и снова пополняет актерский коллектив. Период "Райкин и вспомогательный состав" в его театре продержался очень недолго и кончился гораздо раньше, чем многие предсказывали. Замечательный артист оказался театральным тактиком и стратегом с хорошо развитой мускулатурой - и в прямом и в переносном смысле слова. Отличная физическая форма артиста К.Райкина радует. Но еще более радует рабочая форма лидера театра, который уверенно держит влюбленного зрителя и растит хорошего артиста.