Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 48 (7711) 10-16 декабря 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Ностальгия и апокалипсис

Завершился Фестиваль "Московская осень"

Ирина СЕВЕРИНА
Федор СОФРОНОВ
Фото Юриса ВУЛИСА


В.Полянский и Ф.Караев

Часто считают, что композиторы, живущие среди нас, перестав быть властителями дум общества, заодно утратили и дар отражения его настроений. Долгое время так казалось и тем, кто судит о музыке профессионально. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что это далеко не так, во всяком случае, в последние годы. Завершившийся на днях Фестиваль "Московская осень" мог переубедить даже самых недоверчивых. Барометр общественного темперамента, опустившийся в этом году ниже, чем это было даже в худшие годы предыдущего десятилетия, прочертил своей вороненой стрелкой сегмент, который вместил в себя целый спектр выраженных в музыке чувств - от равнодушия и ностальгии до апокалиптического ужаса и ложного оптимистического пафоса. "Сразу стало видимо далеко во все концы света", - вспоминается здесь знаменитая гоголевская фраза.

У этого поразительного явления есть свои причины. Первая из них - возраст фестиваля. Миновав в прошлом году тридцатилетний рубеж, он перешел от эпохи борьбы за существование к первой поре зрелой рефлексии. Вторая причина - возраст самих участников. За время, прошедшее с начала кардинальных общественных перемен, успело вырасти целое поколение композиторов и слушателей. Эти слушатели, переставшие бояться "авангардной" музыки, заполнили залы фестиваля, одной из острейших проблем которого в прошлом было отсутствие публики. Эти композиторы начали выходить все ближе к авансцене современной российской музыки, и следует иметь в виду, что именно они будут представлять ее лицо еще через двадцать лет. И все это было бы отрадно, если бы не тематика и содержание творчества. Давайте задумаемся, что же происходит с нами, если в одном фестивале появляются два сочинения, посвященные гибели детей от рук взрослых, - историческая фреска "Крестовый поход детей" Михаила Броннера и "Песни об убиенных детях" Ширвани Чалаева. И это - в самом демократичном, вокально-симфоническом жанре... Но и внутри "абсолютной" музыки - печаль и экзистенциальная недосказанность: "Канцона" Андрея Головина, "Sospeso" Жанны Плиевой.

По другую сторону находится метафизическая линия, представленная и традиционной духовной музыкой, снискавшей поразительный успех на выступлении композиторов группы "МОСТ" ("Московское объединение современной традиции"), и обращением к апокрифам ("Сон Богородицы" Екатерины Кожевниковой), к мистицизму в духе Серебряного века ("Небесные селенья" Антона Ровнера). Перечисление этих примеров при желании можно продолжить, да и на других фестивалях этот спектр отчетливо прослушивался. Но кажется, что именно на этом фестивале композиторы со своей продукцией попали в "десятку", нарисовав коллективный портрет внутреннего мира россиянина образца 2009 года - запуганного, но к своему страху то равнодушного, то ищущего спасения от него где-то в надмирных областях.

А внутри самого композиторского творчества отчетливо намечается линия, связанная с рефлексией и ностальгией по временам давним и недавним. Количество опусов, в которых композитор разговаривает с тенями ушедших, стремится к предельным значениям - "Фуга Шопена", "PALIganinist" (синтетическое название, объединяющее Паганини и Листа), "Приношение". Последнее сочинение авторства Александра Вустина решено в стилистике раннего Шостаковича и ему же посвящено. Но это далеко не просто стилизация, а внутренний диалог с ушедшим классиком, где индивидуальность автора "просвечивает" буквально в каждом звуке. Все эти настроения сходятся в пьесе для симфонического оркестра Фараджа Караева "Vingt ans apres - nostalgie...", прозвучавшей на закрытии фестиваля в исполнении Симфонической капеллы Валерия Полянского. Это еще одно музыкальное приношение - на сей раз Эдисону Денисову и Альфреду Шнитке, однако в совершенно ином ключе, без участия стиля двух мэтров, зато с участием их музыкальных монограмм. С одной стороны, замедленный пуантилизм - продленные звуковые точки, затем образующие объемную сонорную ткань тончайших тембровых красок, монтажная, эпизодическая драматургия, с другой - эмоциональная сила высказывания. По признанию Фараджа Караева, именно Шнитке и Денисов "вытолкнули" его на более или менее заметную орбиту.

В отличие от некоторых предыдущих фестивалей, где "мемориальность" выглядела едва ли не самоцелью, нынешние программы вовсе не напоминают поминальный список. Более того, попадаются и сочинения "во здравие" ("Портрет композитора в интерьере" Сергея Павленко, написанный к юбилею Виктора Екимовского). Сделан очень важный шаг: попытка наладить конструктивный диалог с традицией в различных ее формах. В том числе и довольно экзотических. Произведение Олега Пайбердина - композитора из Екатеринбурга, ныне живущего в Москве, называется "Гуо Хуа" (исполнители - солисты Московского ансамбля современной музыки). Имеется в виду современная китайская живопись в традиционной технике - водными красками на шелковых и бумажных свитках. По сути дела, это синтетический жанр: как правило, на готовый рисунок наносятся иероглифы поэтического текста, иногда на тему рисунка сочиняется музыка. Сочинение Пайбердина соотносится с неким воображаемым рисунком; в нем нет ничего специфически китайского. Скорее, в нем слышатся общий колорит и жесткий темперамент Востока, и, в особенности, японская церемониальная музыка гагаку. Были и сочинения типично традиционалистские (Вторая соната для фортепиано Алексея Муравлева с отзвуками фортепианной музыки Скрябина, Рахманинова), и с определенной дистанцией по отношению к традиции ("Quasi Una Fantasia" Игоря Голубева для очень нестандартного состава - скрипки, аккордеона и фортепиано). Были и такие произведения, где автор вспоминает о традиции лишь изредка (композиция Бориса Франкштейна "Sur-fix, или В поисках задушевности"). Здесь Франкштейн, опять же, ностальгически цитирует тему известного романса "Не уходи, побудь со мною", которая звучит в контексте абсурдной мелодрамы. Были и такие, где традиция растворяется в авторском стиле (цикл "Странствия" Марины Шмотовой для квартета саксофонов, импульсом к сочинению которого послужило увлечение композитора древнерусским искусством строчного пения ХV - ХVI веков). Наконец, была и полистилистика (множественность традиций) - "Рождественская музыка" Светланы Голыбиной, где спонтанность взрывных сонорных кульминаций сочеталась с линеарным аскетизмом питерской школы.

А теперь об опусах нетрадиционных, связанных, как правило, с деятельностью Ассоциации современной музыки - композиторской организации, воссозданной Эдисоном Денисовым через 60 лет после распада одноименной организации 1920-х годов. В состав первой ассоциации входили композиторы, очень разные по своей эстетике, но объединенные идеей поисков нового - как в средствах, технике, так и в мышлении вообще. Вторая Ассоциация современной музыки, сначала под руководством Эдисона Денисова, а теперь - Виктора Екимовского, эту линию поисков продолжает и развивает, хотя акцент несколько смещается на поиск новых концепций (программу АСМ-2 представляла "Студия новой музыки"). С точки зрения концептуальной идеи наиболее интересна композиция Екимовского "Бирюльки" памяти Николая Корндорфа. Идея в том, что музыка в деталях обрисовывает весь жизненный путь среднестатистического человека: от рождения, первых шагов, надежд, успехов и влюбленностей до разочарований, неудач, отчаяния, смирения и ухода в небытие. Все это, с точки зрения композитора, - "игра в бирюльки", то есть бессмысленное времяпрепровождение. Композиции Екимовского в идеале нужно слушать по нотам, иметь перед глазами партитуру со всеми ремарками, которые подчас не менее важны, чем сама музыка. В этом - его нынешняя установка на концептуализм. А вот в произведении Игоря Кефалиди "Espace dedans" ("Пространство внутри") важны прежде всего найденные фактуры, эстетика. Акустические и электронные звуки наслаивались в пространстве и во времени, образуя живую, изменяющуюся звуковую материю. Это впечатляющий, детально разработанный неоконструктивизм, который сам Кефалиди определяет как "параллельное движение акустических и электронных конструкций".

Стоит сказать и о масштабном проекте Игоря Кефалиди "Париж, Шанхай, Бостон - путешествие в Москву", который включал 17 композиторских имен. Патрик Ланфан, например, в своем сочинении "Баллада фонтанов" не ограничился натурализмом (записью журчащей воды, шагов по гравию и метлы дворника). Он придумал концепцию, которая корреспондировала с известным "готовым объектом" Марселя Дюшана "Fontana Mix". "Дюшан изобрел "ready made", - говорит Патрик Ланфан, - я изобрел "ready heard" - вполне обыденный, но ярко музыкальный звуковой объект". А в Трех композициях Ричарда Буланже диковинкой для московской публики стала специальная дирижерская палочка (radio baton), с помощью которой автор управлял электронной фонограммой.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;