Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 48 (7711) 10-16 декабря 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноКарта многонациональностиИтоги II МКФ в Оренбурге Дарья БОРИСОВА
Оренбуржье - интересный край, российские ворота в Азию. На этой земле традиционно соседствовали русские и степняки (казахи, татары), да и сейчас поражает разнообразие лиц - голубоглазых, славянских и скуластых, азиатских. В Оренбурге равное соотношение церквей и мечетей. Действительно, идеальное место для акций, подобных кинофестивалю "Восток & Запад", направленных на диалог культур, конфессий, наконец, цивилизаций. Расчет у инициаторов киносмотра (Григория Ивлиева и Татьяны Воронецкой) был верный. И потому странно было ощутить в отношении к фестивалю пассивность, даже определенную недоверчивость краевого руководства. Не сказать, чтоб в Оренбурге наблюдался избыток культурных событий, и международный кинофестиваль уж точно мог рассчитывать на больший энтузиазм и включение города. Губернатор не появился даже на церемониях открытия и закрытия (можно было бы извинить это отъездом по неотложным делам, но заменявший его чиновник с гордостью рассказал на закрытии, что три дня назад губернатор Чернышев с этой самой сцены рапортовал горожанам о полной газификации края...), дирекция свежеотремонтированного и нашпигованного всевозможными чудесами техники Драмтеатра имени М.Горького (там проходили церемонии, дискуссии и заседания продюсерского форума) не подпускала к своей аппаратуре фестивальных специалистов, и в итоге были сорваны демонстрации некоторых промороликов. Чувствовалось, что не велось и особой работы по анонсированию, приучению публики к фестивалю. Никак не разыграна была карта многонациональности края (ведь в потенциале фестиваля - популяризация национальных кинематографий), гостей лишь возили в так называемую "Этнодеревню" - слободу-новодел, где выстроены в два ряда рестораны русской, казахской, украинской, белорусской, татарской и еще нескольких кухонь (интерьеры их безвкусны и отличаются друг от друга немногим). В международном же конкурсе собрались фильмы разных "национальностей", правда, преимущественно европейские: финский, швейцарский, хорватский и сербский, чешский, греческий, венгерский, норвежско-армянский, просто норвежский. За Восток в этой программе отвечал лишь киргиз Марат Сарулу, автор фильма "Семья", в котором рассказана история вполне оренбургская, про то, как живут рядом две семьи - казахская и казачья. Программный директор фестиваля, киновед Сергей Лаврентьев, сказал вначале, что в каждой из этих картин есть "восточный след", если копнуть, но, видимо, копать надо очень уж глубоко. На поверку программа оказалась панорамой европейского кино "второго ряда" - того, что снято отнюдь не звездами и на скромные бюджеты. Хотели показать и показали кино "зрительское", внятное и человеческое. Начали конкурс с чешской исторической мелодрамы "Обходчик № 47" Филипа Ренча - добротной, костюмной картины с прекрасными актерскими и операторской работами. Потом программа дала неожиданный крен в область кино подростково-юношеского: в финский фильм "8 дней до премьеры" Пертту Леппя и норвежский "Томми в аду" Ове Раймонда Гилденаса переложили сахара; проблемы с родителями и трудности первой любви тут упакованы в стебную и легкоусвояемую форму, чтоб поколение next заглотнуло и не поперхнулось. "Меня зовут Ойген" швейцарца Михаэля Штайнера - более стильная картина о бернских мальчишках-озорниках, которым прискучил буржуазный быт, и они вознамерились пробраться к озеру Титикака, дабы охотиться там на крокодилов и вообще вести жизнь, приличествующую настоящим мужчинам (дело происходит в начале 60-х, когда еще не было компьютеров, и подростки черпали вдохновение в книжках о великих путешественниках). Самый, пожалуй, слабый фильм конкурсной программы - хорватский "Ничей сын" Арсена Антона Остоича. Пафосная история инвалида Ивана, потерявшего ноги на войне с сербами и вдруг узнавшего, что сам-то он по отцу серб, неуклюжа и тяжеловесна. Почти античная тема рока оказалась совсем не по силам постановщику. А вот серб Дарко Лунгулов снял тонкий, умный фильм "Там и здесь" (странно, что он никак не был отмечен жюри), в котором схвачена относительность таких понятий, как "благополучие" и "неблагополучие". Полноправный гражданин США, житель Нью-Йорка Роберт погружен в депрессию и совершенно одинок. Жаловаться на свои проблемы и искать чьего-то сочувствия у американцев не принято, а денег на психоаналитика у безработного Роберта нет. Освободить квартиру ему помогает грузчик и перевозчик в одном лице - бедный иммигрант-серб Бранко. Парень предлагает Роберту 5 тысяч долларов (заработать которые ему лишь предстоит) за то, что тот полетит в Белград, женится на его невесте Иванне и, таким образом, даст той возможность быстро получить американское гражданство и воссоединиться с ним, Бранко. Роберт соглашается на эту авантюру от безысходности. Оказавшись в тихой и скромной столице Сербии, среди родных и друзей Бранко, Роберт парадоксальным образом получает все то, чего лишен среди своих гордых и преуспевающих сограждан-американцев, - заботу и сочувствие, элементарное человеческое общение, дружбу и, наконец, любовь. Любопытные штрихи к востребованной нынче теме копродукции добавили фильмы Ованеса Галстяна "Сплетенные параллели" (Армения - Норвегия - Франция) и "Семья" Марата Сарулу (Германия - Россия - Франция - Казахстан - Кыргызстан). Просто так западные киноструктуры денег не дают, и потому авторам приходится исхитряться и вводить в сюжет некие элементы (героев ли, место ли действия), обозначающие присутствие французской / германской / норвежской "струи" в проекте. Кто-то делает это более или менее органично (персонаж-немец, например, у Сарулу вполне на месте - в ссыльных степных краях на границе России и Казахстана кто только не живет, в том числе присутствует и немецкая диаспора), а у кого-то копродукция - как лоскутное одеяло: тут кусочек от той страны, а тут - от другой, швы наружу. Так, достаточно искусственной конструкцией выглядит сюжет "Сплетенных параллелей". Солдат-армянин оказывается в затерянном норвежском краю, а потом норвежка переезжает в советскую армянскую деревню, рожает там дочку и умирает... Уверена, если бы на Оренбургском фестивале велось зрительское голосование, то победителем в нем стал бы венгерский фильм Гергея Фоньо "Made in Hungaria" - яркий, мастеровитый мюзикл о том, как трудно пробивался рок-н-ролл к народу в суровых условиях соцлагеря. Венгерский фильм удивительно созвучен нашим "Стилягам". Та же тема, ностальгическая интонация и желание воссоздать атмосферу начала 60-х во всей ее полноте, вспомнить и хорошее, и плохое. И тут есть линии любви, идеологических гонений и соперничества внутри клана самопальных рок-н-ролльщиков. Примечательно, что довольно масштабная картина (огромные костюмированные массовки, натурные съемки и т.д.) снята на миллион долларов, - это в венгерской киноиндустрии хороший бюджет. "Отбить" его в тамошнем прокате, впрочем, так же трудно, как у нас. Фоньо рассказал, что рынок в Венгрии замкнутый и маленький, кинотеатры ведут себя столь же нагло, отбирая у правообладателей львиную долю дохода. Процессы по поиску софинансирования на стороне, то есть в копродукции, там еще не начались, венгерские продюсеры ленивы и не учатся искать какие-либо деньги, кроме государственных. Параллельно с конкурсными показами шел в Оренбурге продюсерский форум, или "International Industry Office". Его инициаторы ставили перед собой высокие задачи - собрать крупных продюсеров из разных стран, презентовать их проекты, создать площадку для возникновения контактов, заключения сделок. Но пафос был пущен под откос самими организаторами форума, продемонстрировавшими типично российские безалаберность, склонность полагаться на авось и элементарное пренебрежение к подготовке, отладке механизма работы. Зарубежные гости (что немаловажно, прилетевшие на форум за свои деньги!) пребывали в недоумении. Пиком стал возмущенный монолог продюсера крупнейшей польской студии "Аксон" - она привезла на форум несколько рекламных трейлеров, на которых была построена презентация студии, но их в течение часа не могли показать по техническим причинам. "И после этого вы хотите, чтобы я снимала кино с россиянами?! - кипятилась она. - Да вы даже аппаратуру настроить не можете!" Несмотря на то, что фестиваль "Восток & Запад: классика и авангард" проходил в Оренбурге уже второй раз, наверное, рано делать заключения о его качестве. Его лихорадит не на шутку, а компоненты его не равны друг другу (уровень международного конкурса не сравнить с уровнем подготовки и проведения того же продюсерского форума). В иные моменты становилось жалко президента смотра режиссера Татьяну Воронецкую - она мужественно бросалась на все амбразуры (каковые, увы, возникали часто), оказывалась во всех "горячих точках" фестиваля и в то же время находила в себе силы быть заботливой хозяйкой, держала в поле зрения всех гостей и участников. Наверное, ей было бы легче, если бы оренбургские сановные мужчины подставили плечо, да и московские коллеги-джентльмены обладали бы большей ответственностью. Может, мужчины за год подтянутся? Ведь потенциал у смотра в Оренбурге есть, и хочется, чтобы он поскорее преодолел болезни роста. Также в рубрике:
|