Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 48 (7711) 10-16 декабря 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

МИНДАУГАС КАРБАУСКИС: Героизм - прерогатива слабых

Ирина АЛПАТОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


М.Карбаускис

Это не совсем обычное интервью. А дело было так. Студенты-театроведы второго курса заочного отделения РАТИ, получив задание написать рецензию, проявили хороший вкус. Самой популярной режиссерской персоной стал у них Миндаугас КАРБАУСКИС, на чьи спектакли в Театре под руководством Олега Табакова было написано немало студенческих откликов. Самых разных, где начинающие авторы демонстрировали свою солидарность с режиссером или пытались с ним спорить, отстаивая собственное мнение. После чего студенты решили проявить молодую творческую смелость и пригласить самого Карбаускиса на семинар в РАТИ, дабы он выслушал их мнения и дал свои комментарии и советы. Честно говоря, у руководителей курса Инны Вишневской и Ирины Алпатовой были большие сомнения насчет явки именитого режиссера на семинар. Все-таки Карбаускис - режиссер занятой, востребованный, да о его "непростом характере" уже ходят легенды. Но Миндаугас, вопреки нашим сомнениям, студенческое приглашение отнюдь не отверг и в назначенный час явился в РАТИ, признавшись, что его это крайне интересует, да и вообще он "обожает парадоксы". Не секрет ведь, что будущие критики получают образование в некоем отрыве от реального процесса постановки спектакля. И если актеры и режиссеры давно уже учатся вместе, то вот театроведов эта участь почему-то минует. А это абсолютно неправильно, ведь прежде чем оценивать спектакль, нужно научиться понимать, по каким законам он создается, какие технологии используются, что такое режиссерский замысел, как он возникает и в каких муках реализуется на сцене, каковы взаимоотношения актеров и режиссера. За три семинарских часа Миндаугас Карбаускис дал молодым театроведам самый настоящий мастер-класс, в котором были затронуты все эти проблемы, и не только они. А перед этим выслушал работы Валентины Елшанской ("Рассказ о счастливой Москве"), Егора Сидорука ("Рассказ о семи повешенных") и Дарьи Яковлевой ("Похождение"), оценил каждую рецензию, ведя себя не как признанный мэтр, а как человек, способный на совместное решение тех или иных вопросов. Естественно, только этим разговор не ограничился и дальше потек уже свободно, затрагивая самые разные темы и проблемы, связанные с творчеством режиссера, его нынешним состоянием и перспективами. А это весьма любопытно, ведь Карбаускис на два сезона исчез из столичной театральной картины, тем самым лишив ее многих красок. Чем была вызвана эта пауза и закончилась ли она? Безусловно, ответ на эти вопросы интересует каждого, кто участвует в отечественном сценическом процессе или оценивает его, как наши начинающие театроведы или критики с опытом. Сегодня этот эксклюзивный материал мы предлагаем читателям газеты "Культура". В его подготовке, помимо уже упомянутых студентов, участвовали Ольга Бычкова, Елена Андреева, Леонора Кузнецова, Анна Беляева, Ирина Матушкина, Анна Воробьева, Татьяна Захарова, Ирина Осташева, Наталья Кирова и Евгений Коромысличенко.

- Вы, в принципе, читаете критические рецензии ?

- Все время читаю, и не только на свои спектакли. Очень внимательно смотрю на фотографии, где есть сценографические фрагменты. Хочется понять, насколько я отстаю. Может быть, я мазохист в этом смысле.

- Вы способны определить свое место в режиссерском мире с помощью рецензии ?

- В принципе, да. Ведь что важно для критика? Уловить контекст. Нужно, мне кажется, смотреть спектакль и писать о нем в контексте происходящего в театральной России, мире. Этого, честно говоря, очень не хватает.

- А чего еще вам не хватает в современной критике ?

- Личного ощущения пишущего. Должен, наверное, быть момент эмоционального соответствия того, что на бумаге, тому, что на сцене. А простой пересказ увиденного - это скучно.

Стоит, наверное, разобраться в феномене названия спектакля. Это же интересно! Мне кажется, "Рассказ о счастливой Москве" притягивает публику словом "счастливой", туда хочется пойти, даже не зная, о чем речь. А в случае со спектаклем "Когда я умирала", наверное, происходило наоборот. Нужно обязательно обращать внимание на людей, которые работают на спектакль, помимо режиссера, художника и актеров. Есть ведь понятия "световой драматургии" спектакля или "цветовой".

А потом очень важно, чтобы рецензия подняла некую "волну", свою функцию выполнила. Вы же задаете себе вопрос: а зачем я все это пишу, чего хочу добиться? Это - главное.

- Ваши спектакли провоцировали такую "волну" ?

- "Рассказ о семи повешенных" - да. "Похождение" - нет. Но, насколько я знаю, самому Гоголю тоже досталось после "Мертвых душ". В отсутствии "волны", с одной стороны, может быть, я сам виноват. С другой - мне кажется, очень влияют на критика штампы восприятия литературного произведения. Не хочется менять привычное мнение насчет некоторых вещей, освежать взгляд. А ведь мы, по сути, "сыграли" в "Мертвые души", пытаясь обращать внимание на то, что или еще не раскрыто, или уже забыто. "Рассказ о счастливой Москве" имел "волну", но не было никакого разбора спектакля. За "Дядю Ваню", помню, меня называли "стариком", "консерватором". А если честно, по молодости всему этому верится. Я начал думать: а может, это правильно? У режиссеров ведь тоже есть огромное количество комплексов. А сегодня многие критики стали "политиками". Они все время на что-то намекают...

- Вы узнаете в рецензиях свои спектакли ?

- Не всегда. Иногда словно бы пишется о том, что я не делал, на что не обращал внимания, что не было режиссерской задачей. Кстати, замечательно узнавать из рецензий о том, что "режиссер хотел сказать". А наша профессия, мне кажется, заключается в том, насколько режиссер способен воплотить то, что придумал. Даже если он придумал глупость. Дело ведь не в том, что ты все время говоришь умные вещи, но в твоих способностях реализовать даже глупость. Смог ты это сделать - замечательно! Но, честно признаться, часто до конца и сам не знаешь, куда ты дошел в своем путешествии от замысла к воплощению.

А еще было бы замечательно, чтобы кто-то разгадал режиссерскую технологию. Как это сделано? Вот, например, в "Рассказе о семи повешенных" я разрабатывал технологию рассказа. Она - в отсутствии прямых иллюстраций. Я старался, чтобы у зрителя не возникало шаблона восприятия, тогда он начнет видеть свежо и не сопротивляться. Самое последнее дело - сравнивать литературное произведение и спектакль. Я в своей профессии от этого бегу.

- Но в русской театральной традиции литература зачастую является едва ли не главным предметом спектакля .

- Театр - это ни в коем случае не иллюстрация литературного произведения. Театр на земле стоит, на полу делается. Я заметил: чем театр проще, тем зритель выше взлетает. Литературный театр, по-моему, - это лжетеатр. Литература - лишь повод для театра, сцена же - повод для игры, действа. В моей профессии уже нет литературы, она здесь не работает. Произнесенное актером "по тексту" один раз блеснет - и все, ресурсы истощаются. Дальше надо работать театральными средствами, какими-то приемами, технологическими штуками. Литература - это совсем другая технология. Режиссер же должен все это на землю поставить, очень конкретно.

- Литовская режиссура насквозь метафорична? Как рождаются ваши образные приемы ?

- Такие вещи заранее не придумываются. Они рождаются в процессе работы, на территории игры, поскольку, по сути, это - игровой театр. Например, в "Рассказе о семи повешенных" мы играли в ситуации: одну, потом другую. Я ставил проблему: один и тот же человек может оказаться и на месте жертвы, и на месте палача. Игра придает эффект неожиданности. Все, что потом кого-то поражает и удивляет в спектакле, приходит случайно, это всегда какое-то открытие. Их не должно быть много.

Сперва возникает некое предчувствие. Оно может быть абсолютно без контуров, без формулировок, неконкретное. Но очень четкое по настроению. Из этого складывается замысел. Главный вопрос - чего ты хочешь добиться? Вовсе не того, чтобы повторить литературное произведение, но выразить свои ощущения, найти конкретные темы. Автор ведь может написать об этом, и об этом, и об этом... Но когда работаешь над спектаклем, становится понятно, где тема для разговора, а где просто сюжет.

- Насколько трудно вам найти, выбрать материал для постановки спектакля ?

- Трудно. Я читаю литературу и везде попадаю на общие места. По-моему, театр уже просто изнасиловал всю литературу. Само название становится общим местом. Я пока что не очень развивался в своем творчестве как интерпретатор. Я ищу новое. Мне кажется, любой художник должен принести в театр какую-нибудь новость. Их сегодня, к сожалению, так мало. А то, что уже кем-то поставлено, мне неинтересно. Как-то глупо входить в это соревнование. Тем более что мне кажется, театр все-таки начинается с артиста. А кое-чего, наверное, я никогда не смогу постигнуть в русском актере и зрителе. Может быть, в силу национальных причин.

- Какова, по-вашему, мотивация творчества ?

- Я сейчас как раз об этом думаю. Их, наверное, несколько. И одна из них - социальная: сделать карьеру, получить статус в обществе. В молодые годы это очень хорошая вещь - включиться в некое соревнование. Потом, очень важна репутация. Я ее пытался создавать, беспокоился об этом. И сам стал ее жертвой, потому что все начали меня приглашать, а я не был к этому готов. Сегодня репутация, кстати, есть и предмет торговли, хотим мы того или нет.

А иногда можно просто не попасть в обстоятельства реального времени. Поставил я когда-то в МХТ имени Чехова спектакль "Копенгаген" - серьезную, как говорили, "скучную" вещь. Да, наверное, это было преждевременно, и публика просто валила с "Копенгагена" табунами. Тем более что рядом на афише было название "№ 13". А сейчас, мне кажется, как раз не хватает именно таких спектаклей. Мы стали более буржуазными, более искушенными в развлекательных формах и жанрах. И нам уже нужен другой этап, созидательный. Сейчас все к этому начинает двигаться. Может, и сдвинется.

- У вас практически не было "ученических" спектаклей, вы сразу начали работать очень сильно. Это заслуга театральной школы ?

- Образование, я считаю, у меня недостаточное. Надо наверстывать, но не всегда успеваешь. А учителя действительно были очень хорошими. И потом мне повезло с изначальной "планкой": первым спектаклем, который я в своей жизни увидел, был "Квадрат" Някрошюса. И у меня сложилось впечатление, что театр в принципе именно таким и должен быть, что это типичный спектакль. А это была вершина!

- Достигнув статуса, приобретя репутацию, получив "Золотую Маску" за лучшую режиссуру, вы вдруг ушли в никуда. Это была сознательная пауза ?

- Сознательная. А потом я от страха не работал.

- Что вас напугало ?

- Поскольку я не работал, то боялся, что теряю форму. А по сути, не было эмоций, импульсов для творчества. И я абсолютно идеалистически, максималистски ждал, когда это произойдет. Принимал какие-то меры. Много читал. Но страшно было кинуться что-то делать, поставить себе "галочку" и думать, что ты в театральном мире опять занимаешь "свою нишу". А еще ведь все вокруг твердят: ты - талант, мы в тебя верим. Это на самом деле ноша тяжелая.

- И тем не менее в период этой паузы вы работали у Юрия Погребничко над спектаклем "Котлован" по Платонову. Почему же он так и не вышел ?

- Я в этом "Котловане" сам "зарылся". Мне показалось, что я там все очень упростил - до каких-то легких, простых формул. У Платонова в "Котловане" есть все: ум, юмор, сарказм, парадокс. Но смысл просто ужасен: вот и закопались мы... И я с этим смыслом не рискнул выходить на сцену. Какая цель? Что я скажу? А потом, я шел как-то по улице, а в это время завершился футбольный матч Россия - Голландия победой российской сборной, и масса людей выбежала на улицу радоваться. Это было так здорово! А тут я с этим "Котлованом". Мне стало как-то неловко. Впрочем, были и проблемы технического порядка.

- Но сегодня вы, к счастью, снова работаете ?

- Да, делаю в РАМТе спектакль, который будет называться "Ничья длится мгновение" по произведению Ицхока Мераса. Оно о гетто. Меня очень заинтересовал материал, потому что там не только про евреев, но, может быть, и про поляков, литовцев. В нем открылось огромное количество разных тем, в которых стоит разобраться при помощи игры в обстоятельства. Причем этот автор рассказывает не только о страданиях в гетто (это, к сожалению, уже художественный штамп), но о людях сопротивляющихся. Не о таких молодых, как в "Рассказе о семи повешенных", а повзрослее. И они делают более осознанные шаги. Да и их приговоренность, по сути, не такая явная.

- Вы все еще пытаетесь разобраться с темой смерти ?

- На самом деле, я боюсь всех этих рассуждений о смерти. Это такое клише, штамп. На меня эти ярлыки начали вешать после спектакля "Когда я умирала". Хотя, конечно, страх смерти есть у каждого живого человека. Мне, кстати, очень нравится все строить на слабости, я в этом вижу человечность. Я вообще думаю, что героизм - это прерогатива слабых. И трусов. Слава богу, в моей новой работе есть и эта тема.

- Почему, отказав в свое время разным театрам, вы предпочли Российский Молодежный ?

- Началось с того, что я сходил на "Берег утопии". Меня поразил поступок Алексея Бородина. У меня тоже лежала эта пьеса Стоппарда, но я не рискнул даже дочитать ее до конца, а не только думать о постановке. И я оценил этот поступок. А, во-вторых, я увидел труппу, которая без пяти - десяти минут находится в своем "золотом времени". Артисты были командой по духу. Они не показались мне ни высокомерными, ни индивидуалистами. Вот я и захотел попробовать поработать именно с ними.

- Когда ждать премьеру ?

- В феврале. А потом все-таки попробую опять взяться за "Котлован", хотя обещать заранее ничего не хочу.

- Опять "Котлован"? Это звучит парадоксально после того, что вы только что сказали об этом произведении .

- А я обожаю парадоксы. И мне почему-то показалось, что я стал больше понимать, как это сегодня можно сыграть. Вот "Рассказ о счастливой Москве" играем, так сказать, "мы". Там есть точки соприкосновения с "нами", психология, похожие ситуации, типажи. А персонажи "Котлована" - совсем не "мы". Прежде всего они не психологичны. Их надо довести до некоего звериного состояния, показать такими "животными", и только тогда парадоксальным образом мы им будем сопереживать. Нужны характерная игра и реальное лицедейство.

- В "Котловане" вы продолжите платоновскую линию, которая началась у вас "Рассказом о счастливой Москве "?

- В "Москве" мне посчастливилось практикой роман проверить, театральными средствами прочесть. Но "Котлован" - не продолжение. Меня очень раздражает, когда творчество Платонова ощущают как нечто целое, единое. По-моему, этот человек в литературе очень менялся. Сравните, например, "Чевенгур" и "Котлован". Какие разные романы! Почитайте позднего, послевоенного Платонова. Там уже не будет "котлованов", но появятся "лестницы", из них выводящие, - наверх. Хотя я, конечно, надеюсь, что мне удастся и дальше продвинуться в сценическом его чтении.

- Вы следите за своими спектаклями, годами идущими на сцене? Или они для вас уже "отрезанный ломоть "?

- Знаете, состояние спектакля зависит от того, как режиссер его делает. У меня не разваливаются спектакли. Бывают случаи, когда артист отказывается играть в тех приспособлениях, которые я ему предлагаю. Но проходит год, и он это делает совершенно осознанно и органично, понимая, что так нужно.

- Вам интереснее работать с постоянной командой или с разными ?

- С постоянной командой чувствуешь себя комфортнее, а значит, и работа идет эффективнее по времени.

- Но другие, возможно, могут принести в работу что-то новое ?

- А всегда ли оно профессионально, это новое?

- Что, по-вашему, наиболее принципиально для современного театра ?

- Мне кажется, сейчас время игры. Все режиссерские и актерские штампы и приемы уже примелькались. Даже телевизор невозможно смотреть - все работают под шаблон. Единственный момент постижения - это игра во что-то. В итоге ты понимаешь, близко тебе это или нет. Все игра, все... И тогда даже критик не будет столь серьезен.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;