Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 36 (7196) 7 - 13 октября 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаМаэстро взял быка за рогаРоман Спивакова с "плетневцами" Анна ВЕТРОВА 30 сентября на сцене Большого зала консерватории произошло событие, которого с нетерпением и нескрываемым любопытством ожидали вот уже несколько месяцев. Российский национальный оркестр вступил в очередной сезон с новым художественным руководителем и главным дирижером - Владимиром Спиваковым. Михаил Плетнев перешел из ранга "главного" в ранг "почетного" дирижера, но вовсе не собирается "почивать на лаврах". Забавно ведь: скинув с себя бремя ответственности за свой коллектив, он в предстоящем концертном сезоне будет появляться за пультом РНО даже чаще Спивакова. В преддверии грядущих перемен в музыкальных и околомузыкальных кругах муссировались различные слухи. Говорили, например, что Спивакову не дадут покоя строптивые "плетневцы": вот возьмут и "прокатят" маэстро. Как показал концерт, слух о том, что Владимиру Теодоровичу не удастся обуздать звездный коллектив, оказался преувеличенным. По всей видимости, маэстро "взял быка за рога" и четко представляет, какими должны стать его подопечные в будущем. "Да, Михаил Плетнев создал прекрасный оркестр, - говорит Спиваков, - но мне понадобится большое количество времени, чтобы изменить то, что можно изменить, и углубить то, что можно углубить". Первой ласточкой грядущих перемен стало заявление дирижера о прослушивании новых музыкантов в группу медных духовых. Какими будут следующие шаги, покажет время. По словам Спивакова, главное, что отличает РНО от многих российских симфонических оркестров, - это цепкость памяти и умение работать, в общем, именно те качества, которые способствуют творческому росту. В новом сезоне будет продолжена традиция выступлений с приглашенными дирижерами, дабы коллектив впитывал новые стилевые тенденции и прочувствовал разные манеры. Правда, в списке дирижеров мы не увидим новых имен, кроме... самого Спивакова. Российскую школу представят Андрей Борейко, Дмитрий Лисс и, разумеется, Михаил Плетнев, который продирижирует четырьмя программами, а из зарубежных гостей заявлены уже выступавшие с РНО эстонец Пааво Ярви, швейцарец Роберт Бахманн и финн Пааво Берглунд. В апофеозе торжественного момента передачи дирижерской палочки, атрибутами которого стали и выступление Плетнева в качестве солиста (Первый фортепианный концерт Бетховена), и присутствие "лиц из правительства", а следствием - переполненный зал и ажиотаж вокруг концерта, не потерялось главное: палочка Спивакова способна вести РНО в нужном ей направлении, и, хоть и чувствовалось порой "сопротивление материала", оно было, скорее, инерционным, чем осознанным. Конечно, оркестру еще далеко до совершенства: и некоторые вступления были смазаны (в бетховенском "Освящении дома"), и в переходах внутри формы не хватало естественности (в Пятой симфонии Чайковского) - в общем, новый язык жестов пока "экс- плетневцами" не освоен. Да, наверное, это и невозможно сделать за такой короткий срок (Спиваков провел с оркестром неделю в сентябре и три репетиции перед концертом). Но все же это был уже иной РНО - более мощный и эмоциональный (хотя эмоциональность, похоже, еще не вошла в "плоть и кровь" музыкантов). Рука Спивакова, его индивидуальность чувствовались и в особом слышании оркестровой фактуры - была новая, не свойственная прежнему РНО пластика во взаимоотношениях оркестровых групп. Российский национальный называют оркестром без традиций. Действительно, он еще слишком молод. Но с нынешнего сезона мы можем говорить о завершении определенного этапа в жизни этого коллектива: "плетневский период" - период становления и формирования - завершен. Пошел отсчет нового времени. Пока будущее спланировано на четыре года вперед - именно столько должен продлиться "пробный роман" РНО со Спиваковым. Также в рубрике:
|