Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 36 (7196) 7 - 13 октября 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноБедная Лиза замуж не вышлаО фильме Шекхара Капура "Елизавета" Анастасия МАШКОВА Не будучи бесспорным шлягером, как "Влюбленный Шекспир", или голливудской "эпохалкой", как "Тонкая красная линия", или запланированным шедевром ("Спасая рядового Райана"), или идеальным национальным фильмом на экспорт, как итальянская "Жизнь прекрасна", "Елизавета" оказалась последней лентой из пятерки "оскаровских" номинантов этого года, которая достигла просторов отечественного проката. Чтобы разобраться в хитросплетениях судьбы великой королевы-девственницы - под этим титулом вошла в сердца народные Елизавета I, - отнюдь не надо быть знатоком истории. В фильме все просто и ясно. Любая зрительница разберется что к чему и поймет, за что же ей надо пожалеть Елизавету, по фильму - не девицу. А чтобы очередное костюмное кино уж точно не навеяло на зрителя скуку, продюсеры решились доверить сюжет "по мотивам" британской истории режиссеру из Индии, пакистанцу по рождению, Шекхару Капуру (он не имеет никакого отношения к знатной индийской династии кинематографистов, в чьих именах, профессиях и степени родства запутались все кинокритики мира). Капур привлек внимание международной кинематографической тусовки фильмом "Королева бандитов", которому чинила всяческие препятствия индийская цензура: картина повествовала о вполне реальном персонаже женского пола, "спорной" даме, восставшей против индийского национального понимания женской доли. Видимо, режиссера сочли крупным специалистом по проблемам "бабьего бунта", а также "бабьего царства". Поручив ему постановку фильма о главной английской королеве (из тех, что уже отошли в мир иной), продюсеры получили ленту в хорошем смысле страстную: отмеченную возвышенной и, если так можно сказать, выдержанной эмоциональностью, замечательную не интересом к метафизике власти, но завидным пониманием женской психологии. Индийский режиссер относится к Елизавете именно как к женщине, у которой, помимо забот о благе отечества, могут быть сугубо личные устремления. Судьба народа, в сущности, ни разу не вспоминается при просмотре этого красивого, красочного фильма. Но в то же время режиссер очень трепетно относится к Елизавете, не занижая ее величия, не искажая ее облик неприятными бытовыми подробностями. Вероятно, сказывается некое подсознательное благоговение к персоне, олицетворяющей Империю. Эротические сцены, обильно уснастившие фильм раскованного даже по индийским меркам Капура (говорят, что "Королева бандитов" считается у индийцев фильмом весьма скандальным), неизменно деликатны и возвышенны, если их участницей становится Ее Величество. Не надо быть провидцем, чтобы предсказать большое будущее актрисе Кейт Бланшетт, сыгравшей молодую Елизавету столь изящной, непосредственной, акварельно-нежной девушкой, что ставшее традиционным представление о Елизавете как о зрелой, грубой, гротескно-некрасивой женщине (в разные годы ее именно такой представляли Бэтт Дэвис и Джуди Денч, получившая за свою Елизавету "Оскар"-98), похоже, изменилось на прямо противоположное. Бланшетт не потерялась на фоне блистательной команды английскийх кинозвезд, от юниоров вроде Джозефа Файнса до ветеранов в лице Ричарда Аттенборо и Джона Гилгуда, выдержала соперничество с гранд-дамой французского кино Фанни Ардан. Итак, не королева, не правительница, но женщина. Просто Елизавета. Не являясь абсолютно легитимной царствующей особой - из-за своего протестантского вероисповедавания, - Елизавета успешно выдержала натиск противников, пресекла все попытки манипулировать собой. Причем окружавшие ее оппозиционеры манипулировали не государственным деятелем: Елизавета-Бланшетт быстро доказывает твердость своих принципов, незыблемость веры, здравый смысл, интеллект и так далее. Ее пытались "сделать" другим известным способом, а именно пристроить к удобному данной группировке супругу. А Елизавета отказывается выходить замуж, потому что любит своего бесперспективного в смысле династического брака придворного Роберта Дадли (Дж.Файнс) и безумно с ним счастлива. Тот факт, что ее шантажирует Мари де Гиз, (Ф.Ардан), правящая Францией королева- воительница, настаивающая на браке Елизаветы и своего племянника Анри, не играет никакой роли. Приехавший свататься Анри публично разоблачен как любитель мужского общества, развратный тип и с позором отправлен к тетушке. Отличный, между прочим, очень женский ход! В ходе дебатов с палатой лордов Елизавета наносит сокрушительный удар по католической оппозиции. Как всякая харизматическая личность, она счастливо избегает нескольких покушений, что еще больше убеждает двор в ее избранности, праве на престол, хотя дела у государства не ахти, пуста казна, по-прежнему слаба армия. Самые дальновидные люди из тогдашней правящей элиты, в том числе странный, малоприятный, но невероятно умный сэр Уолсингем, эдакий "серый кардинал" протестантского крыла, понимают, что на нее можно делать ставку. Уолсигем - прекрасная роль Джеффри Раша - убивает Мари де Гиз, вот-вот будут раскрыты заговорщики-католики, опирающиеся на испанцев... И тогда главной героине фильма "Елизавета" внезапно сообщают, что ее возлюбленный давно женат. Какой банальный скандал! Если это произошло умышленно, то влюбленную Елизавету психологически обработали очень точно, в нужный момент сделав ее уязвимой, такой же, как все, женщиной. Что уж там было с реальной королевой, какими психологическими мотивами руководствовались она и ее окружение, кто его знает... Но по фильму получается, что главным карьерообразующим моментом в блистательной судьбе Елизаветы стало предательство первого мужчины. Вконец запутавшись, сей приятный молодой человек не нашел ничего лучшего, как примкнуть к оппозиционерам и прийти к королеве объясняться, убеждать ее в необходимости выходить замуж. За что и был назван "сутенером". И вот уже Елизавета состригает роскошные волосы, замазывает лицо непроницаемым слоем примитивного грима и объявляет себя королевой-девственницей. Финал у этой ленты получился слишком уж пафосным, прямо как в индийской мелодраме. Право же, Елизавета не была еще одной "бедной Лизой", хотя создатели фильма и пытаются убедить нас, что мы непременно должны - по- женски - пожалеть одного из самых успешных государственных деятелей в истории человечества. Просто потому, что она не вышла замуж. Также в рубрике:
|