Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 21 (7734) 10-16 июня 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КУЛЬТУРНЫЙ ПРОРЫВ: ОПЫТ ДЕСЯТИЛЕТИЯКод доступа - творческие инновации
Изменения культурного ландшафта в Томске и его окрестностях за последние десять лет трудно назвать разительными, революционными, броскими, скорее - постепенными, эволюционными. Крупных культурных прорывов не случилось. Но среди условных десяти отличий века нынешнего от века минувшего в томской культуре можно выделить одно - смену имиджа. На рубеже минувшего десятилетия, как два верстовых столба, стоят события, от которых и начинается путь перемен. В 1999 году Томск был включен в Фестиваль "Золушка ХХI века. Поиски культурного героя", который патронировал Сергей Кириенко. Однако ни Дмитрий Пригов, ни Елена Карась, ни сам Кириенко никаких героев современного искусства в студенческом городе не обнаружили. И были весьма разочарованы. В марте 2000 года на базе краеведческого музея была проведена акция "Музейный квартал". По итогам этого форума его куратор московский искусствовед Юрий Никич сравнил Томск с архивом: "Здесь есть все, но все закрыто, нужен код доступа". Он же обратил внимание на то, что в городе много аптек, и на этом основании сделал вывод: "Томск - больной город". Сегодня количество офисов мобильной связи, магазинов, где продается компьютерная техника, в разы превосходит аптечные киоски. А в ходу у томичей другая имиджевая формула: "Томск - город-форум". Именно ее недавно использовал в своей речи губернатор области Виктор Кресс, когда открывал Всероссийский библиотечный конгресс и принимал знак "Библиотечной столицы России". Важно, что эта формула действует практически в режиме нон-стоп. Библиотекари еще не успели разъехаться, как Томск начал принимать участников XIII Всероссийского инновационного экономического форума.Именно инновации в экономике стали кодом доступа к культурному наследию Томска. Под влиянием инновационной программы, которая действует в регионе с 2003 года, началось развитие негосударственного сектора культуры. Пять лет назад открылся частный Театр "Версия". Потом настало время частных музеев. "Первый музей славянской мифологии" и Музей кофе были рождены двумя областными музейными форумами. Изменения стали происходить даже в коммерческой культуре: конкуренцию ночным клубам составили арт-кафе "Андеграунд" и "Кукушка", которые предлагают джазовую, этно- и фолк-музыку. Изменение городского пространства вызвало к жизни культуру инициатив - "Чеховские пятницы". Наконец, и традиционные институты культуры стали превращаться в многофункциональные центры - на базе областного художественного музея с сентября прошлого года действует арт-площадка "Открытое небо", продвигающая молодежную субкультуру, и Театр актеров, кукол и теней "Этнос". Мировой кризис превратил Томск в место, где выращивается "креативный класс". Именно так позиционирует себя город в конце первого десятилетия XXI века. "Креативного человека может сформировать только качественная культурная среда. И только с помощью культуры можно решить задачу модернизации общества", - было заявлено на последнем расширенном заседании коллегии областного Департамента по культуре. Конечно, между стратегическим направлением ("инновационному региону нужна инновационная культура") и реальностью существует определенный разрыв, но движение по стратегической траектории началось. Самая верная оценка сегодняшнего состояния культуры Томской области дана в "Стратегии государственной политики в сфере культуры и искусства на территории Томской области": "Томская область обладает значительным, зачастую уникальным культурным потенциалом, который может эффективно использоваться во многих сферах: науке, образовании, туризме, рекреационной деятельности, межрегиональных и международных контактах. В настоящее время этот потенциал постепенно конвертируется в культурный капитал, притом что пока он слабо интегрирован в происходящие на территории области экономические и социальные процессы, в незначительной степени работает на инновационное развитие региона". О причинах отложенного культурного прорыва размышляют кандидат философских наук, разработчик "Стратегии" Дмитрий ГАЛКИН, директор Театра юного зрителя Светлана БУНАКОВА и архитектор, краевед, главный специалист отдела культурного наследия Департамента по культуре Павел РАЧКОВСКИЙ. Также в рубрике:
|