Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 21 (7734) 10-16 июня 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

КУЛЬТУРНЫЙ ПРОРЫВ: ОПЫТ ДЕСЯТИЛЕТИЯ

Код доступа - творческие инновации


Изменения культурного ландшафта в Томске и его окрестностях за последние десять лет трудно назвать разительными, революционными, броскими, скорее - постепенными, эволюционными. Крупных культурных прорывов не случилось. Но среди условных десяти отличий века нынешнего от века минувшего в томской культуре можно выделить одно - смену имиджа. На рубеже минувшего десятилетия, как два верстовых столба, стоят события, от которых и начинается путь перемен. В 1999 году Томск был включен в Фестиваль "Золушка ХХI века. Поиски культурного героя", который патронировал Сергей Кириенко. Однако ни Дмитрий Пригов, ни Елена Карась, ни сам Кириенко никаких героев современного искусства в студенческом городе не обнаружили. И были весьма разочарованы. В марте 2000 года на базе краеведческого музея была проведена акция "Музейный квартал". По итогам этого форума его куратор московский искусствовед Юрий Никич сравнил Томск с архивом: "Здесь есть все, но все закрыто, нужен код доступа".

Он же обратил внимание на то, что в городе много аптек, и на этом основании сделал вывод: "Томск - больной город". Сегодня количество офисов мобильной связи, магазинов, где продается компьютерная техника, в разы превосходит аптечные киоски. А в ходу у томичей другая имиджевая формула: "Томск - город-форум". Именно ее недавно использовал в своей речи губернатор области Виктор Кресс, когда открывал Всероссийский библиотечный конгресс и принимал знак "Библиотечной столицы России". Важно, что эта формула действует практически в режиме нон-стоп. Библиотекари еще не успели разъехаться, как Томск начал принимать участников XIII Всероссийского инновационного экономического форума.Именно инновации в экономике стали кодом доступа к культурному наследию Томска. Под влиянием инновационной программы, которая действует в регионе с 2003 года, началось развитие негосударственного сектора культуры. Пять лет назад открылся частный Театр "Версия". Потом настало время частных музеев. "Первый музей славянской мифологии" и Музей кофе были рождены двумя областными музейными форумами. Изменения стали происходить даже в коммерческой культуре: конкуренцию ночным клубам составили арт-кафе "Андеграунд" и "Кукушка", которые предлагают джазовую, этно- и фолк-музыку. Изменение городского пространства вызвало к жизни культуру инициатив - "Чеховские пятницы". Наконец, и традиционные институты культуры стали превращаться в многофункциональные центры - на базе областного художественного музея с сентября прошлого года действует арт-площадка "Открытое небо", продвигающая молодежную субкультуру, и Театр актеров, кукол и теней "Этнос".

Мировой кризис превратил Томск в место, где выращивается "креативный класс". Именно так позиционирует себя город в конце первого десятилетия XXI века. "Креативного человека может сформировать только качественная культурная среда. И только

с помощью культуры можно решить задачу модернизации общества", - было заявлено на последнем расширенном заседании коллегии областного Департамента по культуре. Конечно, между стратегическим направлением ("инновационному региону нужна инновационная культура") и реальностью существует определенный разрыв, но движение по стратегической траектории началось. Самая верная оценка сегодняшнего состояния культуры Томской области дана в "Стратегии государственной политики в сфере культуры и искусства на территории Томской области": "Томская область обладает значительным, зачастую уникальным культурным потенциалом, который может эффективно использоваться во многих сферах: науке, образовании, туризме, рекреационной деятельности, межрегиональных и международных контактах.

В настоящее время этот потенциал постепенно конвертируется в культурный капитал, притом что пока он слабо интегрирован в происходящие на территории области экономические и социальные процессы, в незначительной степени работает на инновационное развитие региона". О причинах отложенного культурного прорыва размышляют кандидат философских наук, разработчик "Стратегии" Дмитрий ГАЛКИН, директор Театра юного зрителя Светлана БУНАКОВА и архитектор, краевед, главный специалист отдела культурного наследия Департамента по культуре Павел РАЧКОВСКИЙ.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;