Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 21 (7734) 10-16 июня 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираВеристы поневолеЧудесный июль в Мюнхене Екатерина БЕЛЯЕВА
Австрияк Клаус Бахлер, интендант Баварской Государственной Оперы, который прошлым летом впервые показал, на что он способен в качестве руководителя серьезного форума, каковым, несомненно, является июльский Мюнхенский оперный фестиваль, продолжает проводить реформу по модернизации всех процессов в своем театре, однако... сам не замечая того, он становится "стопроцентным" баварцем, открыто пропагандирующим национальные ценности. Именно его усилиями удалось вернуть в театр главного тенора нашего времени Йонаса Кауфманна, который, будучи страстным патриотом Мюнхена, из-за пустяковых разногласий с экс-интендантом Баварской Оперы Питером Джонасом, был вынужден несколько лет назад, когда только начиналась его оперная карьера, уехать в другую страну и работать там практически без права на возвращение. За это время певец стал мировой знаменитостью, за которой нужно "гоняться". И Бахлер, любитель и пропагандист музыки ХХ и ХХI веков, ради Кауфманна, голос которого предназначен для исполнения опер более раннего периода, прежде всего для Вагнера, Штрауса, Пуччини, Верди, Бизе и Массне, уже во второй раз будет открывать свой концептуальный фест постановкой "под Кауфманна". В прошлом году это был "Лоэнгрин" - к слову сказать, неудачный - с очень "плотским" режиссерским решением Ричарда Джонса, в этом году - "Тоска" Люка Бонди. Мюнхенцы очень горделивые люди: не любят никаких заимствований, копродукций, объединенных проектов, помогающих сберечь бюджет. И спонсоры фестиваля готовы платить огромные деньги, чтобы обходиться без совмещенных с другими театрами постановок или, на крайний случай, участвовать в копродукции, но получать спектакль первыми. С "Тоской" так не вышло - все-таки пришлось им уступить право первенства на спектакль Нью-Йорку, но всяко опередить прочую Европу в виде миланской Ла Скала, которая будет третьим театром - обладателем бондиевской постановки. Режиссер уже "провалился" в консервативном Нью-Йорке - публика постановку "ошикала", что для фанатов маститого швейцарца означает, что спектакль этот выдающийся, и он обретет во время путешествия по Европе заслуженную славу. Премьера в Мюнхене - 28 июня. За пультом - музрук Земперской Оперы Фабио Луизи, он же дирижировал "Тоску" в Нью-Йорке, где является главным приглашенным дирижером в Мет. Главные партии исполнят Карита Маттила, Йонас Кауфманн и Юха Уузитало. Швейцарский режиссер - давний друг Бахлера: они много пересекались на разных венских музыкальных форумах, и понятно, что это он предложил команду Люка Бонди и Ришара Педуцци для "Тоски". Обращение Бахлера к веристам - вынужденная мера, потому что ни он, ни музыкальный руководитель Баварской Оперы Кент Нагано "правдивой" итальянской музыкой конца XIX века не интересуются. А мудрый Бонди - это их, "прожженных" авангардистов, спасательный круг, мостик в XXI век. Как обычно, на фестивале отыграют все премьеры прошедшего сезона - это и "Дон Жуан", и "Диалоги кармелиток", и "Трагедия дьявола" Этвеша. Только с "Медеей в Коринфе" Симона Майра будет показан хитрый фокус. Эта опера раннего XIX века сегодня нечасто ставится, потому что не принадлежит к жемчужинам и раритетам мирового музыкального театра. Когда-то она была популярна, но незаметно сошла с подмостков. Однако, как говорилось выше, Бахлер все больше проникается национальным духом Мюнхена и готов возвращать в театр забытые имена, как-то связанные с Баварией. Майр не совсем баварец, он больше тиролец, но Тироль ведь находится поблизости. А еще есть замечательная немка Надя Михаэль, которая споет в этой "Медее" заглавную партию. Михаэль - очень занятая артистка: в настоящий момент она готовит премьеру своего вечера в Вене под названием "Орландо". Это будет какой-то неслыханный микст всех музыкальных версий нетленной истории Людовико Ариосто и Торквато Тассо. Постановкой оперы Майра займутся Ханс Нойенфелс и Айвор Болтон, которые должны обернуться с мюнхенской "Медеей" до конца июня, так как июль у них "забит", у одного - под Байройтский фестиваль (премьера "Лоэнгрина" с Кауфманном), а у второго - под Зальцбургский (много всего). В общем, "Медея в Коринфе" пройдет в рамках фестиваля всего один раз. В ближайших номерах "Культуры" читайте рецензию на эту премьеру, которая, даже если вдруг провалится из-за "несостоятельной" музыки Майра, точно будет выдающейся в плане певцов (кроме Михаэль, заявлены также Рамон Варгас - Ясон, Елена Цаллагова - Креуса и Лаура Никореску - Исмена) и режиссерских находок (неудачи Нойенфелса, как известно, не сильно хуже его же удач). Кент Нагано верен себе - у него будет продолжение программы опер Рихарда Штрауса. На этот раз пришло время "Молчаливой женщины", которую он готовит вместе с режиссером-провокатором из Австралии Барри Коски. Спектакль сыграют всего три раза и не в самой Опере, а в Театре принца-регента, который на время фестиваля становится одной из важных площадок. Закроют фестиваль по традиции оперой Вагнера. Пройдет "Тангейзер" в старинной (2000 год) постановке Дэвида Олдена - того самого американского интеллектуала, у которого есть брат-близнец Кристофер, не менее интеллектуальный и культурный человек, и тоже оперный режиссер. Когда-то, во времена Питера Джонаса, Дэвид Олден был "придворным живописцем" Баварской Оперы: он ставил тут - и великолепно ставил - всякие ранние оперы, сейчас его не зовут, так уж случается, когда меняется руководящая команда. Но несколько постановок Олдена живут и по сей день в репертуаре, в том числе "Тангейзер", что уже хорошо. Но мы уже поняли - Мюнхен совсем не революционен, тема "вечного возвращения" здесь очень приветствуется. Также в рубрике:
|