Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 28 (7741) 29 июля-4 августа 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяСокровища бабушкиных сундуковВыставка "Модерн в прошлом и настоящем" в Фонде народных художественных промыслов НАСЛЕДИЕГеоргий ОСИПОВ Представление о русском модерне привычно связано в нашем сознании с шедеврами архитектуры, что вполне понятно: здания, построенные Федором Шехтелем, Львом Кекушевым, Федором Лидвалем, Георгием Барановским и другими корифеями, и сегодня занимают весьма заметное место в архитектурном облике наших столиц. Да и не только столиц - знатоки авторитетно утверждают, что таких памятников деревянного модерна, как в иных городах русской глубинки, не найти нигде в Европе. Впрочем, много и сказано, и написано об архитектурных шедеврах стиля, который во Франции назывался "art nouveau", в Германии - "jugendstil", в Австрии - "сецессионом", в Швейцарии - "еловым стилем", а в России просто модерном. А вот с модерном в масштабе отнюдь не зданий и веков, а самой обычной человеческой жизни, на уровне самых обыкновенных бытовых предметов в нашей стране дело обстояло несколько хуже. И причин тут много: и вихри революционных потрясений, и превращение утонченности и изящества в пресловутое "мещанство", и презрительное отношение к "бабушкиной рухляди" - правда, внуки и правнуки нередко и неоднократно изумлялись тому, что в их времена эта самая "рухлядь" внезапно оказывалась самым что ни на есть последним писком моды. Кроме того, модерн на стыке XIX и XX веков был - на любом уровне - в великой моде, вещи в его стилистике выпускались тысячами и тысячами, а любой коллекционер знает, что именно такие "артефакты" становятся самыми большими редкостями... Одним словом, что имеем, не храним. А если что и сохраняем, то век спустя с великим тщанием и бережностью показываем изумленным современникам. Выставка, открывшаяся в Фонде народных художественных промыслов в Леонтьевском переулке, не слишком велика - всего-то один зал. Но и этого вполне хватает, чтобы понять чувства тех, кто жил в эпоху предыдущего "fin du siecle" - конца века. Не знаю, задумывались ли об этом создатели выставки, но истоки стиля в экспозиции ощущаются весьма отчетливо. На стыке двух предыдущих веков люди даже с не самыми обостренными чувствами понимали, что привычная, такая налаженная за века жизнь трескается, ломается, уходит куда-то, уходит безвозвратно и что изломам и острым углам стремительно меняющегося времени суждено "вонзиться" в каждую душу. "Сознанье страшное обмана, / Всех прежних малых дум и вер", - Блок отлично знал, о чем писал. А как спастись? Вернуться назад, к естеству, к природе, которая, как известно, не знает прямых линий, смягчить, сгладить, сточить эти самые "углы и изломы" линиями нового, еще неведомого стиля. Причем сделать это на самом "низовом" уровне - уровне блюдец, чашек, ложек, сахарниц, флаконов для духов, предметов одежды - словом, всего, с чем мы имеем дело буквально каждый день. Все это, взятое из больших частных коллекций, весьма щедро представлено на выставке. Причем организаторы шли "от человека" не абстрактно, а вполне конкретно - ничто так не "оживляет" вещь, как точно установленная ее принадлежность всем известной знаменитости. И знаменитости эти зримо присутствуют на выставке. Вот скромная сахарница с чудом сохранившейся ложечкой. Принадлежала великой балерине Тамаре Карсавиной. Вот целый гарнитур в стиле модерн, принадлежавший известной актрисе МХАТа Евгении Хованской. Рядом - фотографии с автографами Федора Шаляпина, Леонида Собинова, Екатерины Гельцер. Одним из выдающихся памятников петербургского модерна признан построенный архитектором фон Гогеном особняк Матильды Кшесинской, кстати, большой любительницы стиля модерн. От его внутренней обстановки не осталось практически ничего, но одна реликвия - изумительная серебряная сумочка балерины - попала на нынешнюю выставку. Не прошлым единым, впрочем, жив настоящий художник. Немые пришельцы из первых лет прошлого века весьма гармонично сочетаются с вариациями на модерновые темы современных художников. Например, с декоративными композициями из антикварных материалов Татьяны Абрамовой. С редкостными по изяществу флакончиками для духов - некоторые из которых расписаны изнутри(!) - Натальи Ревуцкой. Флакончики такие, к слову, в наши дни, как и сто лет назад, - ими не пренебрегали и такие мастера, как Рене Лалик и Карл Фаберже, - в большой моде. С авторским костюмом Маргариты Голубевой, художницы, попавшей в Книгу Гиннесса. С художественными фотокартинами цветов, исполненных не художником, а журналистом Леонидом Варебрусом. Одним словом, виртуозное мастерство, сочетающееся с удивительным постижением духа давно прошедшей эпохи. И любопытно, как-то их произведения будут восприниматься еще через столетие? Если бы знать... Также в рубрике:
|