Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 28 (7741) 29 июля-4 августа 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Тени Нуреева

Выставка в Шереметевском дворце Петербурга

Ирина ГУБСКАЯ
Фото Екатерины ЛИФАНТОВОЙ
Санкт-Петербург


На выставке

Экспозиция "Рудольф Нуреев. Нити времени", занявшая всего один дворцовый зал, весьма титулованная. Она входит в программу Года Франции в России, среди ее организаторов Комитет по культуре правительства Петербурга, Французский институт в Санкт-Петербурге, агентство "Culturesfrance" и собственно те, кто предоставил материалы: основной - Французский национальный центр сценического костюма (Мулен), Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства (предоставивший и экспозиционное пространство), Парижская Опера, Римская Опера, Академия русского балета имени Вагановой, Башкирский театр оперы и балета. Атмосфера экспозиции - театральный искусственный свет. Безостановочно повторяется выход теней - музыка звучит во всем объеме концертного зала, а видеоряд спрятан в глубине черного кабинета, где, если подойти ближе, за боковыми занавесами-кулисами гирлянды балетных костюмов женского гардероба - все же балет с акцентом на балерину. Все костюмы разукрашенны аппликациями, вышивками, стразами-бусами. Этот стиль, близкий в костюме Нурееву, до сих пор сохраняется во многих балетных театрах с "большим" репертуаром - своеобразный контраст лаконичному оформлению Баланчина. Тени на экране тоже далеки от привычных российских. Корсажи из более плотной, чем пачки, ткани, расшитые, диадемы в волосах. В проемах между витринами своеобразные фотогобелены - словно в дымке времени и сепии силуэты лебединого строя (предполагал ли здесь автор дизайна экспозиции Эмиль Капелюш напомнить про парижскую "войну лебедей", когда редакция Нуреева заменила прежнюю, тоже российскую, или просто применил к теме символику отечественного балета - выбирать зрителю). В противоположной стороне - "фотокабинет", где перед огромным портретом танцовщика - словно жертвенный алтарь или вечный огонь - балетные туфли танцовщиков обоего пола. Хотя этот алтарь, пожалуй, логичнее было бы переместить к теням, а симметричную проекцию измученной стопы танцовщика - сюда, где его портреты, его жизнь, его роли. Но тема теней на выставке звучит безусловно. Костюмы в витринах - тоже тени. Тени артиста, роли, исполнения. Да и на сцену выходит тоже не человек, а артист в образе, нечто эфемерное, то есть артист, несущий собой тень персонажа, другой личности. Может, потому на фото так пронзительно страдает недовоплощением Петрушка. И как растерянно выглядит этот юноша рядом с нахальной и независимой, неотразимой Зизи Жанмер. Неясно, где Нуреев, как и большинство актеров, строящий свою жизнь как роль, был настоящим. Он весь как не собираемый пазл из нестыкующихся и странных кусочков. Его биография - цепь нелогичностей и несоответствий. И родившийся-то на ходу, в поезде, неприкаянный, а потом покоривший мир. Но, по сути, этот поезд неприкаянности так и сопровождал его всю жизнь. Потому и последние слова - к маме, выбившаяся в минуту откровения тоска по дому. В его роду - слившиеся нации: татары и башкиры, которые сосуществовали не слишком миролюбиво (башкиры добровольно-принудительно переписывались в татары). Папа - военный политрук, из поколения тех деревенских парней, которых в партию привлекало то, что "там дают оружие", а это придавало легкий, без усилий, авторитет. Вообще его живучесть, пробивной и наглый характер - еще и от типажа лимиты. В Ленинграде он лишь в семнадцать лет, когда пора на выпуск. Дорвался до той культуры, которую предполагается осваивать с детства. Три года в Вагановском, еще три - в Кировском. В театре он начал в "Лауренсии". Тот прорыв в мужском танце, который на Западе связан с его именем, здесь уже был отмечен именем Чабукиани, который, кстати, был постоянным партнером Наталии Дудинской. Нурееву, при всем его вздорном характере, везло с партнершами - Алла Сизова на выпуске, Наталия Дудинская в Кировском, Марго Фонтейн в Лондоне.

Собственно балетные российские корни Нуреев, пожалуй, дополнял уже в эмиграции. После знаменитого побега начал работать в труппе маркиза де Куэваса. Его прорыв - и на интересе к русскому балету, уже не единичная Марина Семенова, отодвинувшая в тень Лифаря, а триумф русского балета в Лондоне. И интерес к выглянувшему из-за железного занавеса миру - этот занавес приоткрылся ненадолго. И начавшийся ручеек эмигрантов. Англия, куда попал затем Нуреев, вообще в истоках своего балета числит русский, Париж - тоже не без русского балета (после руководства Лифаря Нуреев - почти традиция, если учесть долговременность и непререкаемость правления). Но школа Нуреева шлифовалась не в России - у русской эмиграции, а затем у датчан - с их технической и стилистической точностью. С приблизительностью танца молодого Рудольфа Нуреева вряд ли приняли в систему каллиграфии парижской школы. Работоспособность Нуреева - легенда. Но и самореклама. А лучшая реклама - скандал, попса, гастроли и телешоу. А еще кинокарьера и попытки присмотреться к танцу модерн. Но это - и на износ - не работа, а нечто, чему, пожалуй, названия так и не придумали. Самый надежный способ угробить себя. Так не беречь себя мог только человек, которого ничего не держит. И это не есть свобода. Нуреев брался за все - и его редакции балетов признаны, хотя, по сути, это типичный китч. Эта традиция внедрена в Запад, как русские матрешки и медведи, и от нее там не скоро освободятся. Костюмы - одна из таких бережно хранимых стилистических "матрешек". Костюмы, представленные на выставке, танцевальны и внимательны к своему содержимому, то есть артисту, - только собственно нуреевские. В собственных он ограничивался в украшениях, облегчая силуэт, создавая элегантный контур фигуры, зрительно удлиняющий ноги и шею, подчеркивающий посадку головы, тонкую талию. Громоздкий головной убор Голубой птицы: в таком порхающий и летящий танец - как преодоление. Но костюм Флорины рядом - это только для соперницы: ярусный, в кренделях оборочек, бус и прочего. Костюмы Дезире из "Спящей красавицы", Абдерахмана и Жана де Бриена из "Раймонды", Принца из "Щелкунчика", Ромео. Для сравнения: два костюма Солора из "Баядерки" - ленинградской 1960-го и европейской - 1974-го и Дезире - тоже двух периодов. В Ленинграде костюмы скромны, почти без украшений, лишь обозначен декор Солора - пояс, линии. И - низко заканчиваются. На Западе - все не ниже талии. Разве что Альберт в "Жизели". Художником костюмов Нурееву быть не следовало. По нынешнему вкусу они тяжеловесны и подробны - излишне, вычурно. Странно, как ухитряются в них танцевать. Они на удивление тяжеловесны и перегружены ярусами-блеском-стразами-бантиками. Словно не было традиции расписного костюма - здесь вышивки и изобилие бус, пристрастие к парче, бархату, обилию ткани. Костюмы далеко не легкие - в таких, ушитых аппликациями и вышивкой, как в броне. Удивительно ли отсутствие вкуса у гениального артиста и в быту, когда он скупал антиквариат или сомнительные произведения искусства? Изобилие деталей в костюмах времен Нуреева - до чрезмерности. Ну зачем Сильфиде к крылышкам павлиньи перья с "глазами"? Обязательны букетики на корсаже у Жизели и Сильфиды и утрированная роза у Золушки (впрочем, там и костюм как бытовой, но чрезмерный). Так что Нуреев - художник самого себя. Собственные костюмы демонстрируют умение подать свое тело, свой рабочий инструмент не только в академическом смысле как танцующей машины. Актер - служитель - да, но прежде всего - актер-проститутка. Вероятно, скульптурная миниатюра "Нуреев на репетиции", где он юн, хорош собой и весь удлиненных линий, понравился бы ему больше, чем голова-портрет 1960 года, неузнаваемо сжатых черт. Утвердив вздорный и склочный характер как имидж, Рудольф Нуреев вернулся в Кировский театр в 1989 году, нахально выйдя в "Сильфиде", на технику которой сил уже не было. Принимайте меня, великого, какой есть. Очень ценил себя. Он ходил по сцене в ярких оранжевых сабо, в своем неизменном берете. Затем побывал в Казани, даже встал за дирижерский пульт. Не просто так - тогда наметилась тенденция снижения интереса к балету у филармонических маэстро, музыка стала подминать танец. Сложно сказать, чего в его жизни больше - творчества или позы. Эпатаж - это тоже умение создать имидж. И способ удержаться на плаву. Нуреев - безусловно, из великих теней. Трудоголик. С умением и опытом выживания (десять лет умирать - и жить в полную силу). И соблазном пороков. Стяжатель - безудержное стремление зарабатывать, как рефлекс - из грязи в князи, из нищеты в роскошь, доступную элите. А в принципе - это стремление ограничить свой мир только театром - и в жизни пребывать в той же сказке, во дворцах, с королями-королевами, принцессами. А единственная стилевая "пара" среди представленных костюмов - колет Солора и пачка Никии, в которых и цвет, и отделка перекликаются и продолжают друг друга. Но для теней это украшение тяжеловато, скорее подходит для гран-па Солора и Гамзатти. Жаль, что нет костюмов ленинградских партнерш, хотя бы в пару к нуреевским. Это теперь только тени памяти.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;