Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 28 (7741) 29 июля-4 августа 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

Экспансии почти не видно

Кто будет продвигать российские фильмы за рубежом?

ИНДУСТРИЯ

Мария ТОКМАШЕВА


На голливудскую звезду Анджелину Джоли, приехавшую в минувшее воскресенье представлять в России фильм "Солт", собрались посмотреть еще не разъехавшиеся в летние отпуска представители светской тусовки, политики и журналисты. Приезд не только Джоли, но и любой другой голливудской звезды всегда вызывает у российской публики неподдельный интерес и даже какой-то щенячий восторг. Неважно, приезжают ли они презентовать новый фильм, рекламировать известную алкогольную марку или присутствовать на элитном корпоративе. Звезд такого масштаба в России нет. Возможно, потому, что российское кино так и не смогло быть должным образом представлено за рубежом? Вопрос о продвижении российских фильмов в других странах и о механизмах создания копродукции возникает с завидной периодичностью. Только толку от этого пока немного. Самый популярный, по мнению экспертов, на сегодняшний день фильм, так или иначе связанный с Россией, - это "Счастье мое" Сергея Лозницы, копродукция Германии, Нидерландов и Украины, снятая в основном на немецкие деньги. На Берлинском кинофестивале высоко оценен был фильм "Как я провел этим летом", режиссера которого - Алексея Попогребского - американский "Variety" назвал "одним из самых ярких и талантливых режиссеров из России, чьи фильмы могут быть с успехом экспортированы за рубеж". Да, наши фильмы нередко участвуют в крупных, уважаемых международных кинофестивалях, но системного продвижения российского кино за рубежом по-прежнему не существует. Этот прискорбный факт признается всем киносообществом. Поэтому СМИ после Каннского фестиваля активно обсуждали новость о создании Национальной кинокомиссии по продвижению отечественного кино в мировом прокате. Только комиссия пока функционирует на уровне идеи, и будущее ее туманно - особенно в свете очередных пертурбаций в Министерстве культуры, пока не найден кандидат на место главного киночиновника Александра Голутвы. Не исключено, что его займет молодой продюсер Антон Малышев (не так давно, кстати, получивший из рук министра культуры правительственную награду) или Олег Иванов, глава компании "Movie Research", которая сейчас активно сотрудничает с Фондом кино. В последнем также разрабатываются механизмы продвижения российских фильмов. Во всяком случае, глава Фонда кино Сергей Толстиков провел совещание с продюсерами и прокатчиками как раз по этой проблеме. На совещании в очередной раз говорилось о системной поддержке российского кино за рубежом и об участии в этом государства. Силами исключительно бизнес-сообщества здесь не справиться. Тем не менее министр культуры РФ Александр Авдеев еще в марте этого года - в рамках "правительственного часа" - говорил о "существенном продвижении в сфере совместного кинопроизводства с зарубежными странами". С 2006-го по 2009 год реализовано 36 проектов на сумму около 360 миллионов рублей. Такова статистика Минкультуры. "Надеемся, что в этом году удастся завершить процедуры согласования вступления России в европейскую программу совместного кинопроизводства и заключения межправительственного соглашения о совместном кинопроизводстве с Германией. Это позволит придать копродукции новый импульс, - отмечал министр. - Сложнее обстоят дела с привлечением зарубежных кинокомпаний к работе на территории России. В стране недостаточно развита общая туристическая инфраструктура, отсутствуют субсидии и налоговые вычеты для зарубежных съемочных групп, применяющиеся во многих странах мира. В то же время, мы понимаем необходимость привлечения зарубежных кинематографистов на территорию нашей страны. Они снимают свои фильмы с большими бюджетами, так пусть они делают это на нашей территории, создают здесь новые рабочие места, стимулируют экономическую активность как российских киностудий, предоставляющих услуги, так и обслуживающего сектора - гостиниц, общественного питания, транспорта". Европейский фонд поддержки совместного кинопроизводства и проката кинематографических и аудиовизуальных работ "Евримаж" ("Eurimages") был основан в 1998 году, и практически сразу Россия начала предпринимать попытки вступить в него. Изначально отдельными киноподвижниками велись личные переговоры с представителями "Евримажа", а в 2002 году было даже выпущено специальное постановление Правительства РФ. По мнению экспертов, вступление в "Евримаж" действительно будет способствовать созданию копродукции, а следовательно - привлечению новых, зарубежных инвестиций в отечественный кинематограф. Так, через "Евримаж" ежегодно для поддержки распространения кинопродукции выделяется 760 тысяч евро. Кроме того, совместно с "Europa Cinemas" эта организация поддерживает и кинотеатральную сеть в некоторых странах - на это выделяется более 600 тысяч евро. Но для России проблема, как и всегда, заключается в финансировании этой деятельности. Дело в том, что "Евримаж" занимается поддержкой кино как раз за счет средств стран-участниц, которые вносят в "общую копилку" определенные взносы. Главный вопрос в России состоял в том, кто же будет спонсировать этот взнос. Государство или бизнес? У Министерства культуры, понятно, денег на это нет. Отдельную строку для "Евримажа" в Госбюджете Минфин ни за что прописать не согласится. Бизнесу тоже, видимо, проще договариваться лично со своими иностранными партнерами, нежели запускать сложную цепь межгосударственных кинематографических отношений. В качестве примера наиболее удачной модели поддержки своего кинематографа российские продюсеры и прокатчики приводят некоммерческую организацию "Юнифранс", существующую на средства французских министерства культуры и министерства иностранных дел. "Юнифранс" поддерживает все фильмы, снятые при финансовой поддержке Франции и на французском языке и посредством фестивалей продвигает французские картины в других странах. Так, по словам президента "Юнифранса" Антуана де Клермон-Тоннера, в прошлом году семь французских фильмов, включая арт-хаус "Класс", боевик "Перевозчик 3" и биографию "Коко Шанель", за границей сделали бOльшие сборы, нежели во Франции. "Мы никому ничего не запрещаем. Мы не против проката американских фильмов. Просто у нас такая система, что часть денег от продажи билетов - на любые фильмы, включая голливудские, - уходит в фонд поддержки национального кино. Таким образом, чем больше соберет "Аватар", тем лучше, и не только прокатчикам или производителям, но всем нам! Каждый зритель, пришедший в кинотеатр, вкладывает деньги в национальное кино. Единственное, что нас беспокоит, - чтобы французских фильмов на рынке было не меньше 30 процентов: это будет означать, что у нас не хватает сил отвоевать аудиторию, что публика отныне принадлежит кому-то другому. Однако пока что нам удается держать показатель заметно выше 30 процентов - от 33 до 45. И мы удовлетворены. Надеюсь, это не изменится в ближайшее время", - отмечает президент "Юнифранса". Непосредственно государство выделяет "Юнифрансу", по некоторым данным, порядка 10 миллионов евро. Почти столько же, кстати, в 2008 году было потрачено из российской казны на проведение Недель российского кино, фестивалей и конференций за рубежом. Но французское кино в мире пользуется гораздо большей популярностью. В России же основной организацией, ответственной за продвижение кино за границей, остается "Совэкспортфильм", в прошлом году оказавшийся под угрозой приватизации. На сегодняшний день, как поясняет гендиректор компании Григорий Геворкян, "Совэкспортфильм" является открытым акционерным обществом, 100 процентов акций которого принадлежит государству, но никакого бюджетного финансирования компания не получает. При организации тех же Недель российского кино она так же, как и другие участники рынка, проходит сложную процедуру госзаказа. Министр культуры, в свою очередь, говорил о том, что именно на базе "Совэкспортфильма" будет создана "автономная специализированная некоммерческая организация по продвижению российских фильмов за рубежом и углублению интеграции России в международный кинопроцесс". Эта инициатива, по словам министра, полностью соответствует приоритетам деятельности правительства до 2012 года по направлению "Продвижение российской культуры". Глава "Совэкспортфильма" пока не питает больших иллюзий по этому поводу. Он, конечно, говорит о том, что стенды российского кинематографа представлены на международных фестивалях и кинорынках, что "Совэкспортфильму" удалось наладить эффективное сотрудничество с "Мосфильмом" и компанией "Art Pictures Studio", продюсировавшей в числе прочих фильмы "Жара" и "Обитаемый остров". Дальше этого дело пока не идет: ежегодная выручка "Совэкспортфильма" от продвижения отечественного кино за рубежом составляет всего 800 тысяч долларов. В связи с недостатком финансрования российский стенд не будет представлен на кинорынке в Лос-Анджелесе - кстати, крупнейшей торговой площадке в мире кино.

Также в рубрике:

ИНДУСТРИЯ

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

НАСЛЕДИЕ

СТРАТЕГИЯ

КОНФЛИКТ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;