Огурцы с бантиком для Эгояна
"Золотой абрикос" прошел в Ереване
Светлана ХОХРЯКОВА
Фото Ольги ШЕРВУД
Ереван - Москва
 |
Глава жюри Ф.Тор Фридрикссон |
 |
Юбиляр А.Эгоян с супругой - актрисой А.Ханджян |
В Ереване завершился VII Международный кинофестиваль "Золотой абрикос". Церемонии открытия и закрытия вел Серж Аведикян - известный французский актер и режиссер армянского происхождения, родившийся в семье репатриантов в Ереване в 1955 году. В Армении он прожил до 15 лет, прекрасно говорит по-русски. А вот по-армянски - с легким французским оттенком, как заметили его бывшие соотечественники. 40 лет Серж Аведикян живет во Франции, снимает кино. На "Золотом абрикосе" показали его анимационный фильм "Лающий остров" (или "Остров собак"), получивший "Золотую пальмовую ветвь" короткометражного конкурса нынешнего 63-го Каннского кинофестиваля, жюри которого возглавлял Атом Эгоян - канадский режиссер армянского происхождения, президент "Золотого абрикоса". "Лающий остров" снят в Турции на французские деньги и смонтирован во Франции. В Ереване же причисляют эту картину к победам армянского кино. Интересно, что сам Серж Аведикян считает ошибочным для фестиваля в целом относить к армянскому кино фильмы, сделанные армянами в разных странах. Большая часть представителей этого талантливого народа живет по всему миру, а не на своей исторической родине в силу разных причин. Программа "Панорама армянских фильмов" "Золотого абрикоса", состоящая из картин, снятых международной командой представителей одной нации, по мнению Сержа Аведикяна, - это не армянские фильмы, а фильмы режиссеров армянского происхождения, и надо это артикулировать. Как известно, в начале прошлого столетия в Константинополе по приказу правительства "младотурков" было уничтожено 30 тысяч собак. Их отлавливали и вывозили на остров. Все это показано средствами анимации - и шумная, полная экзотики жизнь теперь уже Стамбула, и печальная участь несчастных животных. На пустынном острове раздавался собачий лай, не дававший покоя турецким правителям по ночам. Проплывали корабли, пассажиры которых с ужасом шарахались от этого страшного места. А собаки, увидев судно, в надежде плыли за ним целыми стаями и погибали. Все это производит впечатление и наводит на прямые ассоциации с геноцидом, хотя Серж Аведикян не склонен к прямым параллелям, но тем не менее вспоминает, что за шесть месяцев до собачьих выселений произошла резня армян в Адане. Погибли тогда около 30 тысяч человек. Тема геноцида всякий раз так или иначе возникает на экране в дни фестиваля. На этот раз показали фильм "Майрик" Анри Вернея (у него тоже армянские корни и настоящее имя - Ашот Малакян) с Клаудиой Кардинале в роли многострадальной армянской женщины, познавшей все ужасы геноцида. По всему миру к ней потом подходили армяне-"соотечественники" и благодарили за созданный ею образ, часто идентифицировали ее с экранным персонажем. Об этом рассказала сама Клаудиа Кардинале, посетившая фестиваль и удостоенная награды за вклад в мировой кинематограф. Приехали и родственники Анри Вернея. Все это беспроигрышные вещи для фестиваля, и они производят на публику магическое воздействие. Современное армянское кино, произведенное непосредственно на родине, в игровом конкурсе представляли фильмы "Маэстро" Вигена Чалдраняна и "Не смотри в зеркало" Сурена Бабаяна. История шестидесятилетнего виолончелиста Тиграняна в первой картине могла бы стать по-настоящему интересной и глубокой. Но сделано все как-то безвкусно, не тонко и в лоб. Герой переживает нечто вроде кризиса предпенсионного возраста. Он служит в оркестре, у него молодая жена Катя, говорящая (единственная в фильме) то на армянском, то на русском языках. И маэстро Тигранян ревнует ее, а она дает повод для этого. Катя даже "прелюбодействует" сама с собой - странная и дикая сцена, которая ровным счетом ничего хорошего не добавляет фильму. Герою все время видятся пошлые сцены обнаженных людей, занимающихся любовью в венецианских масках. Это, несомненно, Катя и кто-то третий, а не законный супруг. Но, по счастью, виолончелист повстречает хорошую девушку-проститутку, и та приведет его в чувство, заставит поверить в собственные силы. Неожиданно героем фильма стал Юрий Башмет. Он присутствует в кадре в виде портрета на афише. Все время кажется, что он с укоризной смотрит на героев, которые буквально под портретом занимаются любовью. В порыве чувств, когда проститутка вернет Тиграняну давно забытые ощущения, тот, пребывая в экстазе, сдерет со стены афишу с изображением ни в чем не повинного Юрия Башмета - пусть больше не смотрит на то, что не положено видеть третьему. Все это забавно и наверняка бы не обидело, а только рассмешило Юрия Башмета - человека с отменным чувством юмора. Такой роли у него еще не было. В тот же день, когда показали фильм, гости фестиваля были приглашены на премьеру оперы "Евгений Онегин", которую поставил маэстро Чалдранян в зале филармонии с участием солистов Ереванской Оперы. Он является не только постановщиком, но и продюсером проекта, и сценографом спектакля. Зрелище получилось любопытное. Середину партера освободили от кресел, расположив там оркестр (а мы все время всматривались в лица виолончелистов, да и дирижера, казалось, тот сошел с экрана и напоминал героя "Маэстро"), поскольку оркестровой ямы в зале филармонии нет. На сцене все белое: бильярдный стол, который потом преобразуется в очень высокую кровать Татьяны, а потом и в пиршественный стол. Что-то вроде из серии "где стол был яств..." Балюстрада, стулья - все белым-бело. Выглядит стильно и поначалу вселяет надежду, что нам предстоит авангардное освоение классического сочинения Чайковского. Но кроме эклектики и пестроты костюмов, странно неряшливых причесок на современный лад, ничего "нового" в прочтение "Онегина" не привнесено. Публика довольна, долго аплодирует. Как и в фильме "Маэстро", в музыкально-сценическом опусе "Евгений Онегин" слишком много провинциальности в далеко не лучшем понимании этого слова. Картина "Не смотри в зеркало" Сурена Бабаяна - тоже о мужчине зрелых лет, который видит в зеркале кого угодно, только не себя. Но когда он выходит на улицу, на него странно смотрят люди, потому что он посещает их зеркала. В общем, нечего на зеркало пенять, в нем - чужаки, которые бесцеремонно входят в твою жизнь. Картина любопытно снята, благо зазеркалье дает немало возможностей для самых смелых художественных решений. Но в целом это тоже довольно странное зрелище, перегруженное псевдосимволами и пафосом. Документальный фильм Григора Харутюняна "Kayatsum" - панорама жизни страны в исторической перспективе прошлого столетия. Фотограф организовывает выставку своих работ, и его снимки словно оживают. Мы видим похороны Фрунзика Мкртчяна - огромное людское море скорбящих по любимому артисту, последствия событий в Карабахе, людские слезы, кровь и боль, гибель людей. Кажется, что радостных событий выпадает на долю целого народа гораздо меньше, чем войн и потерь. Главное достижение "Золотого абрикоса", о котором мы говорим каждый год, - качественный состав людей: тех, кто принимает гостей и участников фестиваля, и тех, кто приезжает. На этот раз среди почетных гостей были великий грек Тео Ангелопулос, немецкий режиссер турецкого происхождения Фатих Акин (показал свою "Душевную кухню"), южнокорейский режиссер Ли Чан Донг - недавний каннский лауреат, представлявший в Ереване свой изумительный фильм "Поэзия", французский режиссер Клэр Дени - привезла в Ереван свою чувственную картину "Белый материал" с Изабель Юппер в главной роли. Уже не в первый раз приезжал в Ереван неутомимый Кшиштоф Занусси - частый гость на постсоветском пространстве (чуть раньше он посетил кинофестиваль в Вологде, только что дал мастер-класс в Одессе). В жюри трудились такие крупные режиссеры, как исландец Фридрик Тор Фридрикссон и Семих Капланоглу из Турции - обладатель "Золотого Медведя" Берлинале этого года за фильм "Мед". Интересно, что другой фильм-лауреат Берлинале - "Как я провел этим летом" Алексея Попогребского участвовал в конкурсе "Золотого абрикоса" и отмечен только дипломом экуменического жюри. Качество его показа было чудовищным. Фильм почему-то демонстрировали на DVD, что более чем странно. Но ничего другого наши правообладатели почему-то предложить не смогли. Все это несерьезно, а уж тем более в случае Алексея Попогребского, где качество картинки имеет особый смысл. Станислав Говорухин дал мастер-класс, а заявленный в программе Сергей Соловьев так и не приехал, хотя его ждали, а ему самому так понравилось на "Золотом абрикосе" год назад. На один день приезжала прямо со съемок из Волгограда Елена Морозова, чтобы представить французский фильм "Коко Шанель и Игорь Стравинский", где у нее прекрасная работа - роль несчастливой жены музыкального гения. "Золотой абрикос" за лучший игровой фильм присужден турецкой картине "Космос" Реха Эрдема. Возможно, это результат компромисса жюри, которое не так уж и просто пришло к этому решению. "Серебряный абрикос" - у Сергея Лозницы и его фильма "Счастье мое". В документальном конкурсе лидировал Николай Костомаров с фильмом "Вдвоем", а на фестивале он представлял как оператор еще и фильм Попогребского "Как я провел этим летом".
 |
К.Кардинале принимали на высоком уровне |
Среди специальных событий фестиваля - презентация фотоальбома Юрия Мечитова, посвященного Сергею Параджанову, проходившая в музее его имени. Выпущен он в Грузии и собрал 2996 неповторимых снимков, в том числе и прощальных, когда этого гениального и парадоксального человека провожали в мир иной. Пик фестиваля - юбилей его президента Атома Эгояна. В загородном комплексе "Латар", своего рода армянском Версале, возведенном состоятельным человеком, собрались гости и участники фестиваля. Тут словно сыграли большую армянскую свадьбу. Плясали до двух часов ночи все выдающиеся люди, прибывшие в Ереван. Дарили самые необычные подарки. Клэр Дени преподнесла трехлитровую банку тонко нарезанных соленых огурцов, моркови и других овощей, перевязала ее ленточкой. А на голову юбиляра водрузила венок из живых цветов. А потом народ пошел брать автографы у Атома Эгояна, протягивая ему монографию о нем на армянском языке. И мэтру пришлось прилечь на пол, чтобы
подписывать книги. Никто же не рассчитывал, что пройдет такая неожиданная процедура во время праздничных торжеств. Фридрик Тор Фридрикссон пел со сцены исландские народные песни. Злые языки утверждали, что он поет о вулкане: на родине этого делать нельзя, хоть тут оттянуться по полной программе. Такого дня рождения у Эгояна наверняка еще не было. Сильные мира сего вручали ему свои награды и медали. А в Художественной галерее в дни фестиваля прошла ретроспектива работ мэтра.