Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 29 (7742) 5-12 августа 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Фиделио-36

Бетховенская опера на территории ГУЛАГа

Дмитрий МОРОЗОВ
Пермь - Москва
Фото Антона ЗАВЬЯЛОВА


Сцена из спектакля

Если потребуется назвать самый спорный оперный проект уходящего сезона, то это, конечно же, будет "Фиделио", представленный в июле Пермским академическим театром оперы и балета имени П.И.Чайковского на территории печально известного концлагеря "Пермь-36". Если потребуется назвать проект, оставляющий по себе наиболее стойкое послевкусие и далеко выходящий за рамки собственно оперы, то и это окажется все тот же "Фиделио". Впрочем, что касается спорности, любые проекты подобного рода, встраиваемые в тот или иной конкретно-исторический антураж, уже по определению не могут не быть спорными. Хотя бы потому, что между реальными приметами реальной жизни и оперной условностью всегда и неизбежно остается зазор. Бороться с этим зазором - занятие вполне бесперспективное, но если, напротив, приняв его как должное, заставить работать на общий замысел, результат может окупить все или почти все издержки.

...Дабы как-то подготовить зрителей к тому, что их ожидает, по дороге (занимающей более двух часов в один конец) в автобусах демонстрируют документальные фильмы, посвященные Пермскому оперному театру, бетховенскому "Фиделио" и лагерю "Пермь-36". Однако к тому, как именно все это сольется воедино, многие оказываются не готовы. И далеко не сразу осознают, что спектакль-то уже идет и сами они тоже являются его участниками.

Перед воротами лагеря, удерживаемая "вохрой", приехавших поджидает целая толпа с портретами, призывая вглядеться в эти лица: может, встретите кого-то "на зоне" и передадите весточку. В первый момент возникает даже ощущение, что лагерь по-прежнему действующий и все это - настоящее. Но вот уже "вохра" прикрикивает и на нас: проходите быстрей, не задерживайтесь, иначе... Что именно может ожидать отставших, мы увидим чуть позже, когда мимо прогонят толпу зэков, а замешкавшегося прямо тут же забьют прикладом.

Под звуки увертюры нас проведут через барак, где в это время одни зэки поглощают свою баланду, другие лежат на нарах, третьи под руководством "политработника" распевают нечто идейно-патриотическое, до боли знакомое... И когда после этого попадаешь в небольшой внутренний дворик, где на импровизированной эстраде расположился оркестр, а рядом, на лужайке, разворачивается действие первой картины оперы, поначалу носящее откровенно пасторальный характер, кажется, что перенесся в какой-то иной мир. Впрочем, длится эта иллюзия недолго.

От сцены к сцене зрителям предстоит пройти вслед за персонажами буквально по всем кругам лагерного ада. В антракте желающие могут посетить еще и карцер, который в действие оперы не вписался. Второй акт разыгрывается в зоне "особого режима", куда нас ведут опять-таки строем. При этом по пути все время встречаются зэки и женщины с портретами. Последние постоянно переигрывают, вызывая подчас даже чувство неловкости. Однако в конце, когда они "воссоединяются" со своими освобожденными мужьями, отцами или братьями и уже в своей настоящей ипостаси женской группы хора поют вместе с ними ликующий финал, все становится на свои места.

Британский режиссер Майкл Хант имеет солидный опыт оперных постановок в исторических местах. Представить "Фиделио" в "Перми-36" они придумали вместе с Георгием Исаакяном (который, по просьбе Ханта, стал сорежиссером проекта). В том, как задействовано и "работает" в спектакле пространство лагеря, ощутимо настоящее большое мастерство. В этом плане вызывает вопросы разве только сцена в темнице, где зрители стоят вдоль стен огромного коридора, зачастую вовсе не видя героев. Впрочем, для режиссера, судя по всему, главным было заставить нас почувствовать кожей саму атмосферу мрачной темницы.

Возвращаясь к вопросу о спорности проекта, следует сразу заметить, что заключается она не столько в работе постановщиков, сколько в том, как их концепция и сама бетховенская опера сопрягаются с аурой данного пространства. В целом баланс между его чудовищной реальностью и оперной условностью удалось выдержать почти виртуозно. Однако же иногда брало сомнение относительно этической уместности, например, игры в "настоящих" вохровцев, на поверку оказывавшихся не столько страшными, сколько откровенно карикатурными. Да и сам лагерь погожим летним днем при свете солнца производит далеко не то впечатление, что в описаниях очевидцев...

Зато музыка Бетховена прекрасно вписалась в это пространство. Проблемы возникали скорее технически-акустического, нежели какого-то иного порядка, да и те от раза к разу постепенно преодолевались. Майкл Хант привез с собой авторитетного звукорежиссера Пола Эш-Брауна, с которым постоянно сотрудничает в проектах, связанных с использованием открытого пространства. Установленное им оборудование работало не без сбоев, но где-то уже к четвертому представлению звучание во многом приближалось к оптимальному. И уж во всяком случае, на российских просторах такого качества электронной акустики слышать прежде не доводилось.

Благодаря работе Пола Эш-Брауна у слушателей даже в таких вот полевых условиях была полная возможность оценить по достоинству превосходную дирижерскую работу Валерия Платонова, причем не просто некий общий импульс, но и всю тонкую разработку по штрихам и нюансам. Не рассеивалось в пространстве и звучание хора (главный хормейстер Владимир Никитенков), также весьма качественное. И голоса солистов звучали по большей части вполне адекватно.

Особо надо сказать об Ирине Крикуновой в партии Леоноры, принадлежащей к числу запредельно трудных. Крикунова же спела ее с такой свободой, что об этих трудностях многие просто и не догадывались. Да и вообще такую Леонору сегодня и на европейских-то подмостках еще поискать... Что касается другой исполнительницы, Екатерины Орловой, то ее голосовых и технических возможностей для данной партии оказалось явно недостаточно. Зато в качестве юноши она выглядела более убедительно.

С партией Флорестана, также чрезвычайно трудной, в общем-то справились оба исполнителя - Виктор Компанеев и Павел Полянинов, но по-настоящему впечатлял только первый, настоящий драматический тенор и неплохой актер.

Таким образом, помимо всего прочего, Пермской Опере оказалось вполне по силам произведение, за которое вот уже много лет не отваживались браться и столичные коллективы.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;