Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 29 (7742) 5-12 августа 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Нашествие лебедей и тинейджеров

Екатерина БЕЛЯЕВА
Лондон - Москва
Фото Джона РОССА и Николая КРУССЕРА (Михайловский театр)


Т.Рохо и А.Пыхачев в сцене из спектакля "Лебединое озеро"
М

ихайловский театр завершил балетный сезон триумфальными гастролями в "Колизее"

Этим летом англичане пережили грандиозное нашествие русского балета. Одновременно на двух значимых театральных площадках Лондона, расположенных в двух шагах друг от друга между станциями метро "Лейстер сквер" и "Ковент Гарден", выступали наши ведущие компании - балет Большого театра и балет Михайловского театра. Не хватало только их "старшего брата" - балета Мариинского театра, но мариинцы побывали в Лондоне в прошлом году и показали все, что у них на тот момент было лучшее и новое, и "младшего брата" - балета Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, который пока морально и физически не готов для ответственных английских гастролей. Впрочем, подходящей площадки для такой огромной труппы, как мариинская, все равно уже было не найти ни в июле, ни в августе: сцену Королевского оперного театра оккупировал Большой театр, а сцену "Колизея", где в течение сезона выступают по очереди Английская национальная опера и Английский национальный балет, - Михайловский.

Театры не соперничали - к тому не было повода. Грамотный менеджмент со стороны руководства обеих компаний так толково развел репертуар, что единственным пересечением в названиях представляемых спектаклей оказалась "Жизель". Но "Жизелей", как известно, много не бывает - всегда ведь найдутся в необходимых количествах английские дети-неофиты, которых нужно первый раз в их жизни ввести в сильфидно-вилисный мир балета, или гостящие в Альбионе японцы-балетоманы, проглатывающие немереное количество балетной продукции из России, особенно с классическим оттенком и особенно качественной - изысканный вкус никогда не подводит жителей Страны восходящего солнца. Так что театры обошлись без столкновений - на всех хватило и критиков, и обычных зрителей.

Большой театр сделал ставку на молодых звезд - Наталью Осипову, Ивана Васильева, Екатерину Крысанову, Анастасию Сташкевич, которые выступили в Лондоне по большей части в старых спектаклях, с точки зрения хореографии уже не представляющих интереса для капризной лондонской прессы, но однозначно любимых публикой как раз за то, что являются чем-то вроде золотого фонда главного театра нашей страны - в "Спартаке", "Жизели", "Дон Кихоте", "Корсаре". Михайловский же театр выбрал иную тактику - с акцентом на премьеры, на новинки, на эксклюзивную "михайловскую" продукцию. Премьер у театра в этом сезоне случилось три: "Лебединое озеро" Александра Горского в редакции Михаила Мессерера, "Лауренсия" по мотивам одноименного спектакля Вахтанга Чабукиани и в новой редакции Мессерера (ее сыграли в Питере всего два раза и только для того, чтобы чуть-чуть "обкатать" перед лондонской премьерой) и "Минорные сонаты" Славы Самодурова, экс-премьера Мариинки и Королевского балета Великобритании, у нас на глазах - что невероятно приятно - становящегося серьезным хореографом (балет показали в Петербурге в начале июля; интервью с хореографом читайте в газете "Культура" в одном из следующих номеров). Все эти работы на страх и риск главного балетмейстера театра и организатора данных гастролей Михаила Мессерера были привезены в Лондон на суд публики и критики.

"Лебединое озеро" показали в Лондоне много раз - снова был сделан умный менеджерский ход: это главный балет наследия, жемчужина русской классики и лучшая московская версия, достойная и равноправная "коллега" гениальной постановки Константина Сергеева. Естественно, все спектакли прошли со зрительскими аншлагами и завоевали по пять звезд в рецензиях. Во-первых, потому, что это очень хорошо сделанный и великолепно отрепетированный балет, и во-вторых, у него не было конкурентов в виде других "Лебединых" в исполнении других театров. Вместе с артистами Михайловского театра в "Лебедином озере" в разные вечера выступили приглашенные солисты - премьеры Берлинского балета Полина Семионова и ее брат Дмитрий Семионов и прима-балерина балета Ковент Гарден Тамара Рохо.

Е. Борченко в сцене из спектакля "Лауренсия"
П

осмотреть, как любимица Лондона Тамара Рохо станцует в русском спектакле, в котором в далекие 50 - 60-е годы прошлого века блистала Майя Плисецкая, собрались в полном составе солисты Королевского балета, критики и балетные фаны. Яблоку негде было упасть. Тамара блистала - раскованная, свободная, уверенная в себе и в качестве своих пируэтов и арабесков испанка, вслед за родной футбольной сборной покоряла мир и завоевывала балетные сердца. Собственно, ее участие и вывело михайловское "Лебединое озеро" в абсолютные лидеры этого балетного лондонского лета по количеству критических звездочек. На мой взгляд, не хуже смотрелся спектакль с Екатериной Борченко и Маратом Шемиуновым (оценка - четыре звезды из пяти), но что поделаешь, англичане всегда выбирают "своих".

Однако важнее другое. Когда смотришь спектакль Горского - Мессерера дома - в Петербурге, - он кажется просто хорошим, качественным "Лебединым озером". Но за границей, где царят в целом бестолковые редакции этого вечного балета (симпатичное, но излишне "готическое" "Лебединое" Энтони Дауэлла или вычурный, но не гармоничный парижский спектакль Рудольфа Нуреева и другие), компактный и музыкальный балет, которым благодаря умелым рукам Мессерера теперь обладает Михайловский театр, кажется особенно привлекательным. Весь сюжет танцуется, нет абстрактной пантомимы, нет бездарных острых мечей и прочей военной символики, которую так любит Юрий Григорович и без которой не обходится ни одна его постановка, а также нет неприятной гомоэротической подоплеки, навязанной нам английским провокатором Мэтью Боурном. Чистоту стиля и изысканную музыкальность михайловского "Лебединого" отметили многие уважаемые английские издания - впрочем, все, о чем я говорю, бросалось в глаза и не требует специального пояснения.

"Лауренсия" немного проиграла "Лебединому" в звездочках. Скорее всего, потому, что первый спектакль отдали приглашенному Денису Матвиенко, рассчитывая, что он сумеет силой и количеством пластичных трюков свести лондонскую публику с ума. Так и вышло - публика стоя аплодировала бешеным пируэтам и жетэ Матвиенко, а критикам не хватило специфической испанской культуры, которую куда лучше умеет передать Марат Шемиунов (вместе с Екатериной Борченко он танцевал второй спектакль), и в плане фактурных испанских пор де бра, и в плане зависания в воздухе а-ля Чабукиани. Зато Ирина Перрен блеснула в "Лауренсии" еще ярче, чем на премьере в Петербурге, - темпераментом, артистизмом, высоким градусом шпагатов, точными "пятыми" и красивыми пор де бра.

В середине гастролей, между классикой "Лебединое" плюс "Жизель" и классикой "Лебединое" плюс "Лауренсия", михайловцы показали "Минорные сонаты" - новый балет нашего бывшего соотечественника, а ныне креативного английского хореографа Славы Самодурова. Если честно, то откровений от Славы мы ждем уже давно: с тех пор как он показал свой малюсенький номер на "Мастерских новой хореографии" в Большом. Тогда же стало понятно, что через пару-тройку лет имя Самодурова зазвучит, и зазвучит оно, увы, не по-русски. Алексей Ратманский дал танцовщику Вячеславу Самодурову шанс поставить в Большом, и в результате подарил Лондону нового хореографа, работающего теперь под именем Slava Samodurov. В Михайловский театр его позвал Михаил Мессерер, не очень большой поклонник авангарда, но за время совместной работы в Королевском балете выделивший Самодурова как исключительно музыкального человека (чувствующие музыку люди всегда друг друга находят). И вторая причина, почему поставить новый балет дали Самодурову, а не кому-то еще, - ориентация на Питер, где "Минорным сонатам" предстоит жить в ближайшем будущем и где Славу не забывают со времен его хорошо станцованных "Юноши и Смерти" Пети, "Рубинов" Баланчина и "Петрушки", равно как и на Лондон, где "Сонаты" должны были "взболтать" и "взболтали" классический штиль "Лебединого", "Лауренсии" и "Жизели" (редакция Никиты Долгушина), одновременно меняя представление англичан о Михайловском театре как об однозначном пристанище культуры традиционного классического балета.

Сцена из спектакля "Минорные сонаты"
С

амодуров умеет говорить языком классики, и язык его хореографии - классический. В этом смысле он последовательный адепт Петипа - Баланчина - Ван Манена - Форсайта, то есть умеет строить конструкции, возводить "хрустальные дворцы", но каким-то уникальным способом он уводит зрителя в сегодня и завтра - не балетные условные, почти кукольные, сегодня и завтра, а наши с вами чуть прозаические будни. Уютный балетный класс (у Самодурова танцуют три пары - шесть человек) обращается разбитой автобусной остановкой на лондонской окраине, возвышенные отношения примы и премьера императорского театра с воздушными поцелуями вдруг оказываются неловкими ухаживаниями в тинейджерской среде. Батманы кидают стройные классические танцовщики на первом плане, а повествовательную нить тянут угловатые мальчики и девочки. Сюжет можно и иначе прочитать - кто как хочет.

дипломированных в РАТИ хореографов - эти ставят два такта по две недели и не получают результата, Самодуров же без дипломов и ученых степеней за два месяца сделал законченный, осмысленный и очень музыкальный тридцатиминутный спектакль на музыку сонат Доминико Скарлатти (исполняется под живое фортепиано). Получил хорошую прессу в Петербурге и очень хорошую в Лондоне (ни одного плохого отзыва, включая агрессивную интеллектуалку Дебру Крейн, ругающую все и вся). Артисты Михайловского театра выиграли вдвойне - кроме вечной классики, они танцуют теперь то, что действительно очень модно и актуально.

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;