Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 29 (7742) 5-12 августа 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираНашествие лебедей и тинейджеровЕкатерина БЕЛЯЕВА
ихайловский театр завершил балетный сезон триумфальными гастролями в "Колизее" Этим летом англичане пережили грандиозное нашествие русского балета. Одновременно на двух значимых театральных площадках Лондона, расположенных в двух шагах друг от друга между станциями метро "Лейстер сквер" и "Ковент Гарден", выступали наши ведущие компании - балет Большого театра и балет Михайловского театра. Не хватало только их "старшего брата" - балета Мариинского театра, но мариинцы побывали в Лондоне в прошлом году и показали все, что у них на тот момент было лучшее и новое, и "младшего брата" - балета Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, который пока морально и физически не готов для ответственных английских гастролей. Впрочем, подходящей площадки для такой огромной труппы, как мариинская, все равно уже было не найти ни в июле, ни в августе: сцену Королевского оперного театра оккупировал Большой театр, а сцену "Колизея", где в течение сезона выступают по очереди Английская национальная опера и Английский национальный балет, - Михайловский. Театры не соперничали - к тому не было повода. Грамотный менеджмент со стороны руководства обеих компаний так толково развел репертуар, что единственным пересечением в названиях представляемых спектаклей оказалась "Жизель". Но "Жизелей", как известно, много не бывает - всегда ведь найдутся в необходимых количествах английские дети-неофиты, которых нужно первый раз в их жизни ввести в сильфидно-вилисный мир балета, или гостящие в Альбионе японцы-балетоманы, проглатывающие немереное количество балетной продукции из России, особенно с классическим оттенком и особенно качественной - изысканный вкус никогда не подводит жителей Страны восходящего солнца. Так что театры обошлись без столкновений - на всех хватило и критиков, и обычных зрителей. Большой театр сделал ставку на молодых звезд - Наталью Осипову, Ивана Васильева, Екатерину Крысанову, Анастасию Сташкевич, которые выступили в Лондоне по большей части в старых спектаклях, с точки зрения хореографии уже не представляющих интереса для капризной лондонской прессы, но однозначно любимых публикой как раз за то, что являются чем-то вроде золотого фонда главного театра нашей страны - в "Спартаке", "Жизели", "Дон Кихоте", "Корсаре". Михайловский же театр выбрал иную тактику - с акцентом на премьеры, на новинки, на эксклюзивную "михайловскую" продукцию. Премьер у театра в этом сезоне случилось три: "Лебединое озеро" Александра Горского в редакции Михаила Мессерера, "Лауренсия" по мотивам одноименного спектакля Вахтанга Чабукиани и в новой редакции Мессерера (ее сыграли в Питере всего два раза и только для того, чтобы чуть-чуть "обкатать" перед лондонской премьерой) и "Минорные сонаты" Славы Самодурова, экс-премьера Мариинки и Королевского балета Великобритании, у нас на глазах - что невероятно приятно - становящегося серьезным хореографом (балет показали в Петербурге в начале июля; интервью с хореографом читайте в газете "Культура" в одном из следующих номеров). Все эти работы на страх и риск главного балетмейстера театра и организатора данных гастролей Михаила Мессерера были привезены в Лондон на суд публики и критики. "Лебединое озеро" показали в Лондоне много раз - снова был сделан умный менеджерский ход: это главный балет наследия, жемчужина русской классики и лучшая московская версия, достойная и равноправная "коллега" гениальной постановки Константина Сергеева. Естественно, все спектакли прошли со зрительскими аншлагами и завоевали по пять звезд в рецензиях. Во-первых, потому, что это очень хорошо сделанный и великолепно отрепетированный балет, и во-вторых, у него не было конкурентов в виде других "Лебединых" в исполнении других театров. Вместе с артистами Михайловского театра в "Лебедином озере" в разные вечера выступили приглашенные солисты - премьеры Берлинского балета Полина Семионова и ее брат Дмитрий Семионов и прима-балерина балета Ковент Гарден Тамара Рохо.
осмотреть, как любимица Лондона Тамара Рохо станцует в русском спектакле, в котором в далекие 50 - 60-е годы прошлого века блистала Майя Плисецкая, собрались в полном составе солисты Королевского балета, критики и балетные фаны. Яблоку негде было упасть. Тамара блистала - раскованная, свободная, уверенная в себе и в качестве своих пируэтов и арабесков испанка, вслед за родной футбольной сборной покоряла мир и завоевывала балетные сердца. Собственно, ее участие и вывело михайловское "Лебединое озеро" в абсолютные лидеры этого балетного лондонского лета по количеству критических звездочек. На мой взгляд, не хуже смотрелся спектакль с Екатериной Борченко и Маратом Шемиуновым (оценка - четыре звезды из пяти), но что поделаешь, англичане всегда выбирают "своих". Однако важнее другое. Когда смотришь спектакль Горского - Мессерера дома - в Петербурге, - он кажется просто хорошим, качественным "Лебединым озером". Но за границей, где царят в целом бестолковые редакции этого вечного балета (симпатичное, но излишне "готическое" "Лебединое" Энтони Дауэлла или вычурный, но не гармоничный парижский спектакль Рудольфа Нуреева и другие), компактный и музыкальный балет, которым благодаря умелым рукам Мессерера теперь обладает Михайловский театр, кажется особенно привлекательным. Весь сюжет танцуется, нет абстрактной пантомимы, нет бездарных острых мечей и прочей военной символики, которую так любит Юрий Григорович и без которой не обходится ни одна его постановка, а также нет неприятной гомоэротической подоплеки, навязанной нам английским провокатором Мэтью Боурном. Чистоту стиля и изысканную музыкальность михайловского "Лебединого" отметили многие уважаемые английские издания - впрочем, все, о чем я говорю, бросалось в глаза и не требует специального пояснения. "Лауренсия" немного проиграла "Лебединому" в звездочках. Скорее всего, потому, что первый спектакль отдали приглашенному Денису Матвиенко, рассчитывая, что он сумеет силой и количеством пластичных трюков свести лондонскую публику с ума. Так и вышло - публика стоя аплодировала бешеным пируэтам и жетэ Матвиенко, а критикам не хватило специфической испанской культуры, которую куда лучше умеет передать Марат Шемиунов (вместе с Екатериной Борченко он танцевал второй спектакль), и в плане фактурных испанских пор де бра, и в плане зависания в воздухе а-ля Чабукиани. Зато Ирина Перрен блеснула в "Лауренсии" еще ярче, чем на премьере в Петербурге, - темпераментом, артистизмом, высоким градусом шпагатов, точными "пятыми" и красивыми пор де бра. В середине гастролей, между классикой "Лебединое" плюс "Жизель" и классикой "Лебединое" плюс "Лауренсия", михайловцы показали "Минорные сонаты" - новый балет нашего бывшего соотечественника, а ныне креативного английского хореографа Славы Самодурова. Если честно, то откровений от Славы мы ждем уже давно: с тех пор как он показал свой малюсенький номер на "Мастерских новой хореографии" в Большом. Тогда же стало понятно, что через пару-тройку лет имя Самодурова зазвучит, и зазвучит оно, увы, не по-русски. Алексей Ратманский дал танцовщику Вячеславу Самодурову шанс поставить в Большом, и в результате подарил Лондону нового хореографа, работающего теперь под именем Slava Samodurov. В Михайловский театр его позвал Михаил Мессерер, не очень большой поклонник авангарда, но за время совместной работы в Королевском балете выделивший Самодурова как исключительно музыкального человека (чувствующие музыку люди всегда друг друга находят). И вторая причина, почему поставить новый балет дали Самодурову, а не кому-то еще, - ориентация на Питер, где "Минорным сонатам" предстоит жить в ближайшем будущем и где Славу не забывают со времен его хорошо станцованных "Юноши и Смерти" Пети, "Рубинов" Баланчина и "Петрушки", равно как и на Лондон, где "Сонаты" должны были "взболтать" и "взболтали" классический штиль "Лебединого", "Лауренсии" и "Жизели" (редакция Никиты Долгушина), одновременно меняя представление англичан о Михайловском театре как об однозначном пристанище культуры традиционного классического балета.
амодуров умеет говорить языком классики, и язык его хореографии - классический. В этом смысле он последовательный адепт Петипа - Баланчина - Ван Манена - Форсайта, то есть умеет строить конструкции, возводить "хрустальные дворцы", но каким-то уникальным способом он уводит зрителя в сегодня и завтра - не балетные условные, почти кукольные, сегодня и завтра, а наши с вами чуть прозаические будни. Уютный балетный класс (у Самодурова танцуют три пары - шесть человек) обращается разбитой автобусной остановкой на лондонской окраине, возвышенные отношения примы и премьера императорского театра с воздушными поцелуями вдруг оказываются неловкими ухаживаниями в тинейджерской среде. Батманы кидают стройные классические танцовщики на первом плане, а повествовательную нить тянут угловатые мальчики и девочки. Сюжет можно и иначе прочитать - кто как хочет. дипломированных в РАТИ хореографов - эти ставят два такта по две недели и не получают результата, Самодуров же без дипломов и ученых степеней за два месяца сделал законченный, осмысленный и очень музыкальный тридцатиминутный спектакль на музыку сонат Доминико Скарлатти (исполняется под живое фортепиано). Получил хорошую прессу в Петербурге и очень хорошую в Лондоне (ни одного плохого отзыва, включая агрессивную интеллектуалку Дебру Крейн, ругающую все и вся). Артисты Михайловского театра выиграли вдвойне - кроме вечной классики, они танцуют теперь то, что действительно очень модно и актуально. Также в рубрике:
|