Новые королевские игры “Ленкома”
 |
Д.Певцов и И.Чурикова в сцене из спектакля |
Уже само переименование пьесы Л.Голдмена “Лев зимой” в “Аквитанскую львицу” в сценической версии режиссера Глеба Панфилова изначально смещает акценты, выдвигая на первый план героиню Инны Чуриковой.
…По опустевшей сцене медленно идут два человека. Ослабевший, скорчившийся от боли мужчина, с трудом передвигаясь, опирается на плечо сильной, волевой женщины, властно и заботливо поддерживающей его. После всех пережитых потерь они – король Англии Генрих II Плантагенет и его супруга Алиенора Аквитанская – уже не думают о своих амбициях, им важно лишь одно – то, что они есть друг у друга. Инна Чурикова и Дмитрий Певцов играют людей, разведенных борьбой за первенство по разные стороны баррикад, но прекрасно понимающих и по-прежнему любящих друг друга. Неслучайно их первая встреча остается для обоих самым счастливым воспоминанием. Поначалу волевой, дерзкий Генрих Певцова, иронично ведущий переговоры с субтильным королем Франции Филиппом (Антон Сорокин) и властно подчиняющий себе беззащитную принцессу Эллис (Алла Юганова), чувствующую себя пешкой в чужой игре, болезненно ломается и в одночасье стареет. Ожесточенно проклиная предавших его детей, он не находит в себе сил убить тех, кого породил. Неслучайно и их мать столь невозмутимо руководит казнью, заранее уверенная в том, что она не состоится.
Спектакль “Ленкома”, несмотря на название, разумеется, не строится исключительно по бенефисному принципу. В истории о супружеской любви-ненависти и о семье, разрушаемой жаждой власти, у всех персонажей есть своя сольная партия. Так, три королевских сына – как на подбор, статных, высоких молодца – одинаково поражены бациллами злобной зависти, тщеславного соперничества и бездушной жестокости. И хотя все их комплексы родом из детства, причины и симптомы болезни у каждого свои. Сильный, волевой и властный Ричард (Сергей Пиотровский) воспитан матерью с твердой уверенностью в его абсолютных правах на королевский трон, которые он яростно защищает в борьбе с братьями. Слабый, инфантильный и трусливый Джон (Игорь Коняхин), с ранних лет рассчитывающий лишь на силу отца, от собственной беспомощности то впадает в истерику, то ввязывается в предательские интриги против своего покровителя. Самый же страшный диагноз порождает недостаток родительской любви, который постоянно ощущает озлобленный, желчный и циничный Джеффри (Дмитрий Гизбрехт), в отместку за свое ущемленное самолюбие готовый стать зачинщиком отцеубийства.
Сделав центральной в спектакле тему разрушения родственных связей, постановщики выводят ее за рамки конкретного времени, хотя не отказываются и от историзма. Одеяния персонажей стилизованы в духе эпохи, да и массивные короны олицетворяют высшую власть (костюмы Кристины Пастернак). Между тем герои выясняют отношения нарочито не царственно, и их “королевские игры” больше напоминают бытовые, кухонные скандалы. Манеры, жесты и интонации персонажей сознательно опрощены, что в одних случаях создает комический эффект, а в других наводит на жутковатые ассоциации. Так, если супружеская чета ограничивается язвительными укорами, смачными подзатыльниками и пинками, облегчающими приступ радикулита, то сговор сыновей, с будничным спокойствием обсуждающих возможное преступление, напоминает о криминальной хронике бытовых убийств, которые ныне стали столь привычными, что не вызывают никаких эмоций. Протяжные вокализы и тревожно-взрывные ритмы XII – XV веков в современной аранжировке откровенно перекликаются со стилем рэп, в ритмах которого вдруг начинают изъясняться персонажи спектакля. Рождественская сказка контрастирует с грубой реальностью: на фоне звездного неба высятся королевское ложе и массивный трон, ставший яблоком раздора, а в ярком луче света то и дело появляется “святое семейство” (сценография Андриса Фрейберга). И все происходящее воспринимается как некий укор человечеству, забывшему о святости кровных уз, о которых под занавес дружно поют на авансцене все члены воссоединившейся семьи. Подобный финал выглядит излишне пафосным и абсолютно искусственным, тем более что точка уже поставлена в заключительном эпизоде, сыгранном актерами пронзительно и точно по заданной теме.
Героиня Инны Чуриковой – сильная и нежная “аквитанская львица”, одержимо защищающая своих “детенышей” и мучительно страшащаяся их мыслей и поступков. Женщина, жаждущая любить и беречь свою семью и свою землю, вынуждена терпеть обиды и воевать за все, что ей дорого, улыбаясь сквозь слезы и пряча боль за маской невозмутимости и мудрого спокойствия. Ревность к юной сопернице уживается в Алиеноре с материнской заботой, коварство и властность – с лукавой иронией и азартным оптимизмом. Неизменно находясь в напряженной готовности отразить удар, который могут нанести ей самые близкие люди, она позволяет себе быть слабой лишь наедине с зеркалом, которое шутливо корит в бестактности. Пребывая в заточении, “царица зверей” остается свободной и независимой, а подвергаясь унижениям, не утрачивает гордости и достоинства. Живя в страхе и ненависти, она сохраняет любовь и нежность, а обвиняя людей в равнодушном варварстве, порождающем войны и убийства, не снимает вины и с себя самой.