Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 41 (7753) 28 октября - 10 ноября 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

Реконструкция и правда жизни


Кадр из фильма “Мачо на досуге”
Еще недавно “Флаэртиана” была достопримечательностью Перми – единственным фестивалем, да еще и международным. Теперь киносмотру приходится существовать в условиях изрядной конкуренции. “Не смог быть у вас на открытии, потому что закрывал в тот вечер театральный форум “Пространство режиссуры”, – оправдывался перед гостями “Флаэртианы” министр культуры Пермского края Борис Мильграм, и вид у него действительно был усталый. Незадолго до этого в городе прошел еще один новый, амбициозный Фестиваль “Текстура”, инициированный руководителем Театра “Практика” Эдуардом Бояковым, летом смотр народных талантов “Живая Пермь” собрал две с половиной тысячи участников и сто двадцать тысяч зрителей. Маховик культурной революции, запущенный “бандой” (так в шутку назвал компанию единомышленников Марат Гельман) культуртрегеров в Перми, разогнался вовсю. “Тотальность окружающего движения только подстегнула “Флаэртиану”, фестиваль оброс дополнительными проектами, вовлекающими пермяков в процесс взаимодействия с искусством”, – считает Мильграм. О таких структурных подразделениях фестиваля, как “ВУЗ-Флаэртиана” и “Флаэртиана-online”, мы подробно рассказывали в отчете о прошлогоднем смотре, основное же достижение года нынешнего – получение командой фестиваля солидного европейского гранта на осуществление проекта “Узнать другого”. Европейская комиссия выделяет “Флаэртиане” и ее партнерам (бельгийскому Фестивалю документального кино “Миллениум” и болгарской компании “MITRA 2000”) 290 тысяч евро (это 79 процентов от необходимой суммы бюджета, остальное даст, как рассчитывают организаторы, федеральное и краевое министерства культуры). Будут отобраны 50 лучших европейских документальных фильмов последнего десятилетия, куплены права на их некоммерческий показ. Коллекция будет снабжена подробным каталогом и предназначена для показа в любой аудитории, в том числе телевизионной. “Грант – это результат нашей постоянной работы с партнерами в Европе, – считает президент “Флаэртианы” Павел Печенкин. – Коллеги из Евросоюза готовы поддерживать просветительское, образовательное направление. Это пермский тренд – цивилизация, европеизация, контакты с мировыми интеллектуальными центрами”. Можно быть уверенным: лихо заявленные планы претворятся в жизнь, потому что все свои инициативы Печенкин медленно, но верно осуществляет. Его команда, по сути, уже способна стать центром логистики – схемы циркуляции документального кино отработаны и выверены, изучена публика и, главное, нет боязни ежедневной рутинной работы по внедрению серьезного кино в жизнь.

Нынешняя “Флаэртиана” раскинулась аж на шести площадках, и программ было не счесть. Но главное неизменно – международный конкурс, в котором собраны картины со всего мира. Российское представительство в нем, увы, сокращается год от года. Именно в Перми ощущаешь глубину пропасти между нашей документалистикой и мировой. К большинству отечественных фильмов можно применить название выставки “Русское бедное”, прошедшей пару лет назад в Музее современного искусства “PERMM”. В речах американских, немецких, французских режиссеров тоже проскакивает фраза “Этого нам не позволял бюджет”, но разговор-то о бюджете, а не о его отсутствии, как это бывает в случае с нашими энтузиастами, готовыми ехать за свои деньги со своей камерой в экспедицию, а потом монтировать на коленке, выдавать необработанный, грязный звук за прием. Европейцы, американцы могут себе позволить снимать годами – ясно, как важно для документалиста запечатлевать жизнь героев в развитии. Автор фильма о непальских беспризорниках “Волчата” Джастин Пич рассказывал, что месяцами жил на улицах Катманду, старался максимально проникнуть в среду бездомных подростков-токсикоманов, и они пустили его в свой круг. Американка Саманта Бак несколько лет вела наблюдение за разветвленным семейством своей подруги и сделала прекрасный, горький фильм “Ниже 21”. Смотреть его трудно (ведь хитросплетения родственных отношений – тема абсолютно универсальная), но в памяти картина застревает надолго. Француженка Жиль Кулон задалась целью проникнуть в закрытый, таящий множество вопросов мир борцов сумо и долго выслеживала новичка, будущего борца, получала разрешение на съемки. Только в школе знаменитого тренера Осимы юноша Такуя (герой фильма “Обычная жизнь. Хроники борца сумо”) проводит 8 месяцев, а ведь режиссер запечатлела еще и его предыдущую жизнь – итого не меньше, чем год-полтора чистых съемок в разных городах Японии. Один из героев финского фильма “Мачо на досуге”, отец четверых детей, к финалу уже нянчит пятого (причем малышу уже несколько месяцев). Вышеперечисленные и другие европейские авторы могут себе позволить иметь полноценную съемочную группу (а не быть режиссером, оператором, осветителем, водителем, продюсером в одном лице), отсюда и качество картинки, звука, монтажа. В конкурсе на сей раз преобладали фильмы полнометражные, и смотрелись они на одном дыхании.

Кадр из фильма “Симфония Киншасы”

“Мачо на досуге” Мики Ронкайнена получил серьезные призы: “Серебряного Нанука” за лучший полнометражный фильм, приз жюри ФИПРЕССИ. Всех развеселил и покорил истинно финский дух картины. Ее герои – простые мужики, у каждого из которых есть работа, семья (или хотя бы подруга), а объединяет их общая страсть к регби. Есть у их команды тренер, они периодически выезжают на соревнования, но успеха достичь не могут. Вместо быстрой реакции, ловкости, проворства, необходимых в регби, финские мужчины демонстрируют дуроломную силищу. К тому же то один, то другой пропускают тренировки – кто-то с детьми сидит, кто-то ремонт дома заканчивает. Горе-игроки, конечно, уязвлены статусом худшей команды, но постепенно становится понятно, что им просто как воздух необходимо собираться вместе, носиться до изнеможения по полю, а потом париться с друзьями в сауне, обсуждая за пивом свои жизненные проблемы. Крутым мужикам нужно внимание и сочувствие друзей, а не кубки за победы в регби.

Две картины, также отмеченные наградами, – про Африку, и предстает этот огромный континент в них совсем по-разному. Английский фильм Люси Бейли и Эндрю Томпсона “Мугабе и белый африканец” стал гран-призером X “Флаэртианы”, а еще получил “Слона” Гильдии киноведов и кинокритиков России. Немецкая “Симфония Киншасы” Клауса Вишманна и Мартина Бэра была удостоена лишь Специального упоминания жюри, хотя заслуживала большего. Думается, “Мугабе” прозвучал сильнее благодаря страстной политической патетике – это картина о том, как белый фермер бросает вызов диктатору Зимбабве Мугабе. Еще о том, что теперь белым приходится платить по счетам за века колонизации. О том (в очередной раз), что национализм, увы, – самое эффективное средство управления массами. “Зимбабве для зимбабвийцев!” – чеканит с трибуны Мугабе и посылает своих “соколов” национализировать ухоженные фермы “белых хозяев”, на каждой из которых сотни нищих коренных зимбабвийцев получали работу и, значит, средства к существованию. Герои картины – пожилой фермер Майкл, его жена, дочь и зять уперлись и подали на Мугабе в межгосударственный суд африканских государств. Много лет назад они приехали в Африку из Англии, влюбились в эти места, приняли гражданство Зимбабве, долго возделывали землю, аккуратно выплачивая за нее кредит. Около сотни чернокожих работников трудятся под их руководством, видят в них спасителей от голода. Как только был погашен кредит, белому семейству сказали: “Спасибо и до свидания”. Фильм о единичном случае противостояния горстки людей страшной системе снимался в условиях постоянной угрозы. Если бы кинематографистов засекли, никто бы их никогда больше не увидел, так что эта картина – настоящий подвиг. Потому она вся – как крик. В какой-то момент Майкла, его жену и их зятя страшно избили, они чудом остались живы. Страшные кадры: окровавленные лица, затекшие глаза, проломы в головах… Оклемавшись, они продолжили процесс, сознательно пошли дальше ради других – ведь они по рождению и воспитанию англичане, для которых попрание каких бы то ни было законов нестерпимо, несовместимо с жизнью.

Кадр из фильма “Край России”
“Симфония Киншасы” – совсем другое кино, оно не спорит с африканской реальностью, а находит в ней красоту, витальность, удивляется щедрости природы, одарившей разными талантами совсем простых конголезцев. В Киншасе создан единственный в Центральной Африке симфонический оркестр. Руководит им дирижер-фанатик, а играют и поют самородки: местные электрики, парикмахеры, матери семейств, хозяева мелких лавчонок и прочий разномастный люд. Репетируют долго, трудно, по вечерам. Иногда гаснет свет, и тогда электрик откладывает скрипку и лезет на столб соединять провода. Есть несколько персонажей, за которыми камера следует чаще, и мы узнаем о их жизни. Жизнь у них не сахар, приходится много и тяжело работать, чтобы прокормиться, окружающий пейзаж не вдохновляет: Киншаса утопает в грязи, лужах. Оркестр для каждого участника – отдушина, место, куда можно сбежать от поганой реальности и воспарить с помощью музыки. Когда они собираются на концерт, к которому долго готовились, и исполняют Оду к радости, от них невозможно оторвать глаз. Такая красота – эти их яркие наряды, блестящие тюрбаны, но главное, их лица, которые светятся счастьем. Пусть завтра опять тащиться на работу мимо помойных куч, прыгая через зловонные канавы, но сегодня они сыграли и спели как надо, достигли гармонии с миром.

Специальным упоминанием жюри отмечен и фильм молодого польского режиссера Михала Марчака “Край России”, за которым еще с екатеринбургского Фестиваля “Россия” тянется шлейф скандала. Напомним, что тамошний председатель жюри режиссер Сергей Овчаров посчитал фильм игровым, а значит, не имеющим права участвовать в конкурсе документальных картин. После показа фильма в Перми мы с особым пристрастием расспросили Марчака о том, как создавался фильм, и пришли к выводу, что Овчаров был прав в своем определении. Режиссер задумал картину о российской погранзаставе где-то на северных рубежах, получил для своей группы визы и разрешение на съемки, не раскрывая до конца своих планов, после чего приступил … к кастингу героев. То есть не выбрал конкретную компанию военных, служащих на конкретной заставе, а собрал ее из разных подходящих, по его мнению, типажей. Сконструированная им компания жила в течение нескольких месяцев в избушке и только тем и занималась, что изображала, как работают пограничники, а кинематографисты, соответственно, это снимали. На выходе мы имеем конструкцию, в которой играют, как умеют, непрофессиональные приглашенные актеры. Снят фильм, не в пример другим, на пленку, северные красоты – как с открытки, а вот люди, их отношения и разговоры фальшивы донельзя. “Роберт Флаэрти тоже делал реконструкции эпизодов жизни своих героев, и нам остается только верить ему, верить в то, что Нанук разыграл перед его камерой то, что он действительно проделывает в жизни”, – говорили защитники принципа, по которому сделан “Край России”. Однако, повторим, перед нами не реконструкция, а самая что ни на есть конструкция, о чем, как выяснилось, не знали члены жюри, обсуждая фильм и присуждая ему свое специальное упоминание.

По традиции, на закрытии Павел Печенкин оглашает статистику посещаемости “Флаэртианы”, цифры в его деятельности очень важны, ведь стратегия строится на точных социологических показателях. Так вот, в общей сложности сеансы X “Флаэртианы” посетили шесть с половиной тысяч зрителей. Уточним, что большинство фестивальных сеансов в пермском киносалоне “Премьер” платные и что эти шесть с половиной тысяч зрителей шли на полутора-, двухчасовые документальные фильмы, что они предпочли поход на фестивальное кино многочисленным спектаклям, выставкам, акциям, на которые так богата нынешняя Пермь. “А самое для нас важное и дорогое – что впервые к нам на фестивальные сеансы пошли люди сорока-пятидесяти лет, – сделал оговорку Печенкин. – Мы так давно ждали этого…”

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;