Полное погружение в угольный бассейн
На этой полосе представлены далеко не все примечательные явления культуры Кузбасса последнего десятилетия. Скажем, кузбасские библиотеки достигли заметных успехов по части внедрения современных технологий, при Кемеровском госуниверситете культуры и искусств успешно функционирует Институт информационных технологий социальной сферы, участник программ ЮНЕСКО, глава его профессор Наталья Гендина – ученый с мировым именем в своей не слишком известной области. В Новокузнецке ежегодно проводится Международный фестиваль “Джаз у Старой крепости”, один из самых заметных в России. Были в Кузбассе и известные проекты по музейной части, достаточно назвать Музей-заповедник “Томская писаница”, признанный в России и за ее пределами. Однако все эти начинания родились еще в конце прошлого века, а на протяжении только что завершившегося десятилетия развивались с разной степенью динамики. В то же время, кузбасские театры могут предъявить весьма достойные работы, созданные именно в последние годы. Кузбасские очаги берестяного промысла именно в последнее десятилетие превратились из объединений энтузиастов в авторитетные школы с собственной традицией. Кроме того, берестяной промысел интересен тем, что сохраняет живую связь с народным ремеслом, с самыми что ни на есть истоками. Про квазифольклорные музыкально-хореографические коллективы этого не скажешь, при всем уважении к лаврам многочисленных конкурсов, которые они исправно собирают. В монументальном искусстве достижения куда скромнее. Однако оно, на наш взгляд, составляет необходимый фон, по которому можно судить о культуре региона в целом. Если во всем мире памятники воспринимаются как сооружения повышенной долговечности, то у нас любой пожилой горожанин без труда припомнит два-три поколения истуканов и парковых скульптур, перемолотых политическими или стилистическими катаклизмами. Социология памятников – одна из самых актуальных дисциплин в России.