Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 2 (7762) 20 - 26 января 2011г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Ситуация“Удовлетворительно” или “нравственно”?К чему приведут “пожарные” реформы образования ЛИЧНОЕ МНЕНИЕБорис КАГАРЛИЦКИЙ
В Государственной думе затевают новую реформу школы. Причем сделать все намереваются в пожарном порядке, чтобы уже 15 февраля закончить обсуждение, побыстрее проголосовать и тут же, не дожидаясь следующего учебного года, внедрять нововведения на практике. Спешность объясняют, ссылаясь на события, произошедшие на Манежной площади. Хотя непонятно, каким образом три или четыре тысячи хулиганов смогли так напугать думских избранников, что они готовы перевернуть всю систему образования. Когда два года назад в школах начали вводить единый государственный экзамен (ЕГЭ), педагоги и родители протестовали, заявляя, что эта система, сводящая контроль над знаниями к набору формальных показателей, разрушает сложившуюся методику преподавания и систему критериев, по которым оцениваются достижения ученика. Говорили, что из-за ЕГЭ зубрежка заменяет усвоение знаний, а детей отучают от самостоятельного мышления. Наконец, жаловались, что такая система основана на недоверии и неуважении к учителю. Увы, сегодня, похоже, придется уже защищать ЕГЭ от новой реформы, которая грозит дезорганизовать учебный процесс, лишив его всякого смысла и логики. Авторы реформы предлагают учебный день в старших классах разделить на две части: образовательную и воспитательную. Сегодня специалисты жалуются, что в выпускной год подростки уже не получают никаких новых знаний, а их только “натаскивают” для сдачи ЕГЭ. После того как вступит в силу новая реформа, и эту задачу решить будет невозможно: времени на систематическую подготовку к экзамену просто не останется. Если предыдущая реформа ставила под вопрос привычную методику средней школы, то новая реформа фактически парализует школу как таковую, вступая в противоречие с предыдущими решениями, которых тоже никто не отменяет. С методической точки зрения, реформа, предполагающая, что половина учебного времени в старших классах будет отдана одному-единственному предмету, грозит превратить учебный процесс в хаос. Даже если подростки получат какие-то позитивные знания, они просто не будут усваиваться. Или предполагается занять все время пропагандистским промыванием мозгов? Так и это работать не будет. Дети просто смертельно устанут. В целях борьбы за нравственность учебная программа может быть сокращена почти наполовину. Депутаты явно исходят из принципа “меньше знаешь – крепче спишь”. Разные предметы должны теперь объединяться в новые блоки, перемешивающие элементы знаний из самых разных наук. Систематическое обучение заменяется обрывочными сведениями. Вместо химии, физики, биологии, например, получается одна дисциплина – естествознание. В качестве обязательной части обучения предлагается возить старшеклассников по местам боевой славы. Интересно, куда и за чей счет будут возить школьников из Якутии или Норильска, где, по счастью, никаких боев ни с кем не было? На ремонт школьных зданий и зарплату учителей-предметников денег найти не удастся, а вот на дорогостоящие экскурсии – запросто. Все это задумывается ради того, чтобы привить детям нравственность и патриотизм. Советская школа как-то обходилась без уроков патриотизма, но вряд ли кто-то решится утверждать, что патриотизма или уважения к русской культуре было тогда меньше, чем теперь. Обучение литературе нужно не только для того, чтобы дети запомнили, как звали главного героя романа Пушкина “Евгений Онегин”, но и для того, чтобы они усвоили нравственные уроки, которые эта литература дает. То же касается уроков истории или обществознания (теперь переименованного в непроизносимое “граждановедение”). Патриотизм предполагает прежде всего знание и уважение к своей истории, культуре. Ну, заодно, и знание географии родной страны. И, не в последнюю очередь, уважение к правилам русского правописания (посмотрите, как пишут авторы комментариев на разного рода националистических форумах, и у вас волосы встанут дыбом). Если уроки истории, литературы и русского языка сегодня собираются сократить ради уроков нравственности и патриотизма, то это, во-первых, безнравственно, а во-вторых, не патриотично. Несомненно, школа должна не только учить, но и воспитывать. Однако в том-то и специфика воспитания (в отличие от “натаскивания” ученика на сдачу экзамена), что это неформальный процесс, происходящий фактически непрерывно. В конечном счете, нравственность и патриотизм членов общества зависят от того социального и культурного опыта, который они получают в своем окружении, от того, чем и как живет страна. Если весь повседневный опыт противоречит тому, что вдалбливают в школе, то результат будет не только нулевой, а резко отрицательный. Между тем возникает множество вопросов практического свойства. Какая предлагается методика для уроков нравственности? И по каким критериям будет оцениваться патриотизм школьника? Что будет с учениками, оценка которых окажется ниже средней? А главное, кто будет все это оценивать? Кто научит учителя? Поскольку учителей нравственности и патриотизма пока еще нигде не готовят, нужно будет создавать специальные кафедры и факультеты. Обойдется это недешево, особенно в условиях, когда в целом расходы на образование – среднее и высшее – сокращаются. Раз деньги будут выделены из тех же бюджетов, значит, на обычное обучение средств останется еще меньше. Что, впрочем, и предполагается – неслучайно же сокращают часы по всем предметам! Но даже если подготовка учителей патриотизма будет поставлена на поток, остается вопрос, кто возьмется за это замечательное дело 15 февраля, когда ни одного специалиста в наличии еще не будет (ни одного учебника, ни одного методического пособия), а переходить на новую систему уже потребуют. Скорее всего, к делу привлекут тех самых чиновников, которых Президент Медведев собирается сократить из министерств. Госаппарат сокращают на 20 процентов – вот вам и кадры для средней школы. Честно говоря, я подозреваю, что под нравственностью и патриотизмом депутаты понимают не совсем то, что имеют в виду обычные граждане. Любовь к Родине сводится у них к любви к начальству. А нравственность – к послушанию. Но даже если цели новой школьной реформы сформулировать подобным образом, не очевидно, что они будут достигнуты. Скорее всего, эффект получится обратным. Когда я задаю вопросы о реформе знакомым чиновникам и функционерам “партии власти”, они прячут лица и начинают оправдываться. Каждый объясняет, что он лично ни при чем, он совсем по другому ведомству и к этому безобразию не имеет отношения. Но ведь не сопротивляется, не протестует, не грозит своей отставкой... Чем объясняется такое поведение? Думаю, что самая главная проблема – отсутствие гражданской ответственности. Иными словами, недостаток нравственности и патриотизма. Чувствуя, что здесь что-то неладно, начальство решило предпринять усилия для исправления ситуации. И это правильно. Только начинать надо не со школьников. Начинать надо с себя. Также в рубрике:
|