Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 5 (7765) 10 - 16 февраля 2011г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраПоле боя после битвы достается партитурамЮбилей Владимира Мартынова в ГЦСИ Ирина КУЛИК
Владимир Мартынов также принадлежит к типу композиторов-мыслителей, настоящих гуру отечественной интеллигенции – среди его сочинений есть не только музыкальные произведения, но и увесистые книги. Окончивший Московскую консерваторию в 1970 году Мартынов сформировался в рамках неофициальной культуры, испробовав, кажется, все альтернативы кондовой советской музыке, будь то аутентика или электроника, минимализм или рок, фольклор или религиозные распевы. Владимир Мартынов – уникальный в своем роде христианский авангардист, среди произведений которого “Плач пророка Иеремии” соседствует с опусами на тексты Джеймса Джойса, Велимира Хлебникова или обэриутов. Мартынов сотрудничал с поэтами-концептуалистами Дмитрием Александровичем Приговым и Львом Рубинштейном, с режиссерами Анатолием Васильевым и Юрием Любимовым. Идея выставки, исследующей весь круг идей и интересов Владимира Мартынова, принадлежит руководителю программы ГЦСИ “Контекст визуального” Виталию Пацюкову, каждый проект которого – это исследование всевозможных связей, установление системы параллелей и уподоблений между различными видам искусств и каналами восприятия: кино и живописью, изображением и звуком, текстом и картинкой. Чего только не попало на выставку при таком всеобъемлющем подходе! От дизайнерской инсталляции Николая Штока из компакт-дисков Мартынова до плодов сотрудничества современных художников с композиторами, которых можно назвать последователями юбиляра. Иван Соколов написал музыку для перформанса Вадима Захарова “Черные птицы”: ряды манекенов, одетых, как постоянный персонаж сюрреалиста Рене Магритта, в черные костюмы и котелки, но с динамиками вместо голов, “распевают” сочиненную Соколовым ораторию на текст анонимного древнегреческого автора, называющуюся “Маргит”. Павел Карманов потрудился над саундтреком к видеоинсталляции группы “AES+F” “Пир Трималхиона”, хотя запомнился этот опус прежде всего весьма прилипчивой темой, позаимствованной у Бетховена. Карманов представлен и еще одной работой, видеоинсталляцией “Innerlichkeit” (то есть “искренность” или “сокровенность”) – плодом интернет-переписки с неким иеромонахом Дамианом, присылавшим композитору снимки пейзажей мурманского края, в котором он живет, в ответ на музыкальные фрагменты. На выставке звук и изображения наконец соединились. Переписка, обмен вопросами – ответами, игра в ассоциации и попытки перевода с одного языка на другой – вообще один из принципов проекта “Визуальные партитуры”. Так, еще один композитор-концептуалист, Сергей Загний, представлен проектами, в которых он превращает в партитуры то слова английского языка, то математические формулы. И это – не единственный цифровой экзерсис на выставке. Отдельный экспозиционный сюжет образуют произведения, построенные вокруг чисел Фибоначчи – последовательности, лежащей в основе принципа “золотого сечения”. Так, Александр Панкин, постоянно занимающийся неким математическим камланием, рисует картину-формулу, представляющую “Запуск треугольника Фибоначчи на Луну”. А Сергей Катран, в сотрудничестве с написавшим звуковой ряд Мартыновым, сделал инсталляцию “Стулья Фибоначчи” – шахматный сет из белых и черных стульев со стоящими на них фигурами, где под ножки каждого следующего стула подложены теннисные мячики, количество которых возрастает в соответствии с пропорцией Фибоначчи. Эффектная инсталляция, единственная, сделанная специально для выставки, напоминает мир “Алисы в стране чудес” – произведения, весьма важного для Мартынова. Сам Владимир Мартынов на выставке представлен не только партитурами, созданными в жанре этакой нотной визуальной поэзии, и видео “Веберн”, где музыке австрийского композитора-модерниста аккомпанируют набегающие на берег волны, но и многочисленными записями лекций и текстами. Программной выглядит концепция выступления Владимира Мартынова на симпозиуме “Словарь войны”. Суть “метафизической войны современности”, по Мартынову, это – война между двумя мировосприятиями, словесным и бессловесным, мужским и женским, причем первый тип для композитора и мыслителя воплощен в легендарном китайском императоре Фу Си, считающемся изобретателем иероглифической письменности и музыки, а второй – в кэрролловской Алисе. Выставка “Визуальные партитуры”, может, и дает пищу для ума, но, увы, не оказывается пиршеством для глаз и для слуха. Виталий Пацюков – весьма оригинально мыслящий искусствовед, но его кураторские проекты отличаются некоей утопичностью: он придумывает свои замысловатые концепции, как если бы в его распоряжении были анфилады музейных залов и неисчерпаемые музейные фонды, а не довольно-таки скромные возможности ГЦСИ. Услышать музыку на выставке, посвященной композитору, можно в лучшем случае в наушниках, там же, где их нет, звуковой ряд инсталляций наслаивается друг на друга, и соотнести тот или иной образ с тем или иным звучанием решительно невозможно. А инсталляции, по мере сил разведенные по боксам, даже не пытаются сложиться в самоценный видеоряд. В результате “Визуальные партитуры” также представляются полем боя между двумя типами восприятия – визуальным и акустическим, – боя, в котором явно нет победителей. Также в рубрике:
|