Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 5 (7765) 10 - 16 февраля 2011г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Поле боя после битвы достается партитурам

Юбилей Владимира Мартынова в ГЦСИ

Ирина КУЛИК


C.Катран. “Стулья Фибоначчи”. 2011 г.
В Государственном центре современного искусства открылась выставка “Визуальные партитуры”, приуроченная к 65-летию Владимира Мартынова. В том, что юбилей композитора отмечается не концертом, но арт-проектом, нет ничего такого уж необычного. На протяжении последнего полувека, если не всего минувшего столетия, музыка и визуальные искусства исследуют общее поле идей и все более сближаются по мере того, как художники осваивают работу со временем, а композиторы – с пространством. Достаточно вспомнить хотя бы американского композитора Джона Кейджа, чье влияние на современное искусство и даже на постклассическую философию оказалось никак не меньшим, чем на дальнейшее развитие музыки.

Владимир Мартынов также принадлежит к типу композиторов-мыслителей, настоящих гуру отечественной интеллигенции – среди его сочинений есть не только музыкальные произведения, но и увесистые книги. Окончивший Московскую консерваторию в 1970 году Мартынов сформировался в рамках неофициальной культуры, испробовав, кажется, все альтернативы кондовой советской музыке, будь то аутентика или электроника, минимализм или рок, фольклор или религиозные распевы. Владимир Мартынов – уникальный в своем роде христианский авангардист, среди произведений которого “Плач пророка Иеремии” соседствует с опусами на тексты Джеймса Джойса, Велимира Хлебникова или обэриутов. Мартынов сотрудничал с поэтами-концептуалистами Дмитрием Александровичем Приговым и Львом Рубинштейном, с режиссерами Анатолием Васильевым и Юрием Любимовым.

Идея выставки, исследующей весь круг идей и интересов Владимира Мартынова, принадлежит руководителю программы ГЦСИ “Контекст визуального” Виталию Пацюкову, каждый проект которого – это исследование всевозможных связей, установление системы параллелей и уподоблений между различными видам искусств и каналами восприятия: кино и живописью, изображением и звуком, текстом и картинкой. Чего только не попало на выставку при таком всеобъемлющем подходе! От дизайнерской инсталляции Николая Штока из компакт-дисков Мартынова до плодов сотрудничества современных художников с композиторами, которых можно назвать последователями юбиляра. Иван Соколов написал музыку для перформанса Вадима Захарова “Черные птицы”: ряды манекенов, одетых, как постоянный персонаж сюрреалиста Рене Магритта, в черные костюмы и котелки, но с динамиками вместо голов, “распевают” сочиненную Соколовым ораторию на текст анонимного древнегреческого автора, называющуюся “Маргит”. Павел Карманов потрудился над саундтреком к видеоинсталляции группы “AES+F” “Пир Трималхиона”, хотя запомнился этот опус прежде всего весьма прилипчивой темой, позаимствованной у Бетховена. Карманов представлен и еще одной работой, видеоинсталляцией “Innerlichkeit” (то есть “искренность” или “сокровенность”) – плодом интернет-переписки с неким иеромонахом Дамианом, присылавшим композитору снимки пейзажей мурманского края, в котором он живет, в ответ на музыкальные фрагменты. На выставке звук и изображения наконец соединились.

Переписка, обмен вопросами – ответами, игра в ассоциации и попытки перевода с одного языка на другой – вообще один из принципов проекта “Визуальные партитуры”. Так, еще один композитор-концептуалист, Сергей Загний, представлен проектами, в которых он превращает в партитуры то слова английского языка, то математические формулы. И это – не единственный цифровой экзерсис на выставке. Отдельный экспозиционный сюжет образуют произведения, построенные вокруг чисел Фибоначчи – последовательности, лежащей в основе принципа “золотого сечения”. Так, Александр Панкин, постоянно занимающийся неким математическим камланием, рисует картину-формулу, представляющую “Запуск треугольника Фибоначчи на Луну”. А Сергей Катран, в сотрудничестве с написавшим звуковой ряд Мартыновым, сделал инсталляцию “Стулья Фибоначчи” – шахматный сет из белых и черных стульев со стоящими на них фигурами, где под ножки каждого следующего стула подложены теннисные мячики, количество которых возрастает в соответствии с пропорцией Фибоначчи. Эффектная инсталляция, единственная, сделанная специально для выставки, напоминает мир “Алисы в стране чудес” – произведения, весьма важного для Мартынова.

Сам Владимир Мартынов на выставке представлен не только партитурами, созданными в жанре этакой нотной визуальной поэзии, и видео “Веберн”, где музыке австрийского композитора-модерниста аккомпанируют набегающие на берег волны, но и многочисленными записями лекций и текстами. Программной выглядит концепция выступления Владимира Мартынова на симпозиуме “Словарь войны”. Суть “метафизической войны современности”, по Мартынову, это – война между двумя мировосприятиями, словесным и бессловесным, мужским и женским, причем первый тип для композитора и мыслителя воплощен в легендарном китайском императоре Фу Си, считающемся изобретателем иероглифической письменности и музыки, а второй – в кэрролловской Алисе.

Выставка “Визуальные партитуры”, может, и дает пищу для ума, но, увы, не оказывается пиршеством для глаз и для слуха. Виталий Пацюков – весьма оригинально мыслящий искусствовед, но его кураторские проекты отличаются некоей утопичностью: он придумывает свои замысловатые концепции, как если бы в его распоряжении были анфилады музейных залов и неисчерпаемые музейные фонды, а не довольно-таки скромные возможности ГЦСИ. Услышать музыку на выставке, посвященной композитору, можно в лучшем случае в наушниках, там же, где их нет, звуковой ряд инсталляций наслаивается друг на друга, и соотнести тот или иной образ с тем или иным звучанием решительно невозможно. А инсталляции, по мере сил разведенные по боксам, даже не пытаются сложиться в самоценный видеоряд.

В результате “Визуальные партитуры” также представляются полем боя между двумя типами восприятия – визуальным и акустическим, – боя, в котором явно нет победителей.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;