Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 5 (7765) 10 - 16 февраля 2011г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияУтомленные бюджетом и его отсутствиемВладимир Путин в Белых Столбах КИНО И ДЕНЬГИДарья БОРИСОВА
Цифры с намеком “На поддержку кинопроизводства государство направляет серьезные ресурсы, – начал с отчетно-финансовых цифр свое выступление Владимир Владимирович. – Так, в федеральном бюджете 2011 года на эти цели запланировано более 4,3 миллиарда рублей, из них около 1,4 миллиарда будет выделено по линии Министерства культуры. Еще порядка 2,9 миллиарда рублей специально заложено на реализацию планов самого фонда”. Позже Александр Авдеев, правда, скажет, что денег на поддержку кино по линии Минкультуры недостаточно и что в этом году количество выделяемых на кино средств было уменьшено на 300 миллионов, что по меркам Минкультуры довольно большая сумма. Но основным для В.Путина был не вопрос текущего финансирования, а вопрос эффективного использования этих государственных денег. Он то и дело перефразировал ленинский тезис о важнейшем из искусств: говорил, что это не только бизнес, но и мощный просветительский ресурс. Ресурс, пока российским кино на полную мощь не использованный. Премьер приводил неутешительную для российской киноиндустрии статистику. В 2010 году из вышедших на широкий экран 338 фильмов лишь 69 – отечественные. И дело не только в прокате, как заметил Владимир Владимирович, а в зрителе, которому российское кино неинтересно. “Уже не раз картины с громкими именами на афишах, с серьезным пиаром, многомиллионным бюджетом, состоящим в том числе и из государственных средств, зрители откровенно игнорировали. В то же время весьма скромные по затратам фильмы вызывали у российской аудитории колоссальный интерес и подтверждали этот интерес самыми престижными международными премиями”, – говорил Путин. Некоторые коллеги успели даже усмотреть в этом пассаже намек на провал фильма Никиты Михалкова “Утомленные солнцем-2”, но никаких конкретных имен премьер не называл. Хотя, по большому счету, в 2010-м картин со столь “серьезным пиаром” и многомиллионным бюджетом, как в “УС-2”, наверное, и не было. На совет были приглашены и молодые кинематографисты – Борис Хлебников и Алексей Попогребский. Приглашены, как говорят они сами, в качестве представителей оппозиционного Союзу кинематографистов КиноСоюза – создатели тех самых “весьма скромных по затратам” фильмов, отмеченных престижными международными премиями. Впоследствии в кулуарах представители КиноСоюза много говорили о том, что большинство тезисов премьер-министра, совпадает с их собственным взглядом на развитие российского кинематографа. Вряд ли это, конечно, может означать кардинальную смену правительственных настроений и перемену вектора финансирования отечественного кино, но то, что премьер-министр теперь хотя бы называет имена других, кроме Михалкова, режиссеров, не может не радовать. Несмотря на существенное различие в суммах, выделяемых через Минкультуры и Фонд кино, взаимодействие между двумя этими организациями идет, по словам министра Авдеева, в деловой товарищеской обстановке. Глава фонда Сергей Толстиков даже напомнил всем “заседающим” о том, что направление по финансированию так называемых социально значимых фильмов было выработано по предложению Министерства культуры. Что, впрочем, вполне логично и понятно. У Минкультуры было около миллиарда рублей. На которые, кстати, так или иначе поддержали 55 полнометражных картин. Фонд сумму, в два раза превосходящую “кинобюджет” министерства, направил через восемь компаний-лидеров, которые, в свою очередь, профинансировали 37 проектов. Опять же, о том, что лучше, мы узнаем осенью при подведении итогов работы фонда. Налог на дебют Меж тем в том же КиноСоюзе считают, что фонд лишает возможности получить достойную господдержку молодых режиссеров и продюсеров. Министр при этом говорит, скорее, о психологическом барьере: мол, сложно идти просить деньги в частную компанию, к государству обращаться проще. Но и законодательно именно за Минкультуры закреплено финансирование авторского, дебютного, документального кино, анимации. “Так сложилось, что Минкультуры остается сегодня главным защитником самой возможности развития киноискусства в нашей стране, – считают представители КиноСоюза и поясняют, что при этом получатели господдержки через фонд экономически находятся в более выгодном положении, нежели получатели денег от Минкультуры. – Сегодня субсидии, полученные непосредственно от Минкультуры РФ, и субсидии, предоставленные Фондом кино, имеют различный порядок налогообложения кинокомпаний – получателей субсидий. Таким образом, дебютное, документальное, авторское кино, а также анимация – получатели субсидий через Минкультуры РФ, оказались в ситуации, при которой, следуя закону, они обязаны сразу же вернуть государству до 20 процентов полученных государственных средств. При этом компании, получающие субсидии через фонд, таких лишений не имеют”. Присутствовавший на заседании совета замминистра финансов Сергей Шаталов объяснил, что для фонда, как только он заработал, было сделано исключение: “Структура налога на прибыль такова, что надо платить с разницы между доходами и расходами. Для тех средств, которые поступают через фонд, мы, прорабатывая этот вопрос специально, договорились, что они имеют возможность в течение трех лет эти доходы учитывать вместе с расходами. И, соответственно, если год кончается, то неизрасходованные средства не будут образовывать прибыль”. Премьера, судя по всему, такая ситуация удивила. Такая же схема, по его мнению, должна распространяться и на деньги, идущие через Минкультуры. “Производство художественных фильмов – это длительный процесс, это же за пять минут не сделаешь”, логично заметил премьер-министр России. С этого года Фонд кино собирается поддерживать детское кино. Недаром же об этом в своем Послании Федеральному собранию говорил Президент РФ Дмитрий Медведев. Говорил, правда, в одном предложении, но это не могло не восприниматься как прямое руководство к действию. Хотя слухи о том, что детское кино станет одним из направлений поддержки фонда, ходили уже давно. Направление это лоббировал Сергей Сельянов, выпустивший, кстати, в конце прошлого года мультфильм “Три богатыря и Шемаханская царица”, ставший одним из лидеров новогоднего кинопроката. “У нас нет сомнений, что российские зрители хотят и будут смотреть хорошее, интересное российское кино”, – патетично заявил в конце своего выступления Сергей Толстиков и пообещал к концу осени представить общественности детальный отчет о деятельности фонда. Отчет, основанный прежде всего на экономических составляющих. Получается, в итоге, что четкая сегментация киноотрасли по-прежнему остается. Вспоминается известный афоризм председателя правительственного Совета по кинематографии: “Мухи – отдельно, котлеты – отдельно”. Авторское кино продолжает получать награды международных фестивалей. Массовое – хорошую кассу. Российскому зрителю приходится при этом подстраиваться под эту странную государственную кинополитику: жевать попкорн на “Елках” и скачивать с торрентов “Свободное плавание” Бориса Хлебникова. Киноклуб для Василисы Кожиной На открытой части заседания много говорили о нехватке кинозалов в провинции. “В 2010 году в России насчитывалось 2246 кинозалов. При этом все они сосредоточены в 137 городах страны. А вообще-то городов в России более тысячи. По предварительным подсчетам, чтобы удовлетворить существующую потребность, мы должны открыть еще как минимум столько же кинозалов, но и это раза в три меньше, чем в развитых рыночных экономиках”, – сказал премьер-министр, снабжая, конечно, сухие цифры размышлениями о том, что власть должна обеспечить людям равный доступ к искусству. И ведь действительно, на подходе более 15 социально значимых фильмов, а крутить ту же “Василису Кожину” в своих кинотеатрах согласятся без административного влияния, наверное, немногие. Поэтому кинотеатры государству необходимы. Хотя бы для того, чтобы таким образом поддерживать прокат нужных фильмов. Недаром на заседании “принципиальное одобрение” получил проект “Киносити”, предполагающий строительство до 2015 года более 250 кинозалов и киноцентров в городах с населением менее 400 тысяч человек. Проект этот пару лет назад был задуман Федором Бондарчуком – не только модным режиссером, но и членом партии “Единая Россия” – вместе с основателем сети “Кронверк Синема” Эдуардом Пичугиным. В прошлом году “Киносити”, переименованный в “Киноклуб”, получил статус партийного, а его координатором стал вице-премьер Александр Жуков. В конце ноября в ряде СМИ прошла информация о том, что Минкультуры, Минрегион, Минфин и Минэкономразвития уже подготовили проект правительственного постановления “О создании ОАО “Киносити”, регламентирующего создание государственно-частного партнерства по строительству и развитию культурно-образовательных центров (киноклубов) в регионах России. Предполагается, что правительство выступит учредителем ОАО “Киносити”. Доля Росимущества в ОАО составит 74 процента, еще 26 процентов получит ООО “Киносити Менеджмент”, учредителями которого станут Пичугин и Бондарчук. Финансовый блок правительства потребовал уточнений, которые, по словам режиссера-единоросса, будут сделаны максимум за месяц. Стоимость проекта, по некоторой информации, составляет 9 миллиардов рублей. 50 кинозалов планируется построить на частные инвестиции и средства, которые Бондарчук с Пичугиным возьмут в кредит у “Внешэкономбанка”, остальные кинозалы будут созданы по механизму частно-государственного партнерства. Что он предполагает, пока неизвестно. “Детали финансирования, доля участия государства в этом проекте сейчас будут обсуждаться”, — сообщил “Ведомостям” Бондарчук. Уже в 2011 году по проекту должно быть построено три четырехзальных клуба: в Майкопе, Ржеве и Вольске – на общую сумму 663 миллиона рублей. Но претендовали на развитие кинотеатральной сети не только Пичугин с Бондарчуком. Известно, например, что у компании РЖД есть планы на показ фильмов в принадлежащих “железной дороге” помещениях. Создание фонда, способствующего организации кинопоказов в щедро построенных в последние годы физкультурно-оздоровительных комплексах, лоббировал и телеведущий, единоросс, а с недавнего времени еще и сенатор Алексей Пиманов. И все эти проекты также предполагали частно-государственное партнерство, относительно которого ясна только одна позиция – выделение бюджетных денег на содержание той или иной организации. Проект “Киносити” (или “Киноклуб”) на совете вроде бы получил одобрение. Об остальных, по крайней мере, на открытой части заседания, не упоминали. В следующий раз, как пообещал Владимир Путин, совет соберется осенью. Г-н Толстиков отчитается за потраченные в прошлом году почти четыре миллиарда рублей. Г-н Бондарчук, расскажет, удалось ли ему освоить свой первый “киностроительный” миллиард (часть из которого наверняка будет выделена государством). Остается только гадать, как это воспримет обычный российский зритель… К участию в заседании совета, как мы уже сказали, были приглашены и деятели недавно зарегистрированного КиноСоюза. На то, чтобы выслушать их, времени не хватило, но подготовленный его председателем, режиссером Борисом Хлебниковым доклад был передан премьер-министру Путину. “Это первый опыт участия КиноСоюза в таком большом мероприятии, – рассказал Хлебников в видеорепортаже из Белых Столбов, размещенном на официальном сайте этой организации. – У нас была довольно солидная делегация: Александр Сокуров, Алексей Герман-младший, Алексей Попогребский и я. Важно, что те вопросы, которые мы хотели обсудить с премьер-министром и другими участниками заседания и которые, казалось бы, должны были вызвать споры, были подняты Владимиром Путиным в первых же строках его доклада”. Больше всего группу кинодеятелей во главе с Борисом Хлебниковым волнуют три проблемы. Первая: несправедливая разница в системе налогообложения фильмов, субсидируемых Министерством культуры, и картин, финансируемых из кассы Фонда социальной поддержки кинематографа. Вторая: отсутствие контроля за средствами, полученными в качестве налога с чистых носителей (называемых в народе “болванками”.) И третья: неспешность государства в деле борьбы с пиратством в Интернете. “Мы наблюдаем желание государства стимулировать создание так называемого коммерческого (зрительского) кино, в то время как эту задачу с успехом выполняет ТВ, – говорится в докладе Хлебникова. – Многие кинопроекты являются дорогостоящей калькой популярных сериальных продуктов, которые в результате собирают одну десятую часть от потенциальной телеаудитории или сразу уходят вновь на телевидение. Какой в этом смысл? При этом ежегодно сокращается финансирование отечественного авторского кино. Некоторые пытаются утверждать, что наше авторское кино депрессивное. Но я думаю, что миссия кино – не в том, чтобы только утешать или только развлекать. Его главная задача – не убить у зрителей желание думать, чувствовать, переживать. Неслучайно именно фильмы молодых российских режиссеров представляют нашу страну во всем мире, отстаивая авторитет российского искусства. Мы убеждены, что государство с помощью кино должно формировать образованного, ответственного гражданина, понимающего сложную реальность, в которой мы живем. Только такой зритель способен создавать новые идеи и не паразитировать на понятии “патриотизм”. Также в рубрике:
|