Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 7 (7767) 3 - 16 марта 2011г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияНужны ли арене наноопилки?Концепция развития циркового дела обещает вернуть цирку былую славу КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКАДмитрий ЕРУСАЛИМСКИЙ
Собственно, и директор цирка на Цветном бульваре Максим Никулин говорит о том, что режиссер новой программы Оксана Дружинина как раз и хотела напомнить зрителям о величии цирка советских времен – эпохи его расцвета и международного признания. Аттракцион – самый сложный, зрелищный номер программы. Номер, на который с большой охотой идет публика. И уже на премьере новой программы в зале практически нет свободных мест. Цирк на Цветном бульваре – самый крупный, известный и успешный частный цирк в России. И таких цирков в скором времени должно стать больше. На это, по крайней мере, надеются разработчики проекта Концепции развития циркового дела в России. Работа над документом велась весь прошлый год. Причина вполне понятна: за последние 20 лет большинство российских цирков просто перестало нормально функционировать. Росгосцирк, пока остающийся ключевой организацией циркового дела в стране, сначала занимался своими административно-организационными вопросами, потом его разъедали внутренние противоречия, и вся энергия руководства компании уходила на сглаживание этих конфликтов. Вроде бы выделялись бюджетные деньги и “официально”, то есть на бумаге, они доходили до цирков, но статистика фиксировала обратное. С 1996-го по 2008 год число цирковых представлений и зрителей сократилось почти в полтора раза. 80 процентов зданий изношено. Значительная часть оборудования морально и физически устарела. Иными словами, имущественный комплекс цирков не способен обеспечить современный уровень безопасности и комфорта как для зрительской аудитории, так и для самих артистов. Регионы, в большинстве которых цирки являются самыми крупными учреждениями культуры, помогать им не спешат. Официально – мешает закон о разграничении полномочий между различными уровнями власти: областное или краевое правительство не может дать деньги федеральному учреждению. Реально – заинтересованность некоторых руководителей не в цирке как таковом, а в здании, где расположено это учреждение культуры. Почти во всех городах цирк находится в центре, где, как правило, самая дорогая цена за квадратный метр. А квадратных метров, как мы все понимаем, у любого цирка немало – по сравнению, например, с библиотекой или музеем. Поэтому неудивительно, что вопросы “кто виноват?” и “что делать?” так заинтересовали цирковое сообщество. Косвенным ответом на первый вопрос стало увольнение с должности директора Росгосцирка Мстислава Запашного, поводом для чего послужили в том числе и обнародованные Счетной палатой результаты проверки за 2007 год. Проверки, выявившей грубые экономические и юридические нарушения. Многим, конечно, осталось не совсем понятно, почему министерство ждало два года, чтобы сделать решительный шаг. На второй вопрос – “что делать?” – министерство нашло ответ значительно оперативнее. Если считать ответом проект Концепции развития циркового дела – документ, дающий, к сожалению, общие ответы на вполне конкретные вопросы. Еще анонсируя проект концепции, министр культуры РФ Александр Авдеев отметил, что министерство будет отказываться от властной вертикали, “когда Росгосцирк руководил всей отраслью, а директора цирков превращались фактически в завхозов, оставляя себе небольшие средства на ремонт, и все деньги отсылали в головную организацию”. Росгосцирк в концепции фигурирует, конечно, как главный, но вовсе не единственный адресат. Кроме него, “цирковое пространство России” включает государственные федеральные цирки – Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского и Большой Санкт-Петербургский цирк, государственные цирки, учредителями которых являются субъекты Российской Федерации (на данный момент – это Бурятия, Казань, Якутия, Удмуртия, Хабаровский край), частные цирковые организации (самая крупная из которых – упомянутый выше Московский цирк на Цветном бульваре имени Ю.Никулина), цирковых продюсеров, импресарио, агентов и т.п., работающих как с образованием, так и без образования юридического лица. Институт последних в нашей стране – понятие пока довольно расплывчатое, с остальными – более или менее понятно.
Сам Росгосцирк имеет 78 филиалов: 39 стационарных цирков, 15 шапито, девять зооцирков, три дирекции “Цирк на сцене”, Центр циркового искусства, питомник экзотических животных, художественно-производственный комбинат, гостиницу “Арена”, две базы отдыха. В компании трудятся 7 тысяч человек (артистов из них 1300) и 200 животных. По большому счету именно эти показатели и являются, так сказать, ресурсом для новой цирковой политики. Кстати сказать, по-прежнему основанной на государственном протекционизме. С учетом общей государственной политики в сфере культуры, направленной как раз на исключение этого самого протекционизма (вспомним тот же 83-й закон), получается, что а) циркам несказанно повезло, б) проект концепции может не получить официальный статус и быть реализован на практике. Та же концепция развития театрального дела, красиво и грамотно написанная Минкультуры, пока не приобрела практические очертания. Никто еще даже не понимает, во что обойдется это развитие государству. С цирком, говорят в Минкультуры, оказалось несколько проще, в частности, потому, что базируется концепция на имущественной модернизации. Она разбита на два этапа. Первый – с 2011-го до 2015 года – включает комплексную реконструкцию 50 цирковых объектов в рамках федеральной адресной инвестиционной программы – она станет в том числе и частью ФЦП “Культура России” на 2012 – 2017 годы, где будет зафиксирована в отдельном разделе “Укрепление материально-технической базы государственных цирков”. По предварительным оценкам, общий объем необходимых средств из федерального бюджета составляет около 28 миллиардов рублей. “Комплексная модернизация материально-технической базы не только улучшит качество оказываемых цирками услуг, выведет на новый уровень безопасность и комфорт зрителей и артистов, но и повысит последующую инвестиционную привлекательность циркового имущественного комплекса”, – сказано в проекте концепции. На втором этапе (с 2016-го по 2020 год) упор делается на привлечение в цирк инвестиций. Одна из форм – загадочный пока для отечественной культуры механизм государственно-частного партнерства. “Формы организации такого партнерства будут определяться в каждом конкретном случае”, – честно поясняет проект концепции. Дальнейшее уже напоминает стандартную госполитику: “Благоустройство территорий вокруг цирковых зданий, создание на прилегающих площадях развлекательных комплексов, игровых зон, магазинов, кафе и т.п. завершит превращение цирков в многофункциональные центры для семейного отдыха с широким спектром мероприятий и услуг, не противоречащих назначению и эстетике цирка. Постоянно действующие зоовыставки (мини-зоопарки), школы верховой езды, кружки юных натуралистов, секции любителей циркового искусства сделают посещение цирка более привлекательным для зрителей”. Сумма госзатрат уже не подсчитывается. Видимо, в надежде, что за пять лет мы все-таки поймем, что же такое “механизм государственно-частного партнерства”. Этот поэтапный подход кажется вполне логичным, но уж точно не претендует на реформу в области цирка. Более того, такого рода этапы не помешали бы и другим учреждениям культуры. Государство на свои средства обеспечивает содержание здания, закупку современного оборудования, назначает всем приличную зарплату, а далее – всем по способностям. Идут хорошие программы – идет зритель и спонсор. Но проект концепции предлагает реформирование и циркового контента. Так, в документе сказано о создании единого “оптового” рынка цирковых номеров: “Основным направлением дальнейшего творческого развития российской цирковой системы должно стать создание качественно новых цирковых программ и спектаклей с использованием возможностей смежных видов искусств (театра, кино, эстрады и др.) и применением современных технологий. Это комплексные шоу, основанные на цирковых номерах разных жанров, сведенных с учетом единой композиции, стилистики и смысловой нагрузки. Подобные цирковые программы обеспечиваются современным световым и музыкальным сопровождением, использованием спецэффектов”.
Для программ и номеров будут приняты специальные стандарты, составной частью которых “станут соответствующие международным нормам требования к условиям содержания, перевозки и кормления животных, уходу за ними, методам работы”. Кроме того, разработают и интеллектуальные права на результаты цирковой деятельности. Как будет реализовано это пожелание, неясно, ведь даже театральные спектакли у нас не являются объектом авторского права (за исключением музыки, костюмов и декораций). “С моей точки зрения, в проекте есть реформаторское начало, но там нет главного, – считает директор Цирка на Цветном бульваре Максим Никулин. – Разговор-то идет не о том, чтобы восстановить цирк. Например, фантастическая ситуация: дали деньги на восстановление цирка. Еще более фантастическая, нереальная ситуация: деньги все дошли по назначению, и цирки восстановили. На это нужно лет 15. И через 15 лет встанет вопрос: кого в этих цирках показывать? Где артисты, где номера, где аттракционы?” Средний возраст цирковых артистов в России сейчас около 40 лет. С учетом средней зарплаты – около 10 тысяч рублей – ожидать большого притока кадров было бы странно. Даже если учредят премию Правительства Российской Федерации за вклад в развитие циркового искусства. Отдельный вопрос – подготовка артистов, обучение которых начинается с детства. На базе практически единственного учебного заведения, занимающегося подготовкой артистов цирка – Государственного училища циркового и эстрадного искусства имени М.Н.Румянцева (Карандаша), – планируется создать учебный комплекс с разветвленной системой школ-филиалов при постановочных цирках, чтобы возможность получить полноценное начальное и среднее специальное цирковое образование имели дети по всей России. Директор ГУЦЭИ Валентина Савина согласна, что создание филиалов намного эффективнее, чем обучение талантливых детей из регионов в Москве: “Подготовка цирковых артистов, как и балетных, должна вестись с раннего детства. И сегодня сделать это исключительно на нашей базе – нереально. Для этого нужно построить интернат. Попытка создать общежитие для детей предпринималась еще в советское время, но это оказалось экономически невыгодно. Если цирковые студии, находящиеся в регионах, получат статус школ, дающих начальное образование, и будут сотрудничать с нами, это мне кажется очень хорошим выходом“. В концепции можно прочитать о том, что связь между училищем и российскими цирками утрачена, а “ГУЦЭИ перестало играть роль творческой лаборатории, его выпускники не идут работать в цирки, а выступают в ночных клубах, школах, детских садах”. В.Савина с этим не согласна. “Мы сотрудничаем с Цирком на Цветном бульваре, на проспекте Вернадского, группой “Цирк на сцене” и основными нашими работодателями – компанией “Росгосцирк”, где уже работает почти половина сегодняшнего выпуска. Я работаю в училище с 1980 года, с 1995-го – его директор. На моей памяти ни один наш выпускник не остался без работы. После первого курса у нас отчисляются три-пять человек, забывшие, зачем они сюда пришли. Но те, кто остается, становятся цирковыми артистами”. В проекте концепции указаны и параметры результатов, которые должны быть достигнуты к 2020 году. Так, общее количество цирковых представлений и зрителей увеличится в 1,5 раза (фактически вернется к советским показателям), а качественно новых – возрастет на 40 процентов, количество современных цирков – на 80, благоустроенных общежитий-гостиниц – на 50. А еще будут создаваться условия для “увеличения не менее чем в 2 раза числа литературных произведений, предназначенных для воплощения на арене цирка”. Минкультуры осталось только найти те самые 28 миллиардов рублей, чтобы российский цирк обрел былую мощь и силу цирка советского и вновь стал важнейшим из искусств. Также в рубрике:
|