Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 11 (7771) 7 - 13 апреля 2011г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

“Кругосветка” мастера

Мюд Мечев в Российской Академии художеств

Елена ТИТАРЕНКО


М.Мечев. “Петр и Павел”
Удивление перед бесконечным разнообразием мира, стремление передать неистощимое богатство его красок и форм – такое ощущение возникает в анфиладе залов Российской Академии художеств, где развернута выставка произведений Мюда Мечева. Уже не первая в этих стенах, она служит ретроспективой, пусть и слегка запоздавшей, к 80-летию народного художника Российской Федерации, лауреата Госпремии РСФСР имени И.Е.Репина и действительного члена Российской Академии художеств. В лаконичном и достаточно расхожем названии “Путь художника”, как ни парадоксально, хитроумно зашифрована двойственная природа экспозиции: с одной стороны, это классический “отчет” известного мастера о работе, длящейся более шести десятков лет, а конкретно – с 1946 года. С другой – его творческий путь пролегал через такое множество городов и весей, что вышла почти кругосветка, из которой арт-путешественник вынес и впечатления, и вдохновение, и бесчисленные наблюдения за важными “частностями” природы и архитектуры, щедро перенеся их впоследствии на бумагу с помощью акварели, пастели, масла, карандаша или граверного резца.

Весомое место в отечественной истории искусства Мюд Мечев занял давно и прочно – прежде всего как книжный график, чье оформление “Калевалы” или “Повести временных лет” можно считать хрестоматийным образцом работы нашего современника над эпическими произведениями. Впервые к карело-финскому эпосу художник обратился в конце 1940-х, решившись принять участие во всесоюзном конкурсе иллюстраций к “Калевале”. Для всех стало неожиданностью то, что 20-летний студент завоевал в конкурсе 3-е место, как и то, что после этого он оставил родную Москву и уехал в Карелию, где на протяжении семи лет создал несколько сотен акварелей, рисунков тушью и гравюр.

Спустя семь лет эти работы были опубликованы в книге, выпущенной издательством “Карелия”, в 1975-м подобный увраж, но уже с гравюрами Мечева, вышел на финском языке, а в дальнейшем выдержал несколько переизданий и по-русски, и по-фински, обойдя в итоге весь мир. Удивительно, что только недавно, в 2009 году, Мюду Мечеву было присвоено звание почетного гражданина Республики Карелия. Правда, это лишь один из множества почетных титулов мастера, среди которых – почетный иностранный член общества “Калевала” (Финляндия), кавалер ордена Белой Розы (Финляндия). Правительство этой скандинавской страны вручило ему и Большую серебряную медаль Элиаса Леннрота.

Несомненно, все это стоит знать, осматривая выставку, но поражает она не только великолепными, сочно и достоверно, в лучших традициях российской классики исполненными иллюстрациями к “Калевале”, за которой последовала длившаяся 15 лет работа над “Повестью временных лет”, также изданной не только на родине, но и в Финляндии – под европеизированным названием “Хроника Нестора”. Сейчас эта книга готовится к печати в одном из петербургских издательств – на сей раз с цветными гравюрами Мечева.

Разумеется, в многочисленных поездках в северные края, включая невскую столицу, мастер не оставался равнодушен к суровой и скромной красоте природы, окружавшей его и дарившей “ключи” к эпическим образам. Русский Север, недалекий от скандинавского, предстает на выставке во всех своих измерениях, словно подтверждая тезис “у природы нет плохой погоды”. В этих залах сошлись, чувствуя свое родство, беломорские рыбаки и обитатели тундры – охотники на медведей и тюленей, крестьянки Севера, словно подхватившие мелодию народных песен, услышанных еще Виктором Попковым. Впрочем, порой эти мелодии звучат на заморский лад: невольно вспоминаешь японские гравюры перед гуашью “Луна, вода, небо и ветка рябины”, пастелью “Хмурый день” или тушевым рисунком “Белая ночь в Пояконде”. Мечев умеет быть и изысканно-лаконичным, и роскошно-изобильным, всякий раз находя индивидуальную колористическую гамму для ландшафтов, по-серовски строгих, по-левитановски щемящих. Если бы он не был известен как книжный график, наверняка прославился бы как прирожденный пейзажист. Впрочем, универсализм – как в мастерстве, так и в тематике, или, по слову Достоевского, “всемирная отзывчивость” – всегда был сильной стороной русских художников в самом широком смысле этого слова.

Говоря о пейзажном даре Мечева, нельзя не упомянуть его образы Петербурга, запечатленного в любую погоду – и на ярком солнце, и в метель, в панорамах и отдельных фрагментах, с любовным вниманием к мельчайшим деталям, будь то состояние природы (“Голубые сумерки. Сквер у Зимнего дворца”, “Мороз и иней (Купол Исаакия)” или элементы величественного зодчества (“Узор фельтеновских оград”). В этом же ряду – начатая более 60 лет назад серия “Тебе, Господи!”, вобравшая в себя зарисовки храмовой и монастырской архитектуры практически всей России и Западной Европы. Готические шпили французских соборов, гирлянды огней на мостах Парижа – тоже в любую погоду, пусть и под проливным дождем, при разном освещении, даже во тьме ночи, сквозь которую пробивается особая, “фирменная” светоносность мечевских пастелей... Улочки и соборы старой Праги, причудливые деревья Брюгге, белые ночи Хельсинки, изящество Вены, гармония природы и архитектуры Италии, порой “скадрированной” совершенно неожиданно и остро, – все богатство впечатлений, вынесенных из Старого Света, не уступает по образной силе тем скупым на первый взгляд, лаконичным и будто самой натурой “надиктованным” зарисовкам, которые Мечев делает в Москве и Подмосковье. В силу этого выставка превращается в поистине волнующее путешествие, где подчас до боли знакомые места удивляют неожиданным ракурсом и мощью эмоционального восприятия ничуть не меньше, чем всемирно знаменитые “красоты” европейских столиц.

На определенном этапе своего пути, в начале 1990-х, Мюд Мечев ощутил острую потребность обратиться к евангельской тематике – тоже своего рода эпической, без сомнения, являющейся этапной для любого художника, более того, способной послужить пробным камнем даже для человека, давно уже завоевавшего авторитет и доказавшего свой талант. И тут возникает удивительная вещь: вполне сложившийся мастер с узнаваемой манерой рискнул довольно-таки резко “повернуть стиль” для того, чтобы его композиции на тему христианской истории обрели острую выразительность, порою под стать немецким экспрессионистам. Впрочем, тем и замечательна наша эпоха постмодернизма (который, правда, сегодня уже считается достоянием истории искусства), что художник имеет полное право и благодатную возможность вступить в диалог с любым из своих предшественников, дать свой концептуальный ответ хоть Дюреру, хоть Александру Иванову, хоть Врубелю, – словом, “побеседовать” на равных с любым из мэтров, обращавшихся к подобной тематике. Столь же светоносные, сколь и эмоционально заостренные, полные драматизма, но и света надежды иллюстрации к Евангелию – возможно, вершина творчества маэстро, который получил из рук Папы Иоанна-Павла II серебряную медаль Понтификата за гуманизм и достижения в искусстве. Наверное, не случайно “путь художника” длиной во много десятилетий в торжественных залах академии начинается именно с этих листов, пусть и созданных в последнее десятилетие.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

СЛОВО ХУДОЖНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;