Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 11 (7771) 7 - 13 апреля 2011г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноХороший он парень – подумала просто Мария“Пирамммида” Эльдара Салаватова Светлана ХОХРЯКОВА
7 апреля в прокат выходит новый фильм “Пирамммида” о легендарном создателе “МММ” Сергее Мавроди, автором идеи которого и стал продюсер Сергей Ливнев, только что совсем не порадовавший нас “Служебным романом” на новый лад. Честно говоря, ничего путного ждать не приходилось, разве что скороспелую историю на жареную тему. К тому же имя режиссера Эльдара Салаватова не вызывало особого энтузиазма, за его плечами было только две картины – “Семейка Ады” и “Антикиллер Д.К: Любовь без памяти”. Но “Пирамммида” оказалась весьма любопытным зрелищем, которое вызовет самую разную реакцию, кого-то возмутит положительным образом главного героя. Сергей Мавроди, а в фильме – Сергей Мамонтов, будучи способным математиком, представлен как великий идеалист и человек, мечтающий завоевать мир – не меньше. Благодаря авторам проекта и их комментариям многие впервые узнали, что реальный Мавроди работал даже ночным сторожем в московском метро на станции “Свиблово”, на других низкооплачиваемых работах, чтобы не причислили к тунеядцам и можно было заниматься собственным бизнесом. В итоге он создает кооператив “МММ”, выпускает акции, которые “сегодня всегда дороже, чем вчера”. Число вкладчиков увеличивается каждую неделю на миллион, а деньги, поступающие в “МММ”, учитываются вагонами и комнатами. Когда Мавроди арестовали, куда-то вывезли 17 грузовиков наличных денег, исчез и пакет акций Газпрома. В общем, кто и не знал ничего толком о Мавроди, в силу возраста, например, – ведь делу его жизни уже 15 лет, – теперь получит полное представление о том, как это было. Ныне создатель “МММ” одержим идеей строительства международной финансовой пирамиды в Интернете, чтобы обрушить мировую финансовую систему. Ни в какое сравнение с нынешними олигархами – владельцами роскошных яхт, дворцов, личных самолетов и заграничной недвижимости – Мамонтов-Мавроди не идет. Он никогда не жил роскошно, имея деньги, ни разу не выезжал за границу, даже загранпаспорта не оформлял. Ездил на “Чайке”, с которой связаны были детские воспоминания. Деньги как таковые его не интересовали. Важны идеи. Мамонтов хотел управлять миром, захватить политическую власть в стране и был близок к тому. Именно таким его и сыграл Алексей Серебряков. Собственно, в расчете на него и писался сценарий, после того, как он прочитал “Пирамиду” Мавроди и согласился сыграть ее автора. Не имея портретного сходства с прототипом, Алексей Серебряков тем не менее очень на него похож неуловимой мимикой, тем, как носит доисторические роговые очки. Актер говорит, что Мавроди не играл, вообще с ним не знаком и особенно им не интересовался. Но в основе лежало убеждение, что герой этот должен вызывать жалость. Он идеалист, возомнивший, что способен изменить мир. Доведись Алексею Серебрякову сыграть Мавроди в авторском кино, сделал бы нечто другое, но снимали-то для массового зрителя, а потому реальность была некоторым образом трансформирована. Ясно, что в начале 90-х не могли происходить некоторые события. Одна установка трех гигантских букв “М” на крыше дома чего стоит, когда вертолет проносит их над городом, вернее возносит. Эффектные кадры, и они не вызывают протеста при всей их условности, поскольку оправдывает себя совсем другая мера убедительности. А самого Мамонтова интересует природа человеческой жадности. И когда над городом сгущаются тучи, а небеса вот-вот разверзнет страшная сила, кажется, что сейчас появится по меньшей мере Воланд, которого тоже интересовал состав человеческой души. Снимал картину сербский оператор Горан Павичевич, работающий в Голливуде. Размах, заявленный им, – прямо-таки сродни булгаковскому. Собственно, и сценарий расходится с повестью Мавроди. Написан он дебютантами Сергеем Крайневым и Максимом Василенко, за плечами которых своеобразный путь к сценарному делу. Изложен свой взгляд на события, а не то, как все виделось самому Мавроди. Тем не менее Мамонтов вызывает сочувствие. Собственно, как и в жизни, он для многих людей настоящий герой, и они понесут свои кровные к нему в Интернет, если смогут вообще им воспользоваться. В фильме герой Алексея Серебрякова в ответ на деловое предложение недоброкачественного партнера гордо отвечает: “Я Россией не торгую”. В зале, а смотрели в тот день “Пирамммиду” исключительно журналисты, – аплодисменты. Интересно, что продюсер Сергей Ливнев выделяет в новейшей истории России четыре поворотных пункта, которые могли изменить мир, и мы бы теперь жили совсем в другой стране. Это путч 1991 года, расстрел Белого дома в 1993-м, создание “МММ“ в 1994-м и передача власти Борисом Ельциным Владимиру Путину в 2000 году. В фильме у героя Серебрякова есть антипод – некто Илья Белявский в исполнении Федора Бондарчука, глава крупнейшей финансовой структуры, тесно связанной с высшей государственной властью и наводящей на мысли о Газпроме. С ним-то и идет постоянное противостояние, в которое постепенно вступают представители власти. Сергея Мамонтова вызывают даже на заседание правительства, поскольку он представляет силу, не считаться с которой уже нельзя. За ним – миллионы состоятельных и нищих сограждан, вложивших свои кровные в акции “МММ”, и они готовы выйти на улицы, чтобы отстаивать права, если их “властелину” будет что-то угрожать. Существует в “Пирамммиде” и любовная линия, если можно вообще в данном случае говорить о любви. Есть жена, совсем не похожая на реальную жену Мавроди, победительницу конкурса красоты. Роль эту исполнила Анна Михалкова, героиня которой – отнюдь не роскошная спутница успешного предпринимателя, а среднестатистическая несчастливая женщина, фактически в одиночку воспитывающая дочь. Ее жизненный путь завершится трагически. А малолетнюю дочку украдут люди Белявского. Есть в “Пирамммиде” еще одна ключевая женщина – журналистка в исполнении Екатерины Вилковой, которая пьет вместе с Мавроди кефир, так что “молочные усы” остаются под носом, и проводит с ним в постели счастливые или неизвестно какие часы. Не забывает она при этом и о деле, собирает компромат, который потом можно выгодно продать, оказывает посильные услуги Мавроди, когда тот вынужден удариться в бега. Эта линия, пожалуй, самая уязвимая и беспомощная. Но в целом получилось зрелищное кино, захватывающее, не претендующее на биографическую точность, но все же байопик, дающее понимание времени, которое мы пережили и довольно быстро забыли. Также в рубрике:
|