Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 17 (7777) 25 мая - 1 июня 2011г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Кричащая кожа

“Комнаты” Ирины Наховой в ММСИ на Гоголевском

Ирина КУЛИК
Фото Валерия ЛЕДЕНЕВА


И.Нахова
“Комнаты”, первая музейная ретроспектива Ирины Наховой, художницы круга московского концептуализма, в 1992-м уехавшей в США и сейчас живущей и работающей “на два дома” – между Москвой и Нью-Джерси, – названа по одному из самых знаковых проектов не только этого автора, но и всего отечественного современного искусства. “Комнаты”, которые Ирина Нахова создавала у себя в квартире – в доме Горкома графиков на Малой Грузинской с 1982-го по 1987 год, были первой в нашем искусстве инсталляцией, появившейся еще до того, как в русский язык вошел этот интернациональный термин. Проект этот был во многом уникальным – в том числе и потому, что художнице удалось осуществить эту требующую масштабных выставочных площадок художественную форму в домашних условиях, урезая во имя искусства собственное жилое, приватное пространство, отдавая под инсталляцию одну из двух комнат собственной квартиры. Для выставки в ММСИ художница воспроизвела вторую из своих “Комнат” – совершенно пустую, с белыми стенами, полом и потолком, испещренными черно-серыми пятнами, напоминающими дыры и заставляющими зрителя почувствовать себя внутри мира, который словно бы распадается на его глазах. Одна из первых русских инсталляций сделана средствами живописной обманки. В отличие от западных изобретателей этого вида искусства, Ирина Нахова обращается к пространственным, трехмерным формам не для того, чтобы разрушить картину, но затем, чтобы расширить ее, позволить зрителю войти в нее – не сквозь нее, не в изображенное на ней пространство, а словно бы в саму поверхность полотна, вдруг ставшую растяжимой. Живопись, которой Ирина Нахова никогда не изменяла, фотография, да и вообще любое изображение для художницы становится чем-то вроде эластичной кожи, которую можно натягивать на любые объемы, выворачивать наизнанку, растягивать, но только не разрывать. Работы Ирины Наховой – это игра с обратимостью основы и поверхности, лица и изнанки, внешнего и внутреннего. Обнаженные торсы античных статуй написаны на коробящихся старых пальто (инсталляция 1994 года “Друзья и соседи”). Но стоит притронуться к ним – и обнаруживаешь, что у этой верхней одежды есть внутренний голос, что и она стремится вывернуть душу наизнанку, и лучше бы она этого не делала: крайне неполиткорректная брань, несущаяся из спрятанных в пальто динамиков, – именно то, о чем в приличном обществе нельзя не только говорить вслух, но и думать про себя. Впрочем, живописная “кожа”, видимо, очень чувствительна и на любое прикосновение реагирует крайне раздражительно. Эту гиперчувствительность изображения почти физически ощущаешь, рассматривая “Гладильные доски” 2001 года, на которые нанесены фотографии людей, повернувшихся к зрителю обнаженными спинами – с судорожной покорностью узников в ожидании наказания или пытки. К доскам прилагаются утюги, на подошве которых, словно лоскуты содранной кожи, повторяются фрагменты фотографий с досок. Вполне логично, что выставка заканчивается почти самопародийным проектом “Кожи” – напечатанными на листах полупрозрачного пластика фотографиями татуированных торсов, снабженных макабрически-гротескными, в духе Владимира Сорокина, историями про тех или иных носителей татуировок, трагически погибших и освежеванных, дабы их шкуры стали достоянием музеев. Впрочем, для Ирины Наховой этот проект, пожалуй, слишком лобовой. Свои истории про “кричащую кожу” (если вспомнить гениальное название песни группы “Blondie”) художница рассказывает, и не прибегая к очевидной нарративности. Ей бывает достаточно и просто живописи – полотен, которые расслаиваются под взглядом зрителя, как, например, серия 2008 года “Упражнения в цвете”, являющая почти непереносимое смешение физиологически-отталкивающего и отвлеченно-прекрасного – изображения голов тел из моргов – и абстрактные мотивы тут соединяются в своего рода визуальную ленту Мебиуса, два зрительных ряда, два несовместимых ощущения, представляющих, однако, единую, одну и ту же поверхность. Не менее пронзительными, вызывающими буквально содрогание могут быть и инсталляции (например, замечательная работа 2010 года “Оживление”), в которых словно бы обретает самостоятельную жизнь та самая пленка ощутимости, которую сам наш акт восприятия натягивает на мир, пленка, которую Нахова изучает в своем искусстве. Здесь она превращается в полиэтилен и парашютный шелк, надувающийся двумя еще не вполне сформированными, квазиантропоморфными гигантскими фигурами, обретающими жизнь раньше, чем окончательный облик, – по надувающимся в прозрачной материи жилам явственно пульсирует кровь. Этой пленке, предохраняющей нас от мира и мир от нас, липнущей к пальцам, порой отвратительной, но все же позволяющей реальности сохранить свою хотя бы видимую цельность, Ирина Нахова дает разорваться только один раз – в самой трагичной из представленных на выставке работ – “Probably Would” 2005 года, посвященной трагедии 11 сентября 2001 года. Это тоже своего рода “комната”, затянутая “фотообоями”, где образы Нью-Йорка разъедаются то ли пеплом, то ли снегопадом, то ли мерцанием телевизионных помех и словно бы осыпаются со стен. Так осыпаются при вторжении света и воздуха старинные фрески, сохранявшиеся в наглухо замкнутых помещениях, – или разрушается картинка на испорченном файле. Желание вырваться за пределы реальности, например, за затхлый, запечатанный железным занавесом мир советского застоя, некогда заставило художницу выстраивать в своей квартире “комнаты” как своего рода разрывы в ткани мира, “порталы”, ведущие в другие измерения. Но эти разрывы могут быть и губительны – и тогда единственным выходом кажется заклеить, затянуть их защитной изоляционной пленкой образов.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;