Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 17 (7777) 25 мая - 1 июня 2011г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

СЕРГЕЙ МЕДВЕДЕВ: Актер – это всегда сомнения и вопросы, на которые нет ответа…

Беседу вела Валентина ЕЛШАНСКАЯ
Фото Екатерины ЦВЕТКОВОЙ


С.Медведев
Не так давно в МХТ завершился масштабный проект “Французский театр. Впервые на русском” в рамках Года Россия – Франция 2010. Проект был создан при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Культурфранс и Посольства Франции в России. На Новой сцене МХТ имени А. П. Чехова пять молодых, но уже хорошо известных европейскому зрителю французских режиссеров вместе с артистами Художественного театра и студентами Школы-студии МХАТа представили пять пьес известных французских драматургов ХХ столетия. Активное участие в этом проекте приняли многие актеры, в их числе – Сергей МЕДВЕДЕВ, сыгравший в двух постановках из пяти – “Отель “Сплендид” Жана Жене в постановке Марка Пакьяна и “Башня Дефанс” Копи, поставленной Марсьялем Ди Фонзо Бо.

– Сергей, насколько интересно вам было в этом участвовать? Считаете ли вы, что проект отражает тенденции современного французского и европейского театра?

– Проект большой, и каждый из режиссеров привнес в него что-то свое. Первая работа с Пакьяном – это более классическая история французского театра. Мы попали в такую ситуацию, где некоей режиссерской матрицы практически не существовало. Постановщик работал над поэтикой текста, над трансляцией смысла и т.д. Существовать “голым” и практически незащищенным на сцене тяжело, поскольку у тебя в арсенале есть, грубо говоря, только текст и партнер. И в этом была наша проблема с Пакьяном. А что касается Марсьяля и “Башни”, здесь была невероятно легкая работа. Потому что он это уже ставил, сам играл в своем спектакле, он прекрасно знает этот материал, знает, кто такой Копи, чувствует эту абсурдистскую структуру, он легкий, свободный человек. И разница ментальности между русскими и зарубежными режиссерами и артистами, как мне кажется, – это некая история степени свободы. Я давно работаю с Кириллом Серебренниковым, и стыковка произошла практически сразу. И с Марсьялем вышло так же, потому что в каких-то вещах они очень схожи по своему видению. По картинке этот спектакль был абсолютный аттракцион! И мы сами оторвались за эти десять дней и получили невероятное удовольствие. На спектаклях это было видно – все актеры играли в кайф. Естественно, за десять дней поднять такую вещь и протащить какие-то линии было очень сложно. Но надеюсь все же, там что-то случилось. По крайней мере, зрители приняли этот спектакль очень хорошо.

– Современная французская и российская драматургия принципиально чем-то отличаются?

– Французский проект помог показать, что современный европейский театр – тоже разный. Это история ментальности. Любой художник, кем бы он ни был – фотографом или драматургом, – отражает реальную действительность, в которой он существует. Соответственно, та ментальность, в которой мы живем, отражена в тексте и будет иметь определенный фон. Если автору есть о чем говорить, то неважно, европеец он, русский или, например, аргентинец… Главное, чтобы ему было что сказать.

И у нас есть замечательные драматурги, которых мы, к сожалению, не знаем, и за рубежом – тоже. И заслуга этого проекта, в частности, в том, что он принес открытие каких-то прекрасных людей. Копи, например, просто невероятный автор, а “Башня” за рубежом считается его классической пьесой. Ну и остальные пьесы, режиссеры тоже были очень интересными.

– На сцене МХТ имени Чехова вы переиграли практически все – от коней до женщин, от роковых красавцев до бомжей… Вы считаете, что понятие “амплуа” – это устаревший термин или то, что помогает человеку, впервые пришедшему в театр, ориентироваться на сцене?

– Это очень личный вопрос, потому что для меня история актера – это ситуация личности, которая существует в определенных рамках производства. И эта творческая личность реализует какие-то свои внутренние миры с помощью такого инструмента, как театр. В театре же есть все – музыка, живопись, фотография, танец… И, собственно говоря, современный артист должен уметь все, должен знать обо всем и должен понимать сущность всех течений и направлений в искусстве, которые существуют на сегодняшний день или существовали когда-либо. Это абсолютная необходимость для художника, который существует в этом мире. Мне кажется, чем наполненнее будет непосредственно артист, тем большее соприкосновение с залом произойдет в итоге. Более того, он должен стараться найти в себе что-то, чтобы суметь сыграть любую, даже самую, казалось бы, не подходящую ему роль. Это же безумно интересно! Это определяет внутреннее развитие актера, его профессионализм.

Сейчас вообще все перемешалось, и понятие “амплуа” в определении артиста уже почти стерто. У нас и Собчак – артистка, Тимати – тоже артист. Я ни в коем случае не умаляю их определенных способностей, но факт остается фактом: сегодняшний артист – это некая медийная составляющая, которая существует в пространстве. И зрители, к счастью или, к сожалению, не могут сейчас судить адекватно, ведь они приходят в театр смотреть “на телевизор”. В Москве – в меньшей степени, а в провинции – абсолютно так, мы часто ездим с гастролями, и это становится просто очевидно.

– Если работа в театре – это возможность выразить себя, то могли бы вы отказаться от роли и по какой причине? Или такого не должно быть в принципе, потому что это вопрос профессионализма?

– Если человек развивается, то у него существует какая-то своя волновая история развития – поэтапная, постепенная, пошаговая. И если, например, какая-то работа не соответствует его состоянию в данный момент, не является следующей ступенью, то происходит некоторая диссоциативная нестыковка – внутренний мир твоего организма как бы не может принять эту роль, потому что она не служит для его развития. Но это я только о себе могу говорить. В любом случае это не история отказа, а история приятия или неприятия материала.

Здесь тонкий момент – я работаю, я артист театра, и театр смотрит на меня определенным образом. Я вижу себя с одной стороны, театр – с другой. В этом есть тонкий баланс – здесь и человеческий фактор подключается. Можно отказаться, но это значит “слить” – тонко слить какую-то работу. Можно сказать, мне повезло – театр в основном дает мне такие роли, которые мне интересны, исходя из моих особенностей. Но всегда интересно пробовать себя в чем-то новом – в опере, например. Почему бы и нет?

А от чего я отказывался и отказываюсь до сих пор – это от рекламы, сериалов.

– Какая из ролей в МХТ далась сложнее всего, стала “ролью на преодоление”?

– Ну самой тяжелой, наверное, и не было, раз я все так тонко “сливал”. А если честно, когда я говорю “да” – все, я уже работаю. Я пытаюсь найти в каждом материале что-то такое, что стыковалось бы со мной непосредственно в данный момент времени. И дальше уже это работает, и все. Нельзя же поверхностно относиться к своему труду – на афише твоя фамилия, тут не схалтуришь. Есть уже спектакли, которые идут много лет, где организм может более или менее легко существовать, не так сильно затрачиваться, распределяется чуть-чуть по-другому. Но при создании какого-то нового материала работа идет постоянно, и ты постепенно наполняешь свой персонаж.

Была трудная история “Конька-Горбунка”, потому что жуткое облако ответственности висело над нами и над этим проектом в целом. Мы в жутких скандалах его выпускали – в ругани и нетерпимости какой-то человеческой. И это было тяжело, потому что где-то что-то не стыковалось – в видении или интуитивных размышлениях по поводу непосредственно сказки, детей, этого материала и того, что происходило на самом деле на сцене. Хотя это мое, лично Сережи Медведева, мнение. Но в тот момент, когда открыли занавес, засмеялись дети, вдруг как-то – пам! – и внеслась душа в этот проект. Мы отыграли несколько спектаклей, и все выдохнули – сказка случилась. Помогли дети. По картинке – это работает. Все, все там было, но вот этой легкости не было до детей.

– Вы считаете себя одним из ведущих актеров? Громкие режиссерские премьеры обычно не обходятся без вашего участия – те же “Трехгрошовая опера”, “Васса Железнова”…

– Боже упаси! Это у нас вон Константин Хабенский, Михаил Пореченков ведущие. Я же не считаю себя ни известным, ни тем более популярным актером. Да, иногда меня узнают на улице – я ведь десять лет играю в МХТ, и за это время кто-то меня и запомнил. Но известным и ведущим я себя не считаю. Более того, я вообще не считаю себя хорошим актером, постоянно вижу в своей работе минусы и недостатки.

– Что для вас в профессии главное?

– Главное – это постоянное движение вперед и отдача. Очень легко понять, погрузился ты в роль до конца или нет: снятся ли тебе на эту тему сны? Если не снятся, значит, тебе только кажется, что ты погрузился до конца, а на самом деле работать еще и работать. Мне вот, когда я на “Антонии и Клеопатре” Серебренникова в “Современнике” режиссером по пластике работал, постоянно снились сны, потому что затраты эмоционально были колоссальные. А отдачи – никакой. Не получилось. И зрители с прогона убегали – это обидно.

Хочется попробовать все и везде – в разных жанрах, не ограничивая себя. Актер – это всегда сомнения и вопросы, на которые нет ответа. А если на них нет ответа, значит, идут постоянный поиск, движение, развитие… И как только этот процесс останавливается – все, ты уже не актер.

А вообще интересно выйти за рамки театра. В прошлом году состоялась наша встреча с фотохудожником Дашей Ястребовой – так родился проект на “Ночи музеев”, перформанс в Бангкоке. Я – режиссер, я – актер, я – художник. Я транслирую зрителю свои мысли, разрушается граница “актер – зритель”, есть возможность глубже понять человека, заглянуть ему в глаза в прямом смысле этого слова и получить от него ответную реакцию, живой отзыв.

– То есть вы считаете, что сегодня эпатаж – это самый действенный способ воздействия на публику?

– “Эпатаж” – не совсем то слово… Картинка! Зрителю важна картинка: “цепляет – не цепляет”. Вот он садится в зале и думает о том, где машину припарковал, а потом – бац, и все! Или не “бац” – и тогда он весь спектакль так и продумает о своем.

Вот “Киже” – красивая картинка, “Конек-Горбунок” тоже… На большой сцене картинка имеет большую значимость, потому что зрителю с балкона не разглядеть мимики актера. В камерном пространстве это имеет меньшее значение, потому что актер может цеплять зрителя лично, играть “точечно”.

– А вам как актеру легче найти контакт со зрителем на большой сцене или на маленькой?

– Здесь все опять же зависит от материала. Есть спектакли, которые подразумевают некий прямой контакт со зрителями. Ну я не беру сейчас “апарты”, актерские выходы в зал и контактную работу со зрителями, как в “Трехгрошовой опере”, а непосредственно отношения “Я и Зал”. А есть спектакли, где ты просто находишься в коробочке, внутри, и ничего не учитываешь, просто играешь… Но организм все равно учитывает зал, так или иначе, и правое или левое ухо все равно слышит, кто хрюкнул, кто кашлянул – на автомате уже… Но всегда хочется получать отдачу. Нужно быть честным прежде всего с самим собой.

– К слову, вы вот вспомнили, что в нескольких спектаклях МХТ и “Современника” вы выступили как режиссер по пластике. А попробовать себя в качестве самостоятельного режиссера не думаете?

– Ни в коем случае! Вот приехал в Москву мальчик из Челябинска, который очень хотел стать актером. Он даже занимался в своем городе в какой-то театральной студии, потом приехал поступать в Школу-студию МХАТа – и поступил. А на втором курсе ему сказали, что он может быть режиссером, у него задатки есть, а он отвечает: “Хочу быть только актером!” И я до сих пор хочу быть именно актером – мне это интересно. Моя актерская судьба складывалась удачно – я начал играть со второго курса. Сначала меня позвал Олег Меньшиков в проект “Кухня”, потом случились наша встреча с Серебренниковым и “Терроризм”. Кирилла я до сих пор считаю своим учителем, гуру.

И потом… Я не понимаю, какую “отдачу” от своей работы получает режиссер. Актер – понятно. Ты выходишь на сцену и начинаешь взаимодействовать с залом, такая “энергетическая восьмерка” – ты затрачиваешься, а в ответ получаешь зрительскую отдачу. А режиссер – нет, он только затрачивается. Как можно сидеть в зале, смотреть на сцену, понимать, что надо сделать по-другому, но порой ничего не мочь сделать? Я сам себе режиссер в рамках своей роли. Я отвечаю за себя – за свою игру, за взаимопонимание с коллегами по сцене.

– Каким должен быть проект вне стен МХТ, чтобы вы с радостью на него согласились?

– Классный!!! Классный должен быть проект!

– А на что в первую очередь обращаете внимание – на партнеров, с которыми предстоит играть, на режиссера? Что приоритетно?

– Первое – стопроцентно – материал. Роль: прописана – не прописана, что она даст для твоего развития. Большая или не большая – это уже не так важно. И если мне интересен материал, то мне бы очень хотелось поучаствовать в этом проекте. Но… Почему-то не случается пока каких-то больших киноработ.

А сами в театр как зритель ходите?

– Нет! Ненавижу ходить в театр. Не то чтобы не хожу совсем – хожу, но в основном на привозные, фестивальные спектакли: мне самому как актеру интересно было бы поработать с иностранными режиссерами, чтобы понять другую ментальность, другое восприятие театра, сценической реальности. В Москве с театром все более или менее понятно, а вот ощутить разницу менталитетов для меня куда интереснее. В моей актерской копилке работа с тремя зарубежными режиссерами – Судзуки, Марсьялем, Пакьяном. Это три отдельные истории. Хотя… У нас очень любят преклоняться перед всем иностранным. Вот приехал режиссер Касторф и привез спектакль, где сцена залита кровью, мента избивают, и тому подобное… И все идут – это интересно, это ново, это современное искусство. А поставь такое какой-нибудь молодой режиссер у нас – скажут, что чернуха, и такое искусство никому не нужно.

– Критику на свои спектакли читаете?

– Критику не читаю. Иногда, когда роль мне особенно важна, могу посмотреть отзывы, но всерьез к ним не отношусь. Критики – это не зрители. Их 10 – 15 человек, которые, в сущности, не выполняют свою прямую функцию. Они существуют отдельно от театра, и иногда кажется, что они решают какие-то личные вопросы, а театральная постановка – только повод для того, чтобы высказать свое мнение по тому или иному поводу. Результат – в их статьях нет спектакля, а есть только ее (статьи) автор. Такой “междусобойчик”… Мнения друзей тоже не спрашиваю, потому что чаще всего сам вижу свои недочеты. Но если они подметят что-то, чего не заметил я, спасибо им огромное.

– А каким вы видите актера Сергея Медведева через двадцать лет?

– У меня нет ответа на этот вопрос – так же, как и на многие другие… У меня нет ответа на вопрос, какую роль я хотел бы сыграть. У меня нет ответа на вопрос, с каким режиссером я хотел бы поработать. У меня нет ответа на вопрос, в какой стране я хотел бы жить. Я вообще не уверен, что через двадцать лет Сергей Медведев будет актером – возможно, моя личность потребует чего-то другого, иной формы творческого проявления, и тогда я не буду ей в этом мешать.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;