Барочные откровения "Декабрьских вечеров"
Бах, Перселл, Телеман и плоды стихийного богословия
Соб.инф.
В Музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина в конце года по традиции проходят "Декабрьские вечера", ныне носящие имя Святослава Рихтера. Программа девятнадцатых "Вечеров" необыкновенно разнопланова и многообразна: ее (условно) можно разделить на два блока - аутентичных инсталляций и современных академических прочтений. На нынешнем фестивале много гостей, в том числе - великолепных зарубежных музыкантов, чьи выступления в Москве проходят впервые. Настоящим "барочным откровением" для публики стал концерт из произведений Фаша, Перселла, Телемана и Баха, представленный британским инструментальным ансамблем "The King's Consort" и контратенором Робином Блейзом. А сегодня в синем зале музея поет легенда аутентичного исполнительства Эмма Керкби в сопровождении лютниста Энтони Рули.
* * *
Замысел выставки "Се человек", приуроченной к "Декабрьским вечерам", - представить жизнь в искусстве "вечных" евангельских образов и прежде всего Христа в его человеческой ипостаси. Представить в сопоставлении немецкую и нидерландскую скульптуру Северного Возрождения XV - XVI вв. и народную скульптуру Пермского края, относящуюся к XVIII и XIX вв. Нидерландско-немецкая скульптура выполнена крупнейшими мастерами своего времени, знакомыми с богословскими сочинениями, и является примером высокопрофессионального "ученого" искусства. Русская народная скульптура - пример искусства "низового", фольклорного, бесписьменного. Концепция выставки проявляется и в парадоксальном сопоставлении "средневекового" искусства Руси XVIII - XIX вв. с искусством европейского Возрождения хронологически предшествующего периода - XV - XVI вв. И все же главный пафос этой выставки не в сопоставлении культурных традиций, а в отношении их к современности. Каждая эпоха, каждая культура по-своему прочитывала Евангелие, создавала свой образ Христа. Выставка "Се человек" - еще одно свидетельство вечности евангельских сюжетов, вечности главных вопросов, которые вставали перед человечеством всю двухтысячелетнюю историю развития христианской цивилизации.