Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 8 (7119) 05 - 11 марта 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Окно в Россию

"Кавказская мафия" под сибирским небом

Миф и реальность

ИРКУТСК

Виктор ДЯТЛОВ
профессор Иркутского государственного университета


Страшный и вместе с тем вполне по нынешним временам обыденный криминальный эпизод: похищена и изнасилована девочка 16 лет. Виновного удалось задержать немедленно. Но вскоре стало известно, что его должны выпустить под залог. Тогда мать девочки собственноручно смастерила из старого охотничьего ружья обрез и застрелила насильника прямо в приемной прокуратуры. Без малого год она дожидалась суда в тюрьме, а затем была приговорена к 4 годам лишения свободы.

Судебный приговор общественность области встретила воинственно - как вопиющую несправедливость, как лишнее свидетельство неспособности государства защитить "простого человека". Очевидно, мы все-таки ошибаемся, полагая, что люди очерствели и перестали остро реагировать на чужую беду. Были собраны многие тысячи подписей под обращением на имя Президента России с просьбой помиловать несчастную мать, которая "всего лишь" примерно наказала обидчика своей дочери. В адрес суда поступили десятки коллективных протестов. Единый порыв сплотил всех - мужчин и женщин, горожан и жителей сельской глубинки, восьмиклассников и 90- летних обитателей дома престарелых.

Под этим мощным натиском областной суд предпочел заменить меру наказания на условную.

Разрешившись, драма ушла в прошлое. Но остался ее след - толстые пачки писем, вырвавшихся, что называется, из самой глубины души. Бесценный материал для анализа общественной атмосферы в российской провинции.

Письма не совпадают в том, какие конкретные подробности оказались для пишущих на первом плане. Но одну деталь подметили практически все, более того: для очень многих именно она составила главный нерв трагического происшествия.

Преступление совершил азербайджанец, торговец фруктами.

Есть тексты, которые, признаюсь, до сих пор не могу заставить себя дочитать до конца - такой ненавистью дышит в них каждая строчка. В общей массе их немного. Однако и в безупречно корректных по форме письмах чаще всего звучит нескрываемое недоброжелательство к "кавказцам". Они "заполонили всю Сибирь", они "ведут себя здесь, как хозяева", они "грабят, насилуют, убивают нас".

    

Очень старая тема

Антикавказские настроения - тема не новая. Из года в год социологи, в частности, аналитики ВЦИОМа, фиксируют их растущий масштаб и потенциальную опасность. И все же везде они проявляются по-разному - в столицах не так, как в провинции, на Кубани и в Ставрополье не так, как у нас в Сибири, откуда, как говорится, хоть три года скачи, ни до каких государств не доскачешь - в том числе и до кавказских.

Ситуация в Иркутской области, последнем на востоке России регионе сплошного промышленного освоения, ставшем последнее время необычайно притягательным для экономических мигрантов, в этом смысле кажется особенно интересной.

Попытаюсь очертить общую ситуацию.

Согласно переписи 1989 г., в области проживали 4,7 тыс. азербайджанцев, 2,8 тыс. армян, по нескольку сотен, а то и десятков представителей других кавказских народов. Однако уже в ту пору статистика не давала полной картины, поскольку не учитывала приезжающих на время. А их было немало.

Со времени студенческих стройотрядов помню "шабашников" - их называли армянами, хотя входили в эти бригады не только они (так и теперь всех без разбору называют "кавказцами", нередко подразумевая под этим даже приезжих из Средней Азии). Армяне эти имели высочайшую репутацию. Безотказные, дисциплинированные и, главное, непьющие работники, умеющие к тому же, словно из-под земли, доставать дефицитные стройматериалы. Власти, по понятным причинам, смотрели на них косо, но, по не менее понятным причинам, препятствий не чинили - идеология идеологией, а строить коровники было необходимо.

Значительная, возможно, даже преобладающая часть визитеров с тех же давних пор специализировалась на торговле фруктами, овощами, цветами. О характере этого бизнеса мы судили по расслабленным, вальяжным фигурам рыночных торговцев, и мало кто догадывался, какой сложной и хорошо организованной была его невидимая часть. Между производителем и продавцом стояли постоянные, четко структурированные цепочки перекупщиков и посредников, протянувшиеся от Баку до Усть-Илима. Нередко они насчитывали по нескольку сотен человек. Каждая операция приносила по 600-800 процентов прибыли.

Когда начались реформы, кавказцы - и постоянно живущие, и наезжающие - оказались несравненно более готовыми к ним, чем коренное население. Стартовый капитал, навыки, связи, клановая солидарность, подразумевающая и помощь, и кредит, и доступ к каналам информации... Сейчас кавказцы контролируют значительную часть мелкого торгового бизнеса - прежде всего сеть уличных ларьков. Типичный пример - один хозяин, азербайджанец или армянин, владеет несколькими такими точками. Иногда их может быть 20-30. Он добывает товар, организует охрану, улаживает отношения с властями и с рэкетом. Но покупатели его не видят - они общаются с продавщицами из местных жительниц, которых он нанимает за небольшую плату.

Прочные позиции занимают кавказцы в среднем бизнесе. Излюбленные амплуа здесь - кафе, дорогие рестораны, шашлычные, казино, автосервис и торговля запчастями. В сферу крупного предпринимательства им прорываться труднее - попросту говоря, туда их не пускают. Но в самое последнее время появились признаки, что и эти барьеры просуществуют недолго.

Произошло ли при этом значительное увеличение численности выходцев с Кавказа в Восточной Сибири? Судя по всему - нет. Общины выросли, конечно, но не в разы. По-прежнему много временных мигрантов, причем, значительная их часть не просто наезжает, а по существу живет на два дома. Один там, на родине, а другой здесь - нормальный обжитой дом, с налаженным бытом, даже с хозяйкой. Знаю случай, когда кавказская жена приехала в Иркутск в гости посмотреть места, где ее супруг проводит едва ли не большую часть года, и была радушно принята местной женой. Ничего не поделаешь, жизнь есть жизнь. И все же когда органы внутренних дел стали регистрировать "граждан ближнего зарубежья" (а кавказцы, по отзывам служащих паспортных столов, относятся к этой процедуре достаточно добросовестно), оказалось, что никакого "заполонения Сибири" не происходит. В 1995 году, например, было зарегистрировано всего 1850 человек. Незаурядная активность, кипучая деловая жизнь - вот что создает впечатление, что эти люди - везде.

Не выдерживает проверки и ярко выраженная криминальная репутация кавказцев. Не только в приватных беседах, но и в официальной обстановке, например, на заседании иркутской городской Думы "засилье кавказской мафии" упоминается как непреложный факт. Однако уголовная статистика этого не подтверждает: из 12311 преступлений, совершенных в Иркутске за 9 месяцев 1996 года, на приезжих из всего "ближнего зарубежья" приходилось 37, кавказцев же среди привлеченных к ответственности было всего шестеро - трое азербайджанцев, двое армян и один грузин.

А существует ли вообще "кавказская мафия"? Хорошо информированные сотрудники МВД и другие эксперты отвечают на этот вопрос утвердительно. Имеется в виду присутствие в среде организованной преступности группировок, сложившихся на этнической основе и широко использующих родовые и клановые структуры. Правда и то, что эти группировки специализируются на чрезвычайно опасных направлениях. Они контролируют стремительно растущий наркобизнес, производство и сбыт поддельных спиртных напитков. Но все равно не они определяют криминальную ситуацию в регионе.

    

Другие - значит "чужие"

Что же питает эти мифы? Каковы истинные причины массовой нелюбви к кавказцам в нашем исконно переселенческом краю, где кого из старожилов ни копни - обнаружишь целую коллекцию кровей и даже рас?

И в письмах, о которых я уже упоминал, и в анкетах, заполняемых в ходе специальных исследований, самая распространенная характеристика кавказца - "наглый".

Нетрудно проследить, откуда берется это ощущение. Внешность, манеры, темперамент - все это делает пришельцев с Кавказа очень заметными. Они - другие, чужие. Громко разговаривают, размашисто жестикулируют, любят собираться компаниями на улице, не обращают внимания на косые взгляды. Это задевает коренных сибиряков, воспринимается ими как неуважение к себе, как вызов.

В местном менталитете есть одна примечательная особенность. При полном почти отсутствии национальной предубежденности ("был бы человек хороший") - настороженное, недоверчивое отношение к вновь прибывшим, будь они хоть десять раз русскими.

Кавказцы же не делают даже того немногого, чем новосел может смягчить сердце старожила. Они не присматриваются к местным обычаям, не пытаются перенимать общепринятую манеру поведения. Так не ведут себя люди, прибывшие, что называется, с серьезными намерениями. Скорее, это стиль перелетных птиц, никак не заинтересованных в скорейшем укоренении, адаптации.

Многие у нас, наверное, удивятся, если напомнить, что один из уважаемейших в городе людей, директор клиники, депутат Законодательного собрания, - азербайджанец. Он свой, и этим все сказано. А те - пришлые, чужеродные, "не такие".

Другая господствующая черта в собирательном образе кавказца - "богатый". Причем, наживший свое богатство неправедными путями - за счет торговли, в которой до сих пор общественное мнение видит занятие низкое, недостойное. Не работа, а антиработа, жизнь за счет других.

Так случилось, что кавказцы появились в Сибири в роли "торгового меньшинства", а это феномен классический, широко распространенный во всем мире и во все времена. Когда по каким-то причинам сфера товарного обмена в обществе остается недоразвитой, эту нишу всегда заполняют предприимчивые купцы-мигранты. И всегда они смертельно раздражают местных жителей своей расторопностью, успехами как постоянным напоминанием о неких неиспользованных возможностях. Жители Иркутска сегодня дословно воспроизводят ярлыки, которыми клеймили некогда китайцев в странах Юго-Восточной Азии, индийцев - в Тропической Африке: хитрые, пронырливые, жадные, нечестные, обманывают нас, наживаются за наш счет, пользуются тем, что нас так легко обвести вокруг пальца, ведь мы такие простые, бесхитростные, трудолюбивые...

Ситуация усугубляется еще и тем, что кавказцы - молодое торговое меньшинство. В отличие от старых - тех же китайцев или евреев, - они еще не выработали технику безопасного существования в недоброжелательной, стремящейся их вытолкнуть среде. Хорошо представляю себе, что происходит в душе у какого-нибудь азербайджанского парнишки, воспитанного в жестких рамках патриархального мира, с его устоями и уставами, когда он попадает в Иркутск. Абсолютная, опьяняющая свобода! Механизмы социального контроля, работающие здесь, ему не знакомы - потому он их просто не замечает. Не старается вписаться в местный уклад - наоборот, ему хочется выделиться, показать себя еще более преуспевающим, чем есть на самом деле. Не понимает, как опасно быть богатым чужаком, в особенности - в нашем, до сих пор эгалитарном мире...

Отношение к женщинам - еще один тестовый вопрос. Большинство мигрантов полностью соответствуют стандартному представлению о "горячих" кавказцах. Им требуется женское общество, и они идут напролом. У мужчин это вызывает ревность - рецидив патриархально-деревенского отношения к женщине как к коллективному достоянию своей группы. Комплекс чужака пробуждает эти тысячелетние, мощнейшие механизмы. Реакция женщин сложнее, противоречивее. Никак нельзя сказать, что они остаются равнодушными к мужскому обаянию пылких южан. Но при этом жалуются на их "восточное" отношение к женщине, на беспардонные домогательства - все то, что в терминах западной культуры обозначается как сексизм. "Со своими женщинами они себе такого не позволяют" - и точно, разница есть, и это особенно оскорбляет.

    

Техника социальной безопасности

Местные кавказские общины, сильно активизировавшиеся за последние годы, всячески стараются умиротворить обстановку. В их поведении заметно желание откреститься от того, что вызывает наибольшую ярость. Ведущий мотив в их риторике - "не все в нашем кругу торгаши, мы разные". Не раз бывало, что влиятельные члены общины выдворяли своего оскандалившегося земляка. Но авторитет общин недостаточно велик, чтобы контролировать ситуацию. Особенно это стало заметно после войны в Чечне, через которую прошло большинство служащих элитных подразделений МВД области. Многие из них вернулись в состоянии сильнейшего психологического стресса, который выливается в неприкрытую ненависть к "черным".

Проследить динамику общественных настроений не всегда бывает легко, но сейчас впечатление такое, что атмосфера недоброжелательства, а то и вражды вокруг кавказцев сгущается. Глухое раздражение то и дело выплескивается наружу. Уже несколько лет в День десантника рынки закрываются "на санитарный день".

Постепенно "кавказский вопрос" становится фактором местной политики. Он, собственно, и был им всегда, но использовался главным образом на национально-патриотическом фланге. Теперь же к этому оружию начинают прибегать политики, придерживающиеся иной ориентации и не в пример более мощные. Это наглядно показали прошлогодние губернаторские выборы. Один из лидеров генеральный директор треста "Востсибуголь" И.Щадов обещал в случае победы вести беспощадную борьбу с "рэкетирами и бандитами, в основном лицами кавказской национальности, объединенными в хорошо организованные группировки". Звучал этот мотив и в предвыборной программе будущего победителя, мэра Иркутска Б.Говорина: "Я намерен восстановить порядок на рынках... Рынки - не для мафии, а для тружеников села". А уходящий губернатор Ю.Ножиков, поддерживавший Говорина и старавшийся скомпрометировать его опасного соперника, обвинил последнего ни в чем ином, а именно в порочащих связях с "главарем большой кавказской группировки..." Да и трудно ожидать от современных политиков иного поведения, когда настрой избирателей выражен так явно и недвусмысленно.

Как относятся к ситуации сами кавказцы - это отдельная, чрезвычайно сложная тема. Сейчас хочу лишь отметить, что диаспора действительно неоднородна и над всеми различиями (возраст, образование, род занятий) доминирует разделение на постоянных жителей ("осибирячившихся", вросших в местную среду и дорожащих своим местом в ней) и гастролеров, для которых Иркутск - всего лишь временная стоянка на жизненном пути, интересная лишь тем, что позволяет решать какие-то свои проблемы.

Если судить по мировому опыту существования "торговых меньшинств", то все они проходят длинный этап постепенного укоренения, пока не становятся органической частью местной социальной структуры. Вопрос лишь в том, какой из двух процессов развивается быстрее - адаптация или нагнетание напряженности, конфликта, способного в ответ на любой, даже внешний толчок разразиться настоящей бурей.

Также в рубрике:

ИРКУТСК

КАЛУГА

НИЖНИЙ НОВГОРОД

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;