Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 8 (7119) 05 - 11 марта 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияРублем таланта не создашьНо загубить рублем талант очень просто С МЕЦЕНАТСТВОМЗаписала Наталия КОЛЕСОВА Меценатство возвращается в нашу театральную жизнь вместе с осознанием того, что театр не может быть предприятием прибыльным. Театр - это роскошь, которую позволяют себе общество и государство, гарантия того, что не все безнадежно. Как обстоит дело с государственной и меценатской поддержкой театрального искусства, на каких условиях она осуществляется? Об этом шла речь на "круглом столе", в котором участвовали: Андрей Порватов, заместитель председателя комитета по культуре правительства Москвы, Геннадий Дадамян, профессор Российской академии театрального искусства, Эдуард Бояков, генеральный директор ассоциации "Золотая маска", Ольга Лопухова, директор программы "Культура и искусство" Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Елена Левшина, профессор Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Г.Дадамян. Влас Дорошевич, замечательный русский фельетонист, говорил, что "в царской России поощряются художники, но не поощряется искусство". Сегодня государство выбрало по отношению к театру позицию Понтия Пилата. Само не убивает, но умывает руки, наблюдая, как происходит медленное умирание. У нас нет творческих семинаров, стажировок, систем повышения квалификации, гастролей: среднее число гастрольных спектаклей меньше восьми в год. Нет продуманной государственной культурной политики. О.Лопухова. Важны предпочтения государства в его поддержке театрального искусства. Средства худо-бедно выделяются, и ни один театр за последние десять лет не закрылся. Другое дело, что для государства является приоритетным - постоянная поддержка конкретного театра, финансирование того или иного фестиваля, определенной постановки. В странах, где развиты спонсорские традиции, о театре заботятся спонсоры. Но исключительно на средства частного капитала такое серьезное дело, как театральное, в нашей стране существовать не может. Фонд Сороса вскоре объявит мегапроект, направленный на поддержку организаций культуры и менеджмента в области культуры. Но он рассчитан на три года. При стабильном развитии экономики государство должно вернуться к стабильной системе государственного финансирования искусства. Е.Левшина. В советские времена сформировалось убеждение, что творчество не зависит от денег. Но еще сто лет назад Василий Погожин, один из видных деятелей Дирекции императорских театров, сказал: "Рублем таланта не создашь, но загубить рублем талант очень просто". Если государство поймет, за что оно должно платить, оно будет платить. От государственного чиновника требуется понять не систему приоритетов внутри художественной культуры, а собственно ее роль. При наличии системы распределения средств на культуру, когда формируется театральное пространство страны, когда при помощи экспертов роль каждого театра, проекта или студии становится понятной в структуре регионов и городов, его задача упрощается. Все эти годы финансировали не культуру, а деятельность отдельных представителей художественной интеллигенции. Самый действенный механизм в борьбе за получение средств - привлечение крупных художественных фигур. Этот механизм не может доминировать вечно. Мы должны прийти к тому, чтобы поддерживалась культура, а не имена, при всем к ним уважении. Свобода творчества определяется множественностью источников финансирования. Вопрос о распределении средств может зависеть от приоритетов: защиты интересов зрителя или творца. Поэтому и важны разные источники, такие, как фонды, фаундрейзинг, спонсорство, меценатство. Возникает сопричастность общества к искусству, меняется отношение к художественной жизни. А.Порватов. Мы рассматриваем предложения театров по конкретным постановкам. Московским театрам гарантировано две премьеры в год. Но если театр находит спонсоров, то ставит и семь. Стараемся наладить деятельность экспертного совета, оценивающего работу театров с точки зрения художественной ценности. В него войдут театральные деятели, предприниматели, организаторы театрального дела и критики. В прошлом году комитет профинансировал 140 спектаклей, причем каждый театр посвятил премьеру юбилею Москвы. Потрачено было около 30 миллиардов рублей. Спектакли стоят по-разному - от 70 тысяч до 1,5 миллиона рублей. Э.Бояков. У нас сложилась порочная практика: мы отказываемся от пропаганды новых форм поддержки искусства. Бюджет театра на рекламу, к примеру, несопоставим с бюджетом любой корпорации. Телевидение соглашается подробно освещать фестиваль, но ставит условие: ни слова о спонсорах. Мы проигрываем, потому что не можем поддержать институт спонсорства. В этом году спонсоры дадут деньги на "Золотую маску", в следующем - на проведение хоккейного чемпионата. Потому что никто не запретит поместить название компании-спонсора на бортах ледовой площадки. А мы не можем повесить на артиста логотип фирмы или украсить им портал театра. Если же я, как директор театра, захочу разместить на уличных билбордах рекламу премьеры, то с меня возьмут столько же, сколько за рекламу шампуня или лимонада. Необходимы долгосрочная государственная программа пропаганды театрального искусства и инвестиции в эту программу. Перестроечный призыв "Больше гласности!" не потерял банальной актуальности и сегодня. Получить информацию о том, как государство и муниципалитет распределяют средства между театрами, из доступных источников - газет и официальных пресс-релизов - невозможно. Необходимость такой информации очевидна. Мы обнаружили бы много интересного при ее анализе, соотнося художественные достижения и финансовые показатели. Вообще механизм взаимодействия театра и денег должен быть определен государством. Е.Левшина. Хорошо бы прийти к системе, в соответствии с которой законодательная база формировала бы равные стартовые условия для всех театров независимо от форм собственности и учредителей: по налоговым льготам, по возможности подать заявки на гранты, по взаимодействию со спонсорами. И комитет по культуре может определить приоритеты - борьба за зрителя, поддержка лабораторного творчества или участие в международных фестивалях. Г.Дадамян. Государство не способно вытянуть весь айсберг финансовых проблем государственных и муниципальных театров. Значит, оно должно создать условия для спонсоров. Хочу развеять очень популярный миф. Считается, что на Западе существует льготная система налогообложения для меценатов и спонсоров. На самом деле мы выдаем желаемое за действительное. Нет ее ни в Швейцарии, ни в Америке. Но тем не менее становой хребет финансирования культуры там - это частные вклады. И в царской России никогда не было. Было иное - главным меценатом и благотворителем в России был царь! Власть поощряла благотворительность. И это была великая патриотическая идея. Современные спонсоры получают только финансовую отдачу. До тех пор, пока не будет создано мотивационное поле, может идти речь только о разовых проектах - премьерах, фестивалях, гастролях. Также в рубрике:
|