Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 8 (7119) 05 - 11 марта 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Нелегальный монумент

Одна из самых привлекательных и значительных примет Твери - памятник Пушкину скульптора Олега Комова

Алексей ПЬЯНОВ


Бронзовый поэт, небрежно опершийся о чугунную решетку дворцового парка на берегу Волги, описан и воспет многократно - и прозой, и стихами. И, кажется, едва ли можно добавить к уже известному что-либо существенное.

Однако у меня такой повод есть. И, думаю, не пустяшный, ибо касается он самой истории создания этого монумента в городе, где к тому времени один памятник поэту уже был. И не чей-то там, а знаменитый - белашовский. И стоял он не где-нибудь на задворках, а в самом центре. Тот самый бюст, что стал хрестоматийным примером психологического и вместе с тем монументального скульптурного портрета. Белашова подарила его с условием, что стоять он будет не в музее, а именно на площади.

Согласитесь, что воздвижение второго монумента, пусть и самому Пушкину, при неснесении или неразрушении первого - дело чрезвычайно трудное, имеющее не так уж и много аналогов даже в столицах наших, которые и площадями побогаче, чем провинциальная Тверь, да и с высоким начальством там проще договориться - оно под боком и стольному граду в лишней "фигурке" не откажет.

Словом, прекрасный, может быть, один из самых лучших (по моему мнению) памятников Александру Сергеевичу, что стоит, "опершись задом о гранит" на "гордых волжских берегах", был поставлен, теперь уже можно честно сказать, - нелегально!

Но обо всем по порядку.

В самом начале 70-х годов в Калининской области стараниями местных властей рождался увлекательнейший литературно- исторический маршрут - "Пушкинское кольцо Верхневолжья". В местах, которые любил посещать поэт, навещая своих друзей и знакомцев в Тверской губернии, в заповедных уголках, сохранивших дворянские усадьбы Вульфов, Львовых, Полторацких, Олениных, пруды, парки и иные приметы "милой старины", - в Бернове, Торжке, Малинниках, Павловском, Старице, Глинкине, Курово-Покровском создавались - буквально из ничего, одной только силой любви нашей к Пушкину - музеи столичного уровня, чинились дороги, обустраивались окрестности градов и сел, в коих звучала некогда волшебная лира.

Не прошло и двух лет, как изумленному взору людей, хлынувших по маршрутам "Кольца", открылись такие красоты и прелести русской природы и русской архитектуры, что было удивительно и даже подозрительно: а не нарочно ли они, то есть тверяки, скрывали все это?

Потом стали ставить памятники Пушкину - в Торжке, Бернове, Твери. Вот тогда и подарила Белашова областному городу одну из своих работ.

В сущности, как я уже сказал, это был не памятник. Прекрасный бюст, украсивший бы собою любую галерею или музей, торчал на столбчатом постаменте, словно на колу, вызывая не самые приятные ассоциации у горожан.

Было решено заказать памятник - настоящий, монументальный - Олегу Константиновичу Комову, чей Пушкин в молдавском селе Долна считался классикой жанра. Тем более что Олег в Твери бывал, соблазну подвергался и однажды даже за дружеским столом набросал в блокноте миниатюрную фигурку поэта.

Это и стало отправной точкой авантюры.

- Будем делать! - сказали в обкоме. - Именно такой памятник, как нарисовал Комов.

Но легко сказать "будем"; всего год или два назад вышло постановление ЦК и Совмина, строго запрещающее сооружать всякие монументы без специального решения правительства. Решили, так сказать, упорядочить и запретили практически все. Ну что-то вроде известного постановления об излишествах в архитектуре, когда идеалом социскусства стала в итоге барачная пятиэтажка, где даже балконы считались излишеством.

Вот тут и началась тверская пушкинская "нелегалка". Внимательно изучив грозное постановление, мои хитроумные земляки нашли, что на парковые скульптуры запрет не распространяется, и в одну ночь убрали из сквера гипсовый бюст Пушкина. Вслед за этим было сочинено письмо в Министерство культуры. Слезница сия гласила, что в городе Калинине, который так любил Пушкин, когда он, город, еще именовался Тверью, до неприличия обветшал один- единственный гипсовый бюст в центральном сквере и восстанавливать его, бюст, нет никакого резона. Дешевле сделать новую парковую скульптуру, что и просим нижайше разрешить.

Чиновник, которому попало в руки это лукавое послание, в Калинине никогда не бывал, бюста пушкинского, естественно, не видел и замену оного произвести разрешил.

Но все равно из этой хитрой затеи ничего бы не вышло, если бы не Олег и Нина Комовы. На памятник нужны были большие деньги, а их в городе не имелось. Тогда скульптор и архитектор (жена Олега Константиновича) сказали: сделаем бесплатно. Уж коль нелегальный, то пусть еще будет и бесплатный.

Когда макет был готов, мне мои обкомовские начальники велели ехать в Москву и вместе с Комовым (мы к тому времени уже по-настоящему подружились с ним - нелегалка сближает), идти в Министерство культуры РСФСР и просить бронзу для отливки "парковой скульптуры". Тогда "бронза художественная", как и мрамор, были строго лимитированы, и ведал ими в министерстве некто Калашнев, человек славный сам по себе, да еще и поклонник Олега.

Принял он нас радушно, чему способствовал и уважительный звонок из обкома. И состоялся у нас такой примерно разговор:

Калашнев. По-моему, получился Александр Сергеевич. А, Олег?

У меня оборвалось сердце: значит, он был в мастерской, все видел и раскусил наш "орешек".

Комов. Да вроде бы ничего...

Калашнев (мне). Ну и где думаете ставить памятник?

Я. Парковую скульптуру.

Калашнев. Да, конечно, парковую...

Я. В парке, естественно, у Волги.

Калашнев (Комову). Какого же она будет размера?

Комов (нелепо жестикулируя). Вот такого примерно...

Калашнев. Точнее, Олег! Не темни.

Комов. Точнее сейчас трудно сказать. Ну вот такая, по-моему.

Калашнев. С тебя, что ли?

Комов (улыбаясь в бороду). Да нет. Пожалуй, с Алексея Степановича.

Калашнев. Сколько же бронзы надо на вашу парковую?

Комов. Ну, я думаю, тонны...

Калашнев (вскакивая с кресла). Тонны?!

Беседа наша продолжалась еще минут десять, и бумага на необходимое количество бронзы для Мытищинского завода, где должны были отливать памятник, украсилась соответствующей подписью.

Все он тогда уже знал, конечно, этот многоопытный чиновник. Но, опять-таки, во-первых, ему нравилось сделанное Олегом, а, во-вторых - сам Олег. Спасибо тебе, добрый человек! Мог бы спокойно "парковую скульптуру" зарубить, хоть и дружил с Комовым: для многих тогда ЦК было выше дружбы. Но, слава Богу, не для всех.

Пушкина у Волги поставили так тихо, а главное, так быстро, что донос на самоуправство местных властей, "снесших в сквере любимый народом памятник гению русской поэзии" (цитирую), отправленный кем-то в ЦК, опоздал, и торжественное открытие монумента состоялось в день 175- летия со дня рождения поэта. И Центральное телевидение показало это действо на всю страну к радости и ужасу инициаторов, ибо никакого открытия памятника в программе торжеств, утвержденной наверху, не значилось.

И вскоре наступила развязка.

В один из солнечных дней осени, которую так любил Пушкин, в обком партии позвонили из Москвы и сказали, что завтра приедет зав. сектором изобразительных искусств ЦК КПСС Анатолий Введенский - поглядеть, что это за "парковую скульптуру" и по какому праву установили калининцы.

По приезде московского начальства, сказавшего грозно: "Ну показывайте, где это?", - словно имелся в виду не памятник, а тайно зарытый труп, стайка нашкодивших "пушкинистов" и примкнувший к ним Комов отправились к месту преступления.

И опять повезло на "чиновника из Петербурга": ревизор оказался человеком, знающим и любящим искусство.

Поглядев на памятник, Анатолий Анатольевич сказал:

- По закону надо бы демонтировать, а инициаторов строго наказать: постановление ЦК для всех писано. Но, во-первых, хорошему человеку дань отдали. Во-вторых, хорошая вещь получилась. В-третьих, хорошо поставили. Так что поздравляю. Пока... Попробуем пробить.

И пробили! Нелегальный Пушкин вскоре получил официальный статус памятника, был зарегистрирован и обзавелся паспортом.

Чего это стоило - не знаю. Я в этом необычном деле был не более, чем связным между "заказчиком" и "подрядчиком", что в итоге подарило прекрасный памятник Твери, а мне лично - многолетнюю дружбу с прекрасным человеком и художником, который оставил глубокий и прочный след на нашей грешной земле и в людских сердцах.

Вот такая история случилась в древнем граде Твери во времена застоя. Она еще раз подтвердила, что с Пушкиным все возможно.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;