Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 8 (7119) 05 - 11 марта 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Дом радиоПолгода после УказаКак живется радиостанциям - "хозяевам" "трех кнопок" российской радиотрансляционной сети Ольга СОЛОДОВА Немалые словесные и финансовые баталии были развернуты в августе 1997 года, когда на свет появился Указ Президента России, согласно которому "первая кнопка" российского радио, наконец, полностью досталась "Радио России", "вторая" - новообразованию "Маяк" - "Юность", а "третья" предоставлена региональным радиостанциям. В столице ее заняла компания "Говорит Москва". Реорганизация настигает российское государственное вещание за последние восемь лет не впервые. В 1991 году преобразовали Гостелерадио СССР. Его преемник телерадиокомпания "Останкино" свое существование прекратила согласно указу 1995 года - Президент образовал пять самостоятельных радиостанций. Прошлым летом с государственной дистанции исчезло "Радио 1". С тех пор прошло полгода. Выжили все станции, упомянутые в президентском документе. Через тернии к звездамСоставная часть корпорации ВГТРК - "Радио России", радостно отметившее в декабре 1997 года свое семилетие, согласно августовскому указу окончательно стало главным радиоголосом страны. После чего "РР" сказало себе, что конкурентов у него в целом быть не может: широкая корреспондентская сеть по стране плюс стрингеры (информаторы), ленты мировых информационных агентств, трансляции опер из Большого театра и Метрополитен-опера, создание художественных программ. Правда, в сфере информации большинство слушателей по старинке ориентируется на "Маяк", по части классической музыки нет равных "Орфею", с детским вещанием - напряженка, художественное в последнее время не радует новой продукцией. Да и журналистов-"производителей" такого рода программ поубавилось - на 60 человек, а с нового года приоритеты стали проступать более явно - идет реорганизация института менеджеров, которые формируют информационную и музыкальную политику. Но зато "Радио России" собирает в себе все направления, оно - универсально! Причиной же перемен стало желание изменить контингент слушателей. "В погоне за массовостью мы стали упускать социально-активную аудиторию", - говорит директор программ "РР" Владимир Абакумов. А потому "надо излечить его от болезни любого государственного радио, которое немножко неповоротливо, немножко оторвано от жизни". Вопрос в том только, сохранится ли при таком подходе "комплексность", необходимая для серьезного радио, - разработка информационной линии и производство фондовых записей. Основные же заботы "Радио России" связаны не с производственной, а с технической стороной существования. По словам Абакумова, по сей день игнорируется основной смысл указа - чтобы "РР" в регионах никто не "перекрывал". Даже в столице коммерческая радиостанция "Москва" занимает часть времени на "первой кнопке", а уж в регионах (где, кстати, кроме этой "первой", частенько других просто нет, а кое-где никогда и не было) местные компании сами выбирают и временной интервал, когда им хочется выйти на свою аудиторию, и количество проведенных в эфире часов. Сейчас все это носит стихийный характер, но "Радио России" в принципе готово собрать председателей региональных телерадиокомпаний и выработать определенные условия сосуществования в эфире. Скажем, не перекрывать выпуски новостей в начале каждого часа. Другой головной болью "РР" являются спутники, ретрансляторы и прочая аппаратура для передачи радиосигнала, которые, как известно, принадлежат Министерству связи России. УКВ-передатчики, которые хоть и дают лучшую слышимость и стереозвук, но чьи волны "ловятся" не всеми современными радиоприемниками западного производства, главное радио страны не удовлетворяют. Главная забота - получить хотя бы в крупнейших регионах передатчики других волн, позволяющих "охватывать" территорию от Москвы до Урала. Союз нерушимыйВсе возвращается на круги своя. Две части бывшего Всесоюзного радио - "Маяк" и "Юность" - снова слиты воедино - в радиокомпанию "Маяк". Сам "Маяк" даже возвращается из Останкино, куда переехал в 1980 году, в родной дом на Пятницкой. "Юности-Молодежному каналу" с преобразованиями, возможно, удастся вернуть своего слушателя, по большей части изменившего ей за годы демократических преобразований с коммерческими радиостанциями, которые на 99 процентов ориентированы на молодежь и более настойчивы. Вопрос о сохранении самого названия "Юность" пока не решен, но традиции терять никому не хочется. "Соединение двух общероссийских каналов в одну компанию", - говорит генеральный директор радиокомпании "Маяк" Евгений Павлов, - на практике означает, что в эфире по- прежнему будут существовать два канала - информационный и молодежный, но в рамках единой политики компании". Информационный канал "Маяк" принимает на себя обеспечение "оперативной, актуальной и достоверной" информацией. Формат молодежного канала "Юность" позволяет вести прямой диалог со слушателем, выпускать передачи-размышления, проводить встречи с людьми, с которых можно "делать" жизнь. У каждого канала свои частоты, плюс у информационного - та самая "вторая кнопка" трансляционной сети, на которую предполагается выводить и пятиминутные компиляции из получасовок молодежного канала, и "Полевую почту "Юности", которая вписывается в стилистику "Маяка" и актуальна - радиоволны нередко являются единственной связью между солдатом и близкими. Однако благими намерениями известно куда дорога выложена. 24-часовое информационно-аналитическое вещание "Маяка" вбирает в себя и новости каждые полчаса, и отслеживание конкретных событий, их развитие, версии, комментарии. Такая постановка вопроса требует широкой корреспондентской сети по России и за рубежом, многочисленных командировок, корреспондентов во всех ключевых российских ведомствах. Но - информационное поле суживается из-за недостаточного бюджетного финансирования и, как следствие, отсутствия командировок и ликвидации заграничных, да и российских корпунктов. Пока есть договоренность с ИТАР - ТАСС о работе его региональных корреспондентов и на "Маяк". С заграницей сложнее. Где-то представительства закрываются, где-то поддерживаются за счет средств от рекламы. Сами корреспонденты в лучшем случае уходят на НТВ или "Эхо Москвы", где нет проблем с денежным довольствием, в худшем - переквалифицируются в ди-джеев. Вообще Евгений Павлов считает, что сейчас еще слишком рано решать, могут государственные средства связи заниматься рекламой или нет. Пока только она помогает поддерживать работоспособность радиостанций и вести производство. Это при том, что радиопередатчики на страны СНГ все равно оплачивать не из чего. А по России ретрансляторы, да и "вторую кнопку" активно используют местные радиостанции. Причем нередко вполне законно. Хозяин "третьей кнопки"Московский хозяин "третьей кнопки" радиотрансляционной сети расположился на 8-м этаже радиокомплекса на Пятницкой рядом с монтажными студиями. Возникнув под непосредственным патронатом неутомимого мэра столицы и приобретя соучредителя в лице московского правительства, радиостанция "Говорит Москва" первый раз в эфир вошла, как в первый класс, - 1 сентября. И тут же заполнила его до краев всем, чем только можно. С одной стороны, это ежедневные разговоры со столичными префектами и супрефектами, федеральными министрами и прочими чиновниками различных уровней. С другой - "Говорит Москва" собрала соцветие известных имен - Виктор Балашов, Жанна Бичевская, Евгений Весник, Валентина Леонтьева - и выпускает их в эфир ежедневно. Итак, ставка сделана на любовь москвичей поговорить, пообщаться - на то, что сейчас называется красивым словом "интерактивность". Возрастной состав слушателей при этом вполне очевиден. Как утверждает директор программ московской радиостанции Дмитрий Сальцев, до их появления никто на радиорынке не мог предоставить слушателю всеобъемлющую именно московскую информацию, и "Говорит Москва" восполнила этот пробел - "Москва и москвичи" на первом канале с этим не справлялась. Хотя заявление о "совершенно новой команде", которая работает на радиостанции, не вполне верно - большинство из них уже пробовало свои силы и на Всесоюзном радио, и позже на других радиостанциях. Пока "Говорит Москва" пытается не столько четко выстроить свою линию, сколько не оставить свободной ни одной минутки эфирного времени: утром - "сквозные ведущие типа ди-джеев" ведут передачи с "прикладной" информацией, вечером все успокаиваются под "Кантри-блюз-джаз" и гуляют по Москве с Ольгой Павловой. В перерывах встреч с политиками - "репортажные выходы" на столичные происшествия. Для более серьезных и постановочных работ "пока нет денег". Возможность же всех приглашать в прямой эфир гораздо менее затратна и потому используется более чем на 100 процентов. А найти деньги, помимо выделенных московским правительством, сложно - "Говорит Москва" пока не вещает ни на длинных, ни на коротких волнах. Это обстоятельство потенциальных рекламодателей совершенно не устраивает. Хотя, вероятно, даже при почти полном отсутствии в столице свободных ДВ-частот, для "ГМ" в ближайшем будущем что-то найдется. На коммерческой стезе"Радио 1" перемене участи отчаянно сопротивлялось. Количество инстанций и организаций, среди которых была и газета "Культура", получивших в течение осени 1997 года "письма протеста", точному учету не поддается. Попытка отстоять государственный статус и "третью кнопку", на которой до указа вещало "Р1", не удалась. Однако сеть ретрансляционных передатчиков не отдали ни тогда, ни теперь - благодаря председателю Федеральной службы по телевидению и радиовещанию Валентину Лазуткину и его заместителю Анатолию Тупикину лицензию на вещание "Радио 1" получило. Поименно всех помощников генеральный продюсер "Р1" Диана Берлин обещает назвать на официальной весенней презентации радиостанции в новом качестве - теперь это открытое акционерное общество "Радио 1 Культура". Учредитель - общество "Московит". В сущности, принципиальные новшества на "Р1" этим и ограничились. Радиостанцию можно включить в любое время и по-прежнему - "Театр у микрофона", "Встреча с песней", "Вечера на улице Качалова", возобновленные "В рабочий полдень", "Радионяня", "КОАПП", "В стране литературных героев", "Клуб знаменитых капитанов", "С добрым утром" - повторы. Опять же - старые записи спектаклей и литературных сериалов. Отрада для ностальгирующих моряков, эмигрантов, малооплачиваемых интеллигентов и детей. Правда, несмотря на то, что "Р1" своей технической базой очень гордится - "вещаем на Израиль", в столице России его слышно с трудом. Диана Берлин говорит, что "ретрансляционная сеть дорогая", "платим теперь за все сами", "живем очень экономно", "надо встать на ноги". При этом у "Р1" - корреспонденты во всех ночных клубах и дискотеках, вместо "дорогого" фестиваля радиоспектаклей готовится грандиозный радиофестиваль эстрадных исполнителей бывшего СССР с такими денежными премиями, "что за них уже надо бороться". Впрочем, генпродюсер считать деньги умеет - созданное при ее участии коммерческое "Авторадио" удачно удовлетворяет информационные потребности автомобилистов - и проблемой привлечения молодежи озабочена. Все новое на "Радио 1" связано именно с этими заботами. "Радиосваха" - фото претендента в "Комсомольской правде", 50-минутный разговор в прямом эфире, очередь в тысячу человек. "Давайте успокоимся" - выпускник Школы-студии МХАТа Алексей Михайлов с красивым голосом - откликается на полуночные звонки не добредших до дискотеки, плюс спокойная музыка. Все это - с помощью "суперпрофессионального" коллектива, правда, существенно уменьшившегося после всех преобразований. Также в рубрике:
|