Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 8 (7119) 05 - 11 марта 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

ОЛЕГ ЯНКОВСКИЙ: "Улыбайтесь, господа, улыбайтесь"

Беседу вела Наталия ЮНГВАЛЬД-ХИЛЬКЕВИЧ


Герой Янковского нес мощный социальный заряд, отражал духовные интересы целого поколения зрителей. Сейчас мы стоим на сломе веков, когда важно не упустить, не разбазарить достижений и двигаться дальше. Об этом - наш разговор с Олегом Янковским, с которым мы встретились в гостинице "Юность".

    

- Почему вы здесь, на сцене гостиницы "Юность"?

- Мы только что закончили репетицию антрепризного спектакля с Александром Абдуловым. Сцена эта принадлежит на паритетных началах "Ленкому" и гостинице "Юность" и называется "Юнком". И хотя зал еще не сделан, репетировать здесь замечательно. У меня есть свой любимый театр "Ленком", и тем не менее, при всей любви к его стилистике, я здесь, потому что есть необходимость поиска. Пока жизнь только беременеет новыми идеями, ярких побед, увы, сегодня нет. Это сродни биологическому ощущению женщины, желающей рождения новой жизни, которая ждет, прислушиваясь к себе. Наступает время антрепризы. Все мы сейчас в той или иной мере оказались в ситуации недореализованности собственных возможностей.

    

- А что за спектакль вы репетируете уже несколько месяцев?

- Ставит его режиссер Петр Штейн. Мы нашли достаточно сложную пьесу на двоих современного французского автора Эрика Эммануэля Шмита. Два года назад она была бестселлером на парижской сцене, играл в ней Ален Делон. Репетируем мы действительно давно, но пока не поймем: вот оно! - на зрителя не выйдем.

    

- Вы рано взошли на Олимп, и все эти годы ваше актерское имя было одним из самых звездных. Как вы себя ощущаете сегодня? Какие мысли вас мучают?

- Начинается переоценка ценностей. Думаю и о возрасте. Период романтизма закончился. Но главные мысли кружатся вокруг профессии. Долгие годы я неизменно был востребован. Встречался, работал с удивительными людьми. С Тарковским, например, которого уже нет. Всего за год удалось сделать "Полеты во сне и наяву" и "Влюблен по собственному желанию". Такого плодотворного периода уже не дождешься. Нет таких сценариев. Нет такого мощного кинопроизводства. Роли, которые я делал, отражали интересы целого поколения. Это был один и тот же герой: герой моего времени. Мне судьба щедро подбрасывала подобный материал. Я исповедовался через роли. Сильнее это было сделано или слабее, но я воплощал идеи и мысли, близкие целому поколению.

И я испил дорогой напиток, с таким замечательным послевкусием, что тот суррогат, который предлагают сегодня, меня, конечно, устраивать не может. Грустно это, конечно. Но, наверное, и закономерно.

Не забуду никогда, как Юрий Любимов делился своими размышлениями, почему он ушел со сцены. Ему было уже за сорок. Играл он одну из ролей, кажется, в спектакле "Антоний и Клеопатра". В шлеме ему нужно было опуститься на колено. Он как-то неловко повернулся, ударился головой о меч или о щит, но, будучи профессионалом, все же оказался в нужной мизансцене. Встать было нельзя. И вот, пока Ульянов говорил свой монолог, Любимов стоял на коленях и думал: "Чем я занимаюсь? Мне столько лет. Почему я здесь, на коленях, в этом шлеме из папье-маше?!" И после этого ушел в режиссуру. Не скрою, дискомфорт я ощущаю. Те чувства, что испытывал когда-то Юрий Любимов, сегодня гложут и меня. Безусловно, в таком бурном времени, в котором мы живем, такому хрупкому делу, которому я служу, - сегодня тяжело.

Так сложилось, что за последние годы, пережив разные политические, социальные, бытовые, экономические катаклизмы, творческая сторона нашего бытия ушла как-то в сторону.

    

- А вы не пробовали уйти со сцены? Заняться бизнесом, например, как многие ваши коллеги?

- Бизнес - это не мое. Те, кто сегодня преуспевает в бизнесе из моих коллег, не смогли реализоваться на сцене и в кино. Так что тут все компенсировано. Наверное, определенная расположенность организма нужна, чтобы драматическим ремеслом заниматься. Чувствуют все, а вот умение перенести эти чувства через нервную систему, через энергетику, через глаза тоже не каждому дано. Я стучу по дереву, понимая, что вроде интерес ко мне не пропал. Актеров время перемалывает, и многих забывают. Я пока на плаву держусь. Но, увы, сейчас царит мелкотемье. Кино снимается, но Кино с большой буквы - нет. Хотя я думаю, что такая индустрия, как кинематограф, в результате окажется востребованной. Нефть поделят и сразу займутся кино. Во всем мире оно приносит доход.

Сейчас я занят в проекте Сергея Соловьева, который созревал лет десять. Любовный треугольник: Тургенев, Полина Виардо и ее муж. Рабочее название фильма - "Тургенев. Метафизика любви". Я там работаю вместе с сыном Филиппом Янковским. Виардо играет Татьяна Друбич, Альберт Филозов - ее мужа. Год назад и думать нельзя было, что можно поднять такую картину. Так что в кино какие-то важные процессы происходят.

    

- Ваш герой нес социальный заряд. Сегодня многим непонятно, а герой ли он вообще?

- А Мюнхгаузен, по-вашему, который улыбается, поднимаясь по лестнице, говоря следующую фразу: улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Зная наверняка, что сейчас погибнет, - не герой? Именно такой героизм мне интересен. Не героизм Шварценеггера или Сильвестра Сталлоне, а героизм романтический. Когда я играл Мюнхгаузена, я знал, к кому обращаюсь. К людям, которые меня поймут, и я помогу им в конце концов. "Улыбайтесь, господа, улыбайтесь. Серьезное лицо - это еще не признак ума, самые большие глупости на земле делаются именно с этим выражением лица", - я говорил это в камеру, и меня слышали. Только в эмоциональном наполнении ролей я вижу смысл своей профессии и ее героическую сущность. Помните "Полеты во сне и наяву" - когда бежит с факелом взрослый человек, когда мой герой зарывается в сено и застывает в эмбриональном положении? От безысходности, от пустоты. Это было отражением душевного состояния большого числа интеллигентных людей. Умных, образованных, но неприкаянных, растрачивающих себя попусту. Рефлексия. Есть такое определение: лишний человек.

    

- Теперь появилась новая актерская генерация, называемая "секс-символами": Певцов, Машков... Как вы к этому относитесь?

- Замечательно отношусь. Пусть таких будет как можно больше. Когда мы стартовали, нас было намного больше. Многих уже нет, к сожалению, многие сошли с дистанции. Были огромные возможности, чтобы состояться. Был и театральный бум, и в кино множество открытий. И в Петербурге, и в Москве, и в Грузии, и в Прибалтике. Мы все были перемешаны. Это был наваристый обмен культур. Бульон, извините за столь кулинарный образ, в котором мы варились, взаимообогащал нас. Сегодня молодым тяжелее. Что же касается формулировок... Раньше "секс-символами" не называли, но ведь в Тихонова было влюблено полстраны, особенно после "Семнадцати мгновений весны".

Если судить по большому счету, ведь мое поколение было не таким, как актерское поколение середины века, скажем. Мы-то "поплоше, помельче". Да?..

    

- Шутите?

- Да нет. Наверное, и в литературе так, и в науке... Но страшиться тут не надо. Зато появятся серьезные имена в бизнесе. Это ведь тоже искусство. Но я думаю, что все упорядочится, еще два-три года, и...

    

- ... начнется Ренессанс?

- Именно. Вспомните начало XIX века, когда все созрело, набухло и лопнуло. Заиграло красками. Я жду начала XXI века. Потому что XX век устал, устало человечество. Потому и происходят всякие катаклизмы, войны, трагедии, перевороты. А начало века должно дать подзарядку, прояснить все.

    

- Сегодня надо выживать. Многие ваши коллеги снимаются в рекламе. Вас не приглашают?

- Передо мной лежит телефон, по которому я должен позвонить. Предлагают большие деньги. За рекламу автомобиля "вольво". Но я найду в себе мужество отказаться. Как говорила Раневская: "Деньги проешь, а стыд останется".

    

- "Вольво" - известная компания, чего стыдиться? Это ведь не реклама противозачаточных средств.

- Дело даже не в стыде. Есть в этом какое-то разрушение, разрушение иллюзии, определенного актерского образа. Я не осуждаю актеров, которые снимаются в рекламе. Но моя жизнь сложилась иначе. Я не могу.

    

- Это романтический подход.

- А вы хотели бы видеть в рекламе академика Лихачева, например? Я ни в коей мере не сравниваю себя с ним, но он один из духовных ориентиров. Или Булата Окуджаву, или Иннокентия Смоктуновского? Наверное, вам было грустно видеть и Юрия Никулина с пылесосом. Эти люди - наш нравственный ориентир. Так же, как и Высоцкий. Вот если Машков будет рекламировать "джип" - будет замечательно.

    

- Что это за французский проект, в котором вы участвуете и о котором ходят слухи?

- Было предложение Режиса Варнье сняться с Катрин Денев. Это замечательный режиссер, снявший "Индокитай". Один сценарий был забракован Катрин Денев. Сейчас пишется новый, но я не знаю, во что это выльется, и будет ли этот проект осуществлен с моим участием. Этот сценарий вместе с Варнье пишут Сергей Бодров-старший и Рустам Ибрагимбеков. Не знаю, какой выпишется герой? И буду ли это я... Посмотрим.

    

- Не утомительно ли заниматься фестивалем "Кинотавр"? Многие его критикуют за излишнюю пышность и ограниченность высококлассных картин?

- Этот год был самым организационно сложным. Мы еле-еле набрали двадцать картин, которые можно было представить. Сегодня в Союз кинематографистов пришло новое руководство - Никита Михалков. Наверное, что-то принципиальное определится с фестивальным движением. Сколько фестивалей нужно, какие должны остаться, существовать? Обязательно нужен фестивальный комитет, который будет состоять из директоров фестивалей. Надеемся, что удастся договориться, но не так, как в прошлом году, когда "делили пирог", - то, что выделило правительство. Всем досталось по маленькому кусочку. Но ведь согласитесь: одно дело проводить фестиваль в Доме кино, и совсем другое - проведение фестиваля, требующего более сложных организационных действий и творческих затрат.

В этом году, наверное, заработает новая экономическая структура. Должны быть спонсорские деньги. Я надеюсь, что многое изменится. В сторону нашего фестиваля уже смотрят с уважением государственные чиновники. Я хотел бы поблагодарить Виктора Черномырдина за содействие "Кинотавру" и надеюсь, что и в этом году он поможет нашему детищу.

Многие кинематографисты скандалят, кричат, что эти деньги отрывают от кинопроизводства, но я думаю, что фестивальные деньги к этому не имеют никакого отношения.

    

- Есть что-то, что вы хотели бы сами сказать?

- Вокруг слишком много кричат. В этой ломке и разрушении друг друга не услышать. Не слов хочется, а дела.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;