Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 9 (7120) 12 - 18 марта 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ОбществоБлаготворительность, которую мы потеряли"Распространение свободы породило бродяжничество и нищенство" (В.Гаген, русский ученый) Алла ГОРЧЕВА Нищенство на Руси было всегда. Флетчер, посол Елизаветы Английской, посетив Москву в 1588 году, писал: "Бродяг и нищих у них несчетное количество". Церковь поощряла нищенство, исходя из высоких нравственных целей: подаяние понималось как способ загладить свою вину перед Богом, показать любовь к ближнему, доброту и смирение. Екатерина II, как никто много сделавшая для призрения бедных, своими руками шила им рясы и душегреи - таково было благоговение перед просящими милостыню. Ни двор, ни церковь никогда не заостряли вопрос: действительно ли нищий "наг и убог" или просто не хочет работать. Князья, "нищих любящие зело", как и церковь, понимали подаяние как нравственный подвиг, которых было три: молитва, пост и милостыня. В голодные годы помещики отпускали крестьян нищенствовать в города "на пропитание". Целые деревни занимались этим в зимнее время. Так формировались связи, субкультура нищенства, мастерство выпрашивать подачку, шлифовалось умение разжалобить. Складывались нищие братства, цехи, артели, где исполнялось шестилетнее ученичество с экзаменами на знание молитв и жалостливых песнопений; города поделены на доходные участки. Знаменитый Хитров рынок в Москве славился индустрией сбора подаяний с продажей наиболее прибыльных мест, распределением обязанностей, общей кассой (общаком), раздачей добытого. "Дармоеды размножаются наподобие гадов, - писал большой знаток нищенства И.Прыжов, - около этих существ собирается всякая нечисть, все что ни есть фанатического, грубого, жестокого". Декабрист Пестель написал план избавления от нищих. Грандиозной народной страшной силой называл их В.Короленко. Но у общества совсем другие цели: оно хочет жить достойно, в честном труде добывать благосостояние и обеспеченность. Здесь интересы церкви и государства расходятся. Причины нищенстваВесь XIX век русские ученые пристально изучают это социальное бедствие. Сравнивают с зарубежным опытом, рекомендуют меры борьбы. С.Сперанский, В.Степанов, Н.Сумцов, А.Левенстим, Д.Дриль, Е.Максимов, А.Свирский, С.Бахрушин - список далеко не полный. Переведена книга французского ученого Людовика Полпана, который в течение десяти лет, переодеваясь, вращался в обществе нищих, изучал их жизнь, нравы, способы обмана. "Большинство из них, - писал он, - питают отвращение к труду. Стоит им предложить работу, и они сразу исчезают". Наши ученые писали об особом историческом характере русского нищего: он балагур, разносчик новостей, желанный веселый гость. Большая часть из них действительно не желает трудиться (так называемые профессиональные нищие). Остальные впали в нужду по разным причинам. Назовем их. Физические: немощь, дряхлость, инвалидность и все формы биологической слабости. Экономические: пропасть между богатством и бедностью, низкая оценка труда (результат конкуренции), переселение, разорение, безработица, отсутствие профессии, малообученность. Правовые: юридическая беззащитность слабого перед сильным, невозможность бедному человеку найти в законе защиту. Некоторые ученые считают причиной нищенства еще три обстоятельства: праздники, когда 130 выходных дней в году "отнимают ценности труда, а заработанное легко спускается", пьянство - "самый сильный, самый энергичный, самый беспощадный враг русского народа", огульную милостыню, когда жертвуют не на организацию призрения, а в руки просящим. Есть и причины психологические. Все-таки не каждый, даже в самых трагических обстоятельствах, может протянуть руку за подаянием. Исследователи нищенства утверждают, что у профессионалов этого промысла совершенно особая психология. "Он смеется надо мной за то, что я работаю... Я спорил с ним, доказывая ему постыдность такого занятия... Я не умею работать, - коротко возражал он мне". Здесь М.Горький указал на главное качество этой социальной группы - отвращение к труду. Они отчуждены от политической и общественной жизни (маргинальность) и именно поэтому успешно, на протяжении столетий создают особую субкультуру, со своими ценностями и авторитетами, образом жизни и поведением. Профессиональными нищими становятся люди ленивые, бездеятельные, равнодушные к чужому мнению, свободные от власти и общественных обязанностей, не имеющие крепких семейных привязанностей. Они никого не любят так глубоко, как себя. С другой стороны, безумная страсть к развлечениям, смене лиц и впечатлений, лживость, неряшливость, быстрая утомляемость, внушаемость и отсутствие собственного мнения. Это люди, в которых нет чувства достоинства, умения и стремления бороться. Так говорят психологи прошлого века. СтатистикаК концу XIX века официально в России насчитывалось 300 тысяч нищих. Однако ученые убеждены (и аргументируют это), что периодически кормились подаянием не менее 5 миллионов человек. Данные Канцелярии по учреждениям императрицы Марии: на каждые 10 тысяч населения приходилось 32 "божьих человека". Причем в сибирских губерниях нищих практически не было, на Севере, в Калужской, Оренбургской, Екатеринославской губерниях - буквально десятки. Зато в Курской, Астраханской, Орловской, Саратовской, Московской, Казанской губерниях нищенский промысел ежегодно прирастает на 1,5-2 тысячи человек. Большинство из них - молодые мужчины в возрасте 15-45 лет, пришедшие из сельских районов России. Причины этой миграции, разумеется, экономические. Помощь - работа и жилье - вернули к нормальной жизни большую часть из них. Однако, как показали исследования и опросы, многие, попробовав беззаботной жизни, уже не хотели трудиться, даже если окажут помощь. Более того. Оказалось, подаяние - инфекционная болезнь: дети, просящие со взрослыми, в подавляющем большинстве никогда не возвращаются к обычной жизни. При советской власти, как известно, нищих не было. Однако журнал "Вопросы социального обеспечения" до середины тридцатых годов вел тему нищенства (позже она исчезла со страниц всей советской прессы) и периодически объявлял Недели и месячники борьбы с "этим социальным злом, оставшимся от царизма", на материале только конкретных географических пунктов. Поэтому о количестве нищих можно судить по косвенным данным: Н.Кондрашкин, например, пишет, что по ст. 209 УК РСФСР ежегодно привлекалось до 50 тысяч нищих. Состав этой социальной группы не тот, что ранее: преобладают выходцы из городов (85 процентов), мужчин в возрасте 41-55 лет - 25 процентов. Нищенством пробавляется все больше женщин: их количество растет каждый год на 20-22 процента. Причины автор усматривает в алкоголизме, проституции, наркомании. В многочисленных "секретных записках", открытых теперь в архивах, ЦИК сообщает некоторые данные о беспризорниках: облава в Москве дает возможность "изъять" 15538 детей, в Харькове ежедневно подбирают с улиц 150-170, в Донецкой области без приюта, на улицах более 12 тысяч детей. Зам. наркомпроса В.Яковлев считал, что "жертв ненормальных социальных отношений капиталистического строя" в СССР на самом деле не менее полумиллиона. Принимая во внимание многочисленные массовые репрессии, расстрелы родителей, высылки и ссылки, аресты, некоторые ученые полагают, что при советской власти сиротствовало не менее 6 миллионов детей. Никогда за все последнее время коммунисты не повинились перед народом за эти злодеяния. Как с ними боротьсяИсторически борьбу с нищенством затрудняло одно очень важное обстоятельство: кого считать нищим? "Часть их состоит из тунеядствующих бездельников и злонамеренных нарушителей права, а другая - из терпящих нужду бедняков, из несчастных людей", - сказано еще в XVIII веке. Значит, цель государства - помочь тем, кого эта помощь вернет к нормальной жизни, и заставить трудиться ленивых. Однако жизнь показала: репрессии малоэффективны. С XIV века во Франции и Германии запретили собирать милостыню, а в Англии нищего - по виду трудоспособного - бросали в тюрьму с тяжелыми принудительными работами сроком до года. Петр I велел бить батогами не желающих работать. Высылали, сажали в самые страшные тюрьмы, заставляли "принуждением трудиться". Доходило и до каторги. Однако число их не убывало. Серьезный перелом наступил в середине XVII века, когда стала складываться система призрения. За полтора века благотворительность в России приобрела широкий размах и самобытные формы: богадельни, приюты, странноприимные дома, учреждения для душевнобольных, ночлежки с пропитанием и без, дома дешевого и бесплатного пропитания, дешевые и бесплатные квартиры, сиропитательные дома, дома призрения и трудолюбия с ночлегом и пропитанием, общества покровительства отбывшим наказание и бесприютным, ремесленные и кустарные колонии, заведения для нравственно испорченных детей, убежища для престарелых и увечных иностранных исповеданий, лечебницы для ненормальных детей и взрослых - перечислено далеко не все. Создано более 11 тысяч благотворительных учреждений. Собственными домами располагало 1941 из них, землями - 240, капиталами - 2446. Финансовое благополучие давало возможность не только "нарастить вес" подобных организаций, но и оказывать помощь огромному числу людей. Около 1 миллиона нуждающихся содержали 2750 частных благотворительных обществ. Но и это не все. Эффективно работали 276 попечительств о трудовой помощи, имеющих на своем иждивении 46 детских приютов трудолюбия, 34 дневных убежища для детей, 40 ночлежных домов - всего 700 учреждений. Императорское человеколюбивое общество (около 300 заведений) только в 1914 году оказало помощь 159 тысячам человек. В стране насчитывалось 19108 приходских попечительств при православных церквах. Попечительство о народной трезвости, кроме лечебных приютов, открывало народные юридические консультации, воскресные школы, читальни и библиотеки... Благотворительные расходы несли городские управления (510) и земские учреждения (около 5 тысяч благотворительных заведений). Практически везде были созданы приказы (учреждения) общественного призрения. Попечительства имели штат наблюдателей, которые отвечали за свой небольшой участок города (или деревни), они знали население, в том числе всех нищих, в лицо. Тем самым осуществлялась профилактика нищенства. В 1909 году образовался Всероссийский союз учреждений, обществ и деятелей по общественному и частному призрению, который провел два съезда в 1910 и 1914 годах. Страна тратила на благотворительность огромные деньги: Москва, например, в 1909 году из отпущенных на культурные расходы 9359 тысяч рублей отдала на призрение около полутора миллионов - шестую часть! Первый Всероссийский съезд по охране детства в 1919 году объявил частную и общественную благотворительность "унизительной для нуждающихся". Деньги за призрениеПри Петре I с каждого рубля одна копейка шла на госпитальные учреждения для инвалидов и нищих. В царской России деньги поступали из разных источников: из казны, земств, городов, сословных обществ. 75 процентов - от частных благотворителей. Небольшие деньги шли с "пенных и штрафных денег", с благотворительного капитала, хозяйственных или случайных доходов (например, из найденных воровских денег). Небольшой процент отчислялся от продажи банкротских хозяйств, оформления паспортов. От одного до пяти процентов поступало из казино и иных азартных учреждений. Платили и все питейные заведения. Миллионы давал Красный Крест. Число нищих в начале XX века пошло на спад. В Тверской губернии их насчитывалось 102, Псковской - 71, Новгородской - 67. Как только благотворительные учреждения стали давать бедным девушкам небольшое приданое - женское нищенство благородного сословия тоже резко уменьшилось. Большие деньги давал двор. Все императрицы ежегодно жертвовали по 20 тысяч золотом в благотворительный фонд их имени. Невозможно перечислить всех, пожертвовавших крупные суммы. Назовем одного: граф Шереметев "устроил" странноприимный дом на 100 человек и больницу при нем на 50, истратив на это 2,5 миллиона рублей. Жертвовать и помогать бедным осознавалось всем обществом как необходимость. В стране издавалось более сотни журналов и газет, посвященных теме благотворительности. Помощь - неважно, в каком объеме, рубль или миллион, рассматривалась как высокое деяние. Огромное количество даров производилось анонимно. Такие журналы, как "Вестник благотворительности" и "Трудовая помощь", издавались тысячными тиражами, и даже сейчас их невозможно читать без волнения - на такой нравственной высоте стоят эти публикации. После 1917 года ни одного такого издания замечено не было до сегодняшнего дня. Также в рубрике:
|