Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 9 (7120) 12 - 18 марта 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Общество

Благотворительность, которую мы потеряли

"Распространение свободы породило бродяжничество и нищенство" (В.Гаген, русский ученый)

Алла ГОРЧЕВА


Нищенство на Руси было всегда. Флетчер, посол Елизаветы Английской, посетив Москву в 1588 году, писал: "Бродяг и нищих у них несчетное количество".

Церковь поощряла нищенство, исходя из высоких нравственных целей: подаяние понималось как способ загладить свою вину перед Богом, показать любовь к ближнему, доброту и смирение.

Екатерина II, как никто много сделавшая для призрения бедных, своими руками шила им рясы и душегреи - таково было благоговение перед просящими милостыню.

Ни двор, ни церковь никогда не заостряли вопрос: действительно ли нищий "наг и убог" или просто не хочет работать. Князья, "нищих любящие зело", как и церковь, понимали подаяние как нравственный подвиг, которых было три: молитва, пост и милостыня. В голодные годы помещики отпускали крестьян нищенствовать в города "на пропитание". Целые деревни занимались этим в зимнее время. Так формировались связи, субкультура нищенства, мастерство выпрашивать подачку, шлифовалось умение разжалобить. Складывались нищие братства, цехи, артели, где исполнялось шестилетнее ученичество с экзаменами на знание молитв и жалостливых песнопений; города поделены на доходные участки. Знаменитый Хитров рынок в Москве славился индустрией сбора подаяний с продажей наиболее прибыльных мест, распределением обязанностей, общей кассой (общаком), раздачей добытого. "Дармоеды размножаются наподобие гадов, - писал большой знаток нищенства И.Прыжов, - около этих существ собирается всякая нечисть, все что ни есть фанатического, грубого, жестокого".

Декабрист Пестель написал план избавления от нищих.

Грандиозной народной страшной силой называл их В.Короленко.

Но у общества совсем другие цели: оно хочет жить достойно, в честном труде добывать благосостояние и обеспеченность.

Здесь интересы церкви и государства расходятся.

Причины нищенства

Весь XIX век русские ученые пристально изучают это социальное бедствие. Сравнивают с зарубежным опытом, рекомендуют меры борьбы. С.Сперанский, В.Степанов, Н.Сумцов, А.Левенстим, Д.Дриль, Е.Максимов, А.Свирский, С.Бахрушин - список далеко не полный. Переведена книга французского ученого Людовика Полпана, который в течение десяти лет, переодеваясь, вращался в обществе нищих, изучал их жизнь, нравы, способы обмана. "Большинство из них, - писал он, - питают отвращение к труду. Стоит им предложить работу, и они сразу исчезают".

Наши ученые писали об особом историческом характере русского нищего: он балагур, разносчик новостей, желанный веселый гость. Большая часть из них действительно не желает трудиться (так называемые профессиональные нищие). Остальные впали в нужду по разным причинам. Назовем их.

Физические: немощь, дряхлость, инвалидность и все формы биологической слабости.

Экономические: пропасть между богатством и бедностью, низкая оценка труда (результат конкуренции), переселение, разорение, безработица, отсутствие профессии, малообученность.

Правовые: юридическая беззащитность слабого перед сильным, невозможность бедному человеку найти в законе защиту.

Некоторые ученые считают причиной нищенства еще три обстоятельства: праздники, когда 130 выходных дней в году "отнимают ценности труда, а заработанное легко спускается", пьянство - "самый сильный, самый энергичный, самый беспощадный враг русского народа", огульную милостыню, когда жертвуют не на организацию призрения, а в руки просящим.

Есть и причины психологические.

Все-таки не каждый, даже в самых трагических обстоятельствах, может протянуть руку за подаянием. Исследователи нищенства утверждают, что у профессионалов этого промысла совершенно особая психология.

"Он смеется надо мной за то, что я работаю... Я спорил с ним, доказывая ему постыдность такого занятия... Я не умею работать, - коротко возражал он мне". Здесь М.Горький указал на главное качество этой социальной группы - отвращение к труду.

Они отчуждены от политической и общественной жизни (маргинальность) и именно поэтому успешно, на протяжении столетий создают особую субкультуру, со своими ценностями и авторитетами, образом жизни и поведением.

Профессиональными нищими становятся люди ленивые, бездеятельные, равнодушные к чужому мнению, свободные от власти и общественных обязанностей, не имеющие крепких семейных привязанностей. Они никого не любят так глубоко, как себя.

С другой стороны, безумная страсть к развлечениям, смене лиц и впечатлений, лживость, неряшливость, быстрая утомляемость, внушаемость и отсутствие собственного мнения. Это люди, в которых нет чувства достоинства, умения и стремления бороться. Так говорят психологи прошлого века.

Статистика

К концу XIX века официально в России насчитывалось 300 тысяч нищих. Однако ученые убеждены (и аргументируют это), что периодически кормились подаянием не менее 5 миллионов человек.

Данные Канцелярии по учреждениям императрицы Марии: на каждые 10 тысяч населения приходилось 32 "божьих человека". Причем в сибирских губерниях нищих практически не было, на Севере, в Калужской, Оренбургской, Екатеринославской губерниях - буквально десятки. Зато в Курской, Астраханской, Орловской, Саратовской, Московской, Казанской губерниях нищенский промысел ежегодно прирастает на 1,5-2 тысячи человек. Большинство из них - молодые мужчины в возрасте 15-45 лет, пришедшие из сельских районов России. Причины этой миграции, разумеется, экономические. Помощь - работа и жилье - вернули к нормальной жизни большую часть из них. Однако, как показали исследования и опросы, многие, попробовав беззаботной жизни, уже не хотели трудиться, даже если окажут помощь. Более того. Оказалось, подаяние - инфекционная болезнь: дети, просящие со взрослыми, в подавляющем большинстве никогда не возвращаются к обычной жизни.

При советской власти, как известно, нищих не было. Однако журнал "Вопросы социального обеспечения" до середины тридцатых годов вел тему нищенства (позже она исчезла со страниц всей советской прессы) и периодически объявлял Недели и месячники борьбы с "этим социальным злом, оставшимся от царизма", на материале только конкретных географических пунктов. Поэтому о количестве нищих можно судить по косвенным данным: Н.Кондрашкин, например, пишет, что по ст. 209 УК РСФСР ежегодно привлекалось до 50 тысяч нищих. Состав этой социальной группы не тот, что ранее: преобладают выходцы из городов (85 процентов), мужчин в возрасте 41-55 лет - 25 процентов. Нищенством пробавляется все больше женщин: их количество растет каждый год на 20-22 процента. Причины автор усматривает в алкоголизме, проституции, наркомании.

В многочисленных "секретных записках", открытых теперь в архивах, ЦИК сообщает некоторые данные о беспризорниках: облава в Москве дает возможность "изъять" 15538 детей, в Харькове ежедневно подбирают с улиц 150-170, в Донецкой области без приюта, на улицах более 12 тысяч детей. Зам. наркомпроса В.Яковлев считал, что "жертв ненормальных социальных отношений капиталистического строя" в СССР на самом деле не менее полумиллиона.

Принимая во внимание многочисленные массовые репрессии, расстрелы родителей, высылки и ссылки, аресты, некоторые ученые полагают, что при советской власти сиротствовало не менее 6 миллионов детей. Никогда за все последнее время коммунисты не повинились перед народом за эти злодеяния.

Как с ними бороться

Исторически борьбу с нищенством затрудняло одно очень важное обстоятельство: кого считать нищим? "Часть их состоит из тунеядствующих бездельников и злонамеренных нарушителей права, а другая - из терпящих нужду бедняков, из несчастных людей", - сказано еще в XVIII веке. Значит, цель государства - помочь тем, кого эта помощь вернет к нормальной жизни, и заставить трудиться ленивых.

Однако жизнь показала: репрессии малоэффективны.

С XIV века во Франции и Германии запретили собирать милостыню, а в Англии нищего - по виду трудоспособного - бросали в тюрьму с тяжелыми принудительными работами сроком до года. Петр I велел бить батогами не желающих работать. Высылали, сажали в самые страшные тюрьмы, заставляли "принуждением трудиться". Доходило и до каторги. Однако число их не убывало.

Серьезный перелом наступил в середине XVII века, когда стала складываться система призрения. За полтора века благотворительность в России приобрела широкий размах и самобытные формы: богадельни, приюты, странноприимные дома, учреждения для душевнобольных, ночлежки с пропитанием и без, дома дешевого и бесплатного пропитания, дешевые и бесплатные квартиры, сиропитательные дома, дома призрения и трудолюбия с ночлегом и пропитанием, общества покровительства отбывшим наказание и бесприютным, ремесленные и кустарные колонии, заведения для нравственно испорченных детей, убежища для престарелых и увечных иностранных исповеданий, лечебницы для ненормальных детей и взрослых - перечислено далеко не все. Создано более 11 тысяч благотворительных учреждений. Собственными домами располагало 1941 из них, землями - 240, капиталами - 2446. Финансовое благополучие давало возможность не только "нарастить вес" подобных организаций, но и оказывать помощь огромному числу людей.

Около 1 миллиона нуждающихся содержали 2750 частных благотворительных обществ.

Но и это не все. Эффективно работали 276 попечительств о трудовой помощи, имеющих на своем иждивении 46 детских приютов трудолюбия, 34 дневных убежища для детей, 40 ночлежных домов - всего 700 учреждений. Императорское человеколюбивое общество (около 300 заведений) только в 1914 году оказало помощь 159 тысячам человек. В стране насчитывалось 19108 приходских попечительств при православных церквах. Попечительство о народной трезвости, кроме лечебных приютов, открывало народные юридические консультации, воскресные школы, читальни и библиотеки... Благотворительные расходы несли городские управления (510) и земские учреждения (около 5 тысяч благотворительных заведений). Практически везде были созданы приказы (учреждения) общественного призрения.

Попечительства имели штат наблюдателей, которые отвечали за свой небольшой участок города (или деревни), они знали население, в том числе всех нищих, в лицо. Тем самым осуществлялась профилактика нищенства.

В 1909 году образовался Всероссийский союз учреждений, обществ и деятелей по общественному и частному призрению, который провел два съезда в 1910 и 1914 годах. Страна тратила на благотворительность огромные деньги: Москва, например, в 1909 году из отпущенных на культурные расходы 9359 тысяч рублей отдала на призрение около полутора миллионов - шестую часть!

Первый Всероссийский съезд по охране детства в 1919 году объявил частную и общественную благотворительность "унизительной для нуждающихся".

Деньги за призрение

При Петре I с каждого рубля одна копейка шла на госпитальные учреждения для инвалидов и нищих. В царской России деньги поступали из разных источников: из казны, земств, городов, сословных обществ. 75 процентов - от частных благотворителей. Небольшие деньги шли с "пенных и штрафных денег", с благотворительного капитала, хозяйственных или случайных доходов (например, из найденных воровских денег). Небольшой процент отчислялся от продажи банкротских хозяйств, оформления паспортов. От одного до пяти процентов поступало из казино и иных азартных учреждений. Платили и все питейные заведения. Миллионы давал Красный Крест.

Число нищих в начале XX века пошло на спад. В Тверской губернии их насчитывалось 102, Псковской - 71, Новгородской - 67. Как только благотворительные учреждения стали давать бедным девушкам небольшое приданое - женское нищенство благородного сословия тоже резко уменьшилось.

Большие деньги давал двор. Все императрицы ежегодно жертвовали по 20 тысяч золотом в благотворительный фонд их имени.

Невозможно перечислить всех, пожертвовавших крупные суммы. Назовем одного: граф Шереметев "устроил" странноприимный дом на 100 человек и больницу при нем на 50, истратив на это 2,5 миллиона рублей.

Жертвовать и помогать бедным осознавалось всем обществом как необходимость. В стране издавалось более сотни журналов и газет, посвященных теме благотворительности. Помощь - неважно, в каком объеме, рубль или миллион, рассматривалась как высокое деяние. Огромное количество даров производилось анонимно. Такие журналы, как "Вестник благотворительности" и "Трудовая помощь", издавались тысячными тиражами, и даже сейчас их невозможно читать без волнения - на такой нравственной высоте стоят эти публикации.

После 1917 года ни одного такого издания замечено не было до сегодняшнего дня.

Также в рубрике:

ОБЩЕСТВО

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;