Не суетись под "Маской"
Наталия КАМИНСКАЯ
1На четвертом году жизни фестиваль "Золотая маска" набрал обороты. Расширил сферы влияния, увеличил географические масштабы, оброс офф-программами, приобрел солидную информационную поддержку в лице самых разнообразных СМИ, сделал мощный рекламный рывок (растяжки на улицах, афиши на тумбах, теле-, радиосюжеты и т.п.). Ассоциация "Золотая маска" совместно с СТД РФ отважились даже на девять выпусков собственной восьмиполосной газеты, и в них, надо признать, можно было найти немало интересных имен и текстов. Фестиваль и премия, находящиеся под патронатом Союза театральных деятелей России, по всему видно, стремятся соответствовать международным стандартам.
2 Как ни толкуй об обвальном в нашем Отечестве количестве фестивалей и премий, а "Маска" у нас одна - и по уровню экспертной компетентности, и по престижности награды. Лауреат, выбранный театральным союзом и получивший не сумму прописью, а изящное творение художника Олега Шейнциса, заключенное в позолоченную рамку, гордится своим лауреатством особо. Ибо оценен по высокому профессиональному счету. И никакая другая премия не рождает вокруг себя столько слухов и скандалов, столько сладких надежд и горьких разочарований. Так сложилось. "Маска" гордого артистического пафоса и тайного самолюбивого упования за эти четыре года накрепко приросла к лицу российского театрального человека. Ибо все мы эту "Маску" знаем, она присуждается профессионалами.
3 Именно поэтому каждую "Маску" в целом и каждый ее компонент в отдельности мы хотим судить по гамбургскому счету. И тогда начинается самое интересное. В нынешнем сезоне фестиваль "прочесал" театральные просторы России гораздо более частым гребнем. Эксперты съездили в 75 командировок и просмотрели 150 спектаклей. В результате картина резко покосилась в сторону севера и востока (Омск, Новосибирск, Выборг, Минусинск), оставив за рамками юг страны. Просчет? Или реальный "урожай" сезона 1996/97 г., по которому и присуждались премии?
4 По количеству номинантов снова лидировали Москва и Санкт- Петербург, что, разумеется, по гамбургскому счету не нуждается в объяснениях. Однако сценические зубры Захаров, Ефремов, Яновская и Додин состязались с обладателями пока что не столько багажа, сколько репутации - Климом, Бутусовым, Мамоновым. При этом старые, но хорошо опробованные формы конкурировали с не всегда новыми и не всегда оформленными. Корректны ли такие совместные забеги? С другой стороны, не делить же российский театр на возрастные группы.
5 Лекции и мастер-классы, в особенности семинар ведущих европейских критиков, руководимый А.Смелянским и Й.Чириловым (директором престижного фестиваля БИТЕФ), между тем замечательно прорисовывали контекст нынешнего фестиваля. Меткие и порой нелицеприятные высказывания наших зарубежных коллег и общение со своими самоценными величинами (С.Бархин, Р.Стуруа, З.Корогодский) составили вместе любопытную картину реальности. Мы многое имеем, но все - от мастеров до неофитов - пребывают ныне в броуновском движении. Кризиса театра никто констатировать не хочет, но и подъема тоже не наблюдает.
6 В результате судьбоносный вечер "раздачи слонов" в целом не исказил реальной картины. Кто-то с чем-то не согласился или за что-то обиделся. Но элемент субъективизма неизбежен в работе любого жюри. Однако по первому впечатлению кажется, жюри все же отдало предпочтение тем явлениям и персонам, в которых творческое начало соединилось с умелым ремеслом. А яркие замыслы, воплощенные с недостатком профессиональных средств, оно оставило, при всем к ним уважении, за скобками. И это, признаться, радует.
7 Каков реальный театр, таковы и его нынешние фавориты. Церемония, срежиссированная А.Бородиным, где на смену прошлогодней пошлости и тяжеловесности вроде бы пришли легкость и даже некоторое изящество, была затянута, а местами и откровенно скучна. Темп сохранить не удалось. Вокальные концертные номера, мягко говоря, разочаровали. И снова - это неистребимое желание поговорить, вместо того чтобы быстро сделать свое дело. Известные деятели театра, объявлявшие лауреатов, опять предваряли вскрытие конвертов столь же пространными, сколь и банальными дефинициями. В финале режиссер словно сам себе напомнил о неуместности длинных речей. Костюмированная ватага арлекинов и коломбин (художник - С. Бенедиктов) прервала речь председателя СТД А.Калягина и увлекла его за кулисы. Наверное, пить шампанское. Этого-то чудесного напитка церемонии не хватило.
8 А музыка в Камергерском переулке, где у входа во МХАТ военный духовой оркестр работал под проливным дождем, играла так весело!