Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 9 (7120) 12 - 18 марта 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияЗемельная рапсодияЕсли премьера и состоится, то не скоро В КОРИДОРАХ ВЛАСТИМаргарита ВОДЯНОВА На пороге весны представители исполнительной и законодательной власти объединились в очередную рабочую группу и приступили к подготовке "согласованных предложений" по развитию земельной реформы в России. Это новообразование, надеемся, доброкачественное, стало одним из результатов заседания "круглого стола" с участием Президента, членов Правительства РФ и обеих палат Федерального Собрания. Сам же "круглый стол" выглядел, как тайм-аут в затянувшихся баталиях вокруг проекта нового Земельного кодекса: ведь они начались еще в 1994 году. Тогда на суд депутатов Государственной думы было вынесено два законопроекта: правительственный и альтернативный, от фракции Егора Гайдара. Главное их различие: первый предусматривал куплю- продажу земли с ограничениями и под жестким контролем государства, второй - свободную куплю-продажу без контроля за целевым использованием земли. Оба варианта были отвергнуты. Депутаты решили создать объединенную рабочую группу, которая "поженила" бы два несовместимых документа. ...И закипела работа. Новый Земельный кодекс в первом чтении был-таки принят с пятой попытки, когда коммунисты наконец признали право частной собственности на землю для владельцев садовых и дачных участков, а демократы согласились с некоторыми ограничениями прав человека в области купли-продажи черноземов, суглинков и прочих супесей. Для пущего упрочения "брачной связи" документ трижды (!!!) отдавался субъектам Федерации, которые оплодотворили его 2400 поправками. Можно - с некоторыми оговорками - признать, что над кодексом потрудилась вся страна. Только этого мало. Потому что принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации Земельный кодекс Президент вернул на доработку. Глава государства высказал более двух десятков замечаний. Некоторые из них, по мнению экспертов, имеют принципиальный характер. Так, например, кодекс разрешал субъектам Федерации самостоятельно определять форму собственности на землю. Законодатели исходили из того, что в некоторых регионах уже сложилась своя практика земельных отношений: в 14 - нет права собственности на землю вообще, а в 36 - его нет на землю под промышленными предприятиями. Президент, возражая, ссылался на Конституцию, дающую это право всем гражданам России. Правда, эксперты отмечают, что принципиально иная практика - введение свободной купли-продажи пахотных земель на региональном уровне - тоже противоречит Конституции. Земельный рынок - часть единого рынка, установление основ которого есть прерогатива федеральной власти. Впрочем, ни одно из двадцати с лишним замечаний Президента не содержит требований о неограниченной торговле сельскохозяйственными угодьями. Итоговый протокол "круглого стола", подписанный Президентом, констатирует необходимость ограничить оборот земель аграрного назначения. При этом протокол во многом дублирует соответствующие статьи непринятого кодекса: запретить продажу пахотных земель иностранцам; сузить круг лиц, имеющих право на приобретение таких земель, введя квалификационные требования; установить максимальные размеры участков, находящихся в собственности; ввести реальное налогообложение земель. Таким образом, главный итог, высиженный за "круглым столом", состоит, видимо, в том, что Борис Ельцин письменно согласился с нецелесообразностью бесконтрольных сделок с сельхозугодьями... А пока Земельный кодекс не подписан Президентом, действуют его указы о развитии земельной реформы и об ипотечном кредитовании. Благодаря первому в прошлом году было продано-куплено 522 фермерских хозяйства из 280 тысяч. Второй указ практически не работает. Банки не хотят давать кредиты под залог земли, и их можно понять. Во- первых, это всегда "длинные" деньги. Во-вторых, поскольку земельного законодательства нет, то нет и гарантий, что деньги вернутся. В-третьих, поскольку нет земельного рынка, земля - крайне неликвидный залог. Отринутый кодекс, к слову сказать, тоже предоставлял возможность совершать сделки с землей 44 миллионам собственников садовых, дачных, приусадебных и гаражных участков. Он вводил в оборот застроенные земельные участки как единый имущественный комплекс: продаешь здание - продаешь землю, и наоборот. Он вовсе не содержал полного запрета и на распоряжение землями сельскохозяйственного назначения. Разрешал оборот земельных долей - продажа, сдача в аренду, дарение и т.д. - между участниками сельскохозяйственных организаций. Неоправданно затянувшаяся репетиция земельной рапсодии рано или поздно, конечно же, завершится премьерой. Но сам по себе Земельный кодекс, даже улучшенный поправками Президента, - это всего лишь первый шаг на пути к земельной реформе. В России практически нет земельного кадастра - стоимость земли при осуществлении сделок определяется способами, не известными ни одному Пифагору. Известно другое: самая высокая прошлогодняя цена одного гектара фермерских хозяйств составила всего полтора миллиона старыми. Нет у нас и федеральных законов, призванных обслуживать новый кодекс, - о землеустройстве, о государственном регулировании и особенностях ограниченного оборота земель сельскохозяйственного назначения... Таким образом, даже если бы кодекс уже был принят, мы еще как минимум несколько лет не имели бы легального рынка земли. Зато сегодня мы имеем материализовавшуюся мечту Егора Гайдара: свободную куплю-продажу пашни под коттеджи с саунами, теннисными кортами и бассейнами. Увидеть это можно совсем недалеко от столицы - например, в Солнечногорском районе Московской области. Или чуть подальше - в Торжокском районе Тверской губернии. Не удивимся, если где-то еще. И чем дольше будет продолжаться спевка представителей ветвей власти, тем выше вероятность того, что товара для законного земельного рынка не останется. Комментарий
Николай КАЛИНИН, сотрудник аппарата Комитета Государственной думы по аграрным вопросам: Если с экономической точки зрения рассмотреть гипотетическую ситуацию, что с сегодняшнего дня введена свободная купля-продажа пашни, - кто может быть покупателем? Фермер или бывший колхозник таких денег не имеет: в прошлом году средняя зарплата в сельском хозяйстве составила 340 тысяч рублей. А о сельскохозяйственных организациях как о возможных покупателях вообще нет смысла говорить - 83 процента хозяйств сработали в 97-м в убыток. Наиболее платежеспособны сегодня 10 процентов граждан, проживающих в городах, на долю которых приходится 30 процентов доходов населения всей страны. Вот они-то и будут реально претендовать на гектары по бросовым ценам. А что получит продавец? Если он - владелец земельной доли, то - 25 тысяч новыми, если фермер - то всего 60 тысяч. Кстати, люди и сами не всегда осознают реальную ценность того, чем обладают. Особенно, когда сдают свою земельную долю в аренду убыточному хозяйству за 100 килограммов зерна в год. Так что если сейчас законодательно закрепить полную свободу в земельных отношениях, да еще и подтолкнуть нынешних собственников к продаже повышением ставки земельного налога, то в ближайшем будущем миллионы граждан пополнят армию бомжей. Также в рубрике:
|