Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 25 (7233) 6 - 12 июля 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеВысох Днепр при тихой погоде"Русалка" в Большом ОПЕРАЛариса ДОЛГАЧЕВА
И осенила в один прекрасный день солистов ГАБТа мысль вернуть в театр "Русалку". Очередная случайность, кои здесь правят с известных пор. Что не новость. Новость - достигнутый результат. До "Русалки" габтовские труды по оперному строительству еще казались броуновским движением. Теперь из хаоса проступил курс. Нет сил тягаться в мировом репертуаре ни с Мет, ни с Мариинкой - так чем не ставка национальная опера с ярким этнографическим колоритом (вроде "Сусанина", "Опричника", "Псковитянки")? Видно, первыми почуявшие золотоносную жилу "низы" и предложили продолжить ряд оперой того же семейства. "Верхи", по всему в отсутствие собственных капитальных идей, согласились. Так составилась первая и последняя оперная премьера сезона в Большом. Постановочную группу сформировали так: музыкальный руководитель - свой, Марк Эрмлер. Художника и режиссера (соответственно братьев Вольских и Михаила Кислярова) пригласили со стороны. Первый не преподнес никаких сюрпризов, как всегда, сделав технически впечатляющий оркестр и, как в последнее время, - многого не досказав по существу вопроса. Лирик и созерцатель, он и самые драматические страницы оперы прочитал в том же духе (не затянув, по счастью, за собою в тихий омут вокалистов). Художники с сугубо декоративным мышлением, Вольские сумели блеснуть лишь во втором акте, создав самодостаточную по красоте картину свадьбы Князя и разлучницы Княгини. В остальном же проиграли, хотя предъявили даже концепцию - в первом акте несчастную Наташу накроет черный круг как символ рухнувших надежд, во втором будет гореть золоченый диск - символ власти, в третьем, фантастическом, надо всем не раз и не два проплывет диск, серебряный как космос. Приплюсуем сюда мельничный круг, сначала гладкий, потом разрушенный, и выйдет - замкнутый круг жизни, где что посеешь, то пожнешь. А не одержали Вольские побед из-за Днепра. Стихия стихий оперы раскинулась у них мертвой картонкой, посылая привет из псевдоисторических времен, когда не знали ни спецэффектов, ни такой профессии, как художник по свету. А загублен Днепр - не слепится образ "Русалки". Но - к главному герою постановки. К Кислярову. Доселе пребывавший в тени Камерного театра Покровского, он впервые ступил под своды Большого, что тоже случай. Не сошедшись ни с мировыми знаменитостями Любимовым и Кончаловским, ни с московскими звездами Тителем и Бертманом, Большой вынужден был обратить взор к персонам другого ранга. И - о чудо! Нашел именно того, о ком мечтал: режиссера, в авангардистских экспериментах не замеченного, напротив - и традицию чтит, и освежить ее в рамках приличия умеет. Кисляров сделал почти пластическое действо. Мастерски замесил массовые сцены, позаботившись и о красоте, и о выразительности. Сам поставил танцевальные сцены, выдав на-гора микст из балетмейстерской наивности, свежести и эстрадного "жаргона". Пустил летать по сцене качели, "говорящие" без экивоков: так и жизнь - то к счастью качнет, то к несчастью. Придумал языческих кукол, похожих на Наташу с возлюбленным. Уже нет Князя - она будет то миловать, то топтать его образ. Ход тоже к месту. Что повредило кисляровскому творению - жадное желание сделать красиво и последний акт, от рождения "горбатый". Переиграть Пушкина, недописавшего свою драму, и Даргомыжского, переусердствовавшего в угадывании невысказанного, - дело нешуточное. Но главное - психологическую драму Кисляров сыграл. И актерам велел. Другое дело, что Мельник Игоря Матюхина мелковат - как и сам голос певца. Другое дело, что Александр Зайченко в роли Князя, и понукаемый режиссером, не смог перепрыгнуть через штампы, видно, впитанные с консерваторским молоком, и стать живым (если о вокале героя - то он весьма средний). Другое дело, что Княгиня, недурно спетая Татьяной Ерастовой, презрела само кредо Даргомыжского, начертанное на здешних штандартах: "Хочу, чтобы звук прямо выражал слово", и ясным словом не баловала. Одна Наташа была безупречна. С ней актриса Зеленская и вокалистка Зеленская пережила свой звездный час. По большому же счету актеры Большого - еще не послушная глина в руках Кислярова. Но с габтовским "материалом", есть сведения, он работает не последний раз. Также в рубрике:
|