Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 25 (7233) 6 - 12 июля 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияКак жить, чтобы выжить, или Традиции и новаторствоТеатральные вузы Москвы готовы принять новых студентов ОБРАЗОВАНИЕЖанна ФИЛАТОВА Столичные школы за смутные годы успели привыкнуть к непредсказуемым поворотам истории, успели успокоиться, осмыслить традиции, разобраться в новаторстве и решить для себя, как им жить дальше, какую веру исповедовать и куда вести молодых, что с робкой надеждой и страхом готовятся войти в первый храм искусства - театральный институт. Не все то золото, что блеститСтарейшая театральная школа Москвы - Высшее театральное училище им. М.С.Щепкина при Государственном академическом Малом театре России - перешагнула свой 190-летний рубеж. 20 ноября на сцене Малого театра Щепка будет праздновать юбилейную дату, которой не грех и позавидовать. Однако пышные празднества не заслонили прелесть будничной жизни училища. В этом году, как и в прежние времена, училище готово принять молодых людей на факультет драматического искусства. Актерский курс набирает ведущий актер Малого театра, народный артист СССР, профессор В.Коршунов. Актерский курс в Щепке - это 25 - 27 человек. Из них семь или восемь девочек и около двадцати мальчиков. При поступлении, правда, прослеживается иная пропорциональность - 1/3 мальчиков и 2/3 девочек, но высокой комиссии удается-таки добиться нужного соотношения. Осилив пять кафедр - мастерства актера, пластического воспитания, сценической речи, философии и культурологии, искусствознания, - студент получает диплом о высшем гуманитарном образовании и специальность "актер драматического театра и кино". Как правило, почти все выпускники Щепки оседают в Малом театре, но кто-то попадает в оба МХАТа, в Театр Российской армии и Театр им. Моссовета. Сегодня училище обеспокоено прежде всего материальным положением юных творческих личностей, избравших столь рискованный и коварный в денежном отношении путь. Именно поэтому вот уже не один год руководители училища находят средства поддерживать бедных студентов: Щепка кормит своих ребят бесплатными обедами. Конечно же, это не блюда из "Националя", но на полезный салат, хороший суп, сытное второе и вкусный компот каждый студент может рассчитывать смело. Накормленный по-русски основательно, будущий актер уже не так часто заглядывает в мрачное лицо действительности, а бодрым шагом отправляется в аудитории постигать тайны мастерства. На данный момент Щепке, кроме государства, никто не помогает. Училище не имеет постоянных спонсоров, а те, кто предлагает ему свои услуги, часто делают это небескорыстно. Именно поэтому Щепка старается обойтись в финансовых вопросах без посторонней помощи и не связывается с сомнительными благодетелями. Однако помощь государства весьма и весьма незначительна, денег хватает только на стипендию и зарплату преподавателям. Сегодня в училище часто шутят: "Как въехали сюда 190 лет назад, так ни разу и не ремонтировались". Действительно, потолки подпирают рельсами, дыры в стенах латают самостоятельно и делают все, чтобы выглядеть прилично. Давным-давно при Школе Малого театра В.Н.Пашенная создала первую национальную студию. С тех пор традиция подготовки актеров национальных театров почти не прерывалась. Но вот пять лет назад училище столкнулось с первой неразрешимой проблемой - отсутствием межгосударственных договоренностей, которая практически лишила якутские, марийские, алтайские театры контактов с училищем, где на протяжении десятилетий готовились кадры для творческих коллективов этих регионов. А чуть позже возникла и вторая проблема - стало невозможно договориться и по денежным вопросам. В этом учебном году Щепка набирает корейский курс, который будет учиться на компенсационной основе. Зачем корейцам русская театральная школа - вопрос. Но русскому училищу нужны реальные деньги, чтобы выжить и сохранить свою школу. Обучение в Щепкинском училище бесплатное. Если абитуриент обладает необходимыми качествами и божьей искрой, но оказался двадцать шестым в то время, как набрали положенных 25, то он может учиться за определенную плату. Таких ребят немного - три-четыре человека на курсе. По наблюдениям преподавателей, эти студенты часто превосходят бюджетников по заинтересованности и рвению, с которыми они бросаются на амбразуру знаний. Профессорско-преподавательский состав Щепки уже не один год задается вопросом о возможности и целесообразности платного образования, но ставить во главу угла деньги, когда речь идет о будущем искусства, все же не решается. Не все то золото, что блестит. Человек ищет где лучше, а Щука - где глубжеВысшее театральное училище им. Б.В. Щукина при Государственном академическом театре им. Евг.Вахтангова в этом году принимает к себе на дневное отделение по специальности "актер драматического театра и кино" и на заочное отделение по специальности "режиссура драмы". Как и все творческие вузы, Щукинское училище обеспокоено скромным государственным финансированием и рассчитывает на материальную помощь меценатов, заинтересованных в поддержке российского театрального искусства, в сохранении традиций Вахтанговской школы, которые свято исповедует Щука. Поэтому никаких нововведений в методологии и преподавании в ближайшее время и обозримом будущем не предвидится. Щука по праву считается одним из лучших театральных вузов, а это значит, что к любым формам перестройки институту следует относиться с особым вниманием и осторожностью, дабы не утратить накопленное и не сломать построенное. Щука всеми силами отстаивает систему классического актерского образования, на основании которого можно экспериментировать как угодно, развиваться в любом направлении и искать самые новейшие из новых форм сценического существования. Будущему актеру на вступительных экзаменах предлагается прочесть два-три стихотворения, прозаический отрывок или монолог из пьесы, басню (обязательно И.А.Крылова) и исполнить сценические этюды на темы, предложенные экзаменаторами. Неотъемлемой частью вступительных экзаменов является коллоквиум, на котором профессорско-преподавательский состав училища во главе с ректором, профессором В.Этушем, неминуемо выяснит точное количество книг, прочитанных абитуриентом за всю его жизнь, общий уровень развития и умение находить выход из всех безвыходных ситуаций. Желающим быть принятыми в Щуку не рекомендуется поведать высокой комиссии о том, что Булгаков написал пьесу "Дни турбин", а великая Вера Федоровна была комиссаром Ржевской. Но если счастливчик прошел творческий конкурс, ему остается сдать письменный экзамен по русскому и литературе. А через четыре года он сможет пополнить собой одну из знаменитых трупп театральной столицы. Лучший способ стать хорошим режиссером - это вначале закончить актерский факультет. Мудрые основатели училища используют опыт поколений и принимают на заочное режиссерское отделение только тех, кто уже успел получить высшее образование, справедливо полагая, что режиссерами не только рождаются, но и становятся. Желающие познать тайны профессии режиссера демонстрируют экзаменаторам свои глубочайшие познания по всем вопросам и практическое знание жизни как таковой. На режиссуру Щука чаще всего берет своих выпускников. Курс не превышает цифру пять, поскольку профессия режиссера штучная и количество редко переходит в качество. Грядут переменыШкола-студия (вуз) имени В.И.Немировича-Данченко при Московском Художественном академическом театре им. А.П.Чехова была создана в 1943 году. Немирович-Данченко замыслил школу как продолжение театра, где в традициях мхатовских студий будут воспитываться новые поколения актеров. С самого основания школы здесь преподавали ведущие мастера Художественного театра - Топорков, Массальский, Станицын, Тарасова, Грибов, Марков... Сегодня в профессорско-преподавательской элите школы Олег Табаков, Алла Покровская, Евгений Лазарев, Анатолий Смелянский. Главным событием в жизни студии стало возведение на престол нового ректора. Олег Павлович Табаков взвалил на свои плечи МХАТ им. А.П.Чехова, а Анатолий Миронович Смелянский взял в свои руки бразды правления училищем. Никто в институте не ждет от ректора Смелянского резких движений. Элегантный жест сделал сам Табаков, пригласив в школу-студию Каму Гинкаса и предложив ему в 2000/2001 учебном году набрать курс режиссеров. Гинкас долго думал и принял решение не отступать. Количество будущих режиссеров пока не определено, все будет зависеть от одаренности поступающих. Школа-студия МХАТа с замиранием сердца ждет новый экспериментальный курс, втайне надеясь, что он-то и нанесет удар по кризису режиссуры, о котором так много и так долго говорят практически все. В настоящее время на двух факультетах Школы-студии при МХАТе, актерском и постановочном, обучаются более 200 человек. Актерский факультет готовит актеров драматического театра и кино; постановочный факультет выпускает заведующих художественно-постановочными частями театров, сценографов, художников-технологов сцены, художников-технологов по костюму, художников-технологов по свету и театральных менеджеров. Школа имеет семь кафедр: мастерства актера, менеджмента и экономики исполнительского искусства, технологии художественного оформления спектакля, сценической речи и пластической культуры актера, общеобразовательных дисциплин, искусствоведения, иностранных языков. Срок обучения на актерском факультете - 4 года, на постановочном - 5 лет. Ежегодно на актерский факультет набирается 20 - 25 студентов. Конкурс составляет в среднем не менее ста человек на место. На первом курсе основной упор делается на овладение базовыми элементами системы Станиславского: творческим вниманием, фантазией, верой в предлагаемые обстоятельства. На втором курсе идет работа над отрывками из драматургических и литературных произведений. Задача второго курса - обучить студентов живому, органичному существованию на сцене, действию и взаимодействию в предлагаемых обстоятельствах и в рамках текста, сочиненного драматургом. На третьем и четвертом курсах студенты работают над дипломными спектаклями. Учебный театр показывает зрителям от четырех до шести премьер в сезон, а каждый студент занят как минимум в двух дипломных спектаклях. В практике школы-студии - приглашение на постановку ведущих российских и зарубежных актеров, режиссеров и педагогов. В этом году актерский курс набирает Евгений Каменькович. На постановочном факультете студенты осваивают все секреты изготовления сценического оформления во всех его видах, существующих в природе и за ее пределами. Специалисты, работающие в школе-студии и имеющие огромный практический опыт работы в различных театрах, дают возможность студентам непосредственно принять участие в создании лучших столичных спектаклей, освоить лучшие мастерские и цеха самых престижных московских театров. Обучение в школе-студии бесплатное, но все подготовительные курсы существуют на платной основе. Двухмесячные подготовительные курсы на актерском факультете стоят 2,5 тысячи рублей, а на постановочном - 10 долларов в месяц. Так или иначе, но это не слишком большая цена за приобщение к вечному искусству. Театр начинается с вешалки, а театральная академия - с забораЛет пятнадцать тому назад немыслимо было даже вообразить, что полуразрушенный особняк грязно-желтого цвета в бывшем Собиновском переулке превратится в респектабельный бизнес-центр по подготовке деятелей искусств. Канули в Лету те времена, когда в затоптанном скверике, открытом всем ветрам, толпились абитуриенты, студенты и преподаватели, когда лестница театроведческого факультета на заднем дворе предательски и недвусмысленно скрипела. На актерский факультет Академия театрального искусства (ГИТИС) нынче набирает зав.кафедрой мастерства актера, народный артист СССР, профессор, главный режиссер Московского театра-центра им. М.Н.Ермоловой В.Андреев. На актерское и режиссерское отделения режиссерского факультета прием ведет народный артист России, профессор Л.Хейфец. Кандидат искусствоведения, доцент А.Соколянский будет отбирать абитуриентов на факультете театроведения и театральной журналистики. Профессор Р.Немчинская обеспечит факультет музыкального театра молодыми талантами, стремящимися посвятить себя музыкальному театру. Художественный руководитель факультета, народная артистка СССР, профессор Р.Лапаури-Стручкова и зав.кафедрой хореографии, народный артист России, академик, доктор педагогических наук, профессор Е.Валукин набирают на балетмейстерский факультет. Продюсерский факультет под чутким руководством генерального директора Российского государственного театрального агентства, члена комиссии по театральному творчеству Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации, профессора Д.Смелянского посвятит избранных в секреты малоизученной в России профессии, а факультет эстрадного искусства (актер и режиссер эстрады) в лице народного артиста России Г.Хазанова преподнесет уроки мастерства будущим служителям легкого жанра. На факультет сценографии в этом году набора производиться не будет. Из сенсаций - одна, но значительная. Заочный актерский курс набирает Александр Збруев. Звезда Ленкома почувствовал в себе силы передать собственный опыт и профессиональные навыки молодому поколению, способному заплатить за свое обучение ежегодно 2,5 тысячи долларов. Платные курсы пользуются в ГИТИСе все большей и большей популярностью. Кроме актерского збруевского курса, на самоокупаемости эстрадники Хазанова и заочники-эстрадники авторов "Городка" на РТР Стоянова и Олейникова. Кроме "наших", в Российской академии на выгодной для ГИТИСа основе существуют студенты из США, Кореи. Также в рубрике:
|