Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 25 (7233) 6 - 12 июля 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Провинция"Осколков - он же целый"Как подружились брянские музыканты с питерскими ФЕСТИВАЛИТатьяна РИВКИНД
Можно дружить домами, семьями и даже городами. А можно - фестивалями. Такая плодотворная дружба объединяет уже не первый год Брянский международный фестиваль современного искусства имени Н. Рославца и Н. Габо и Международный фестиваль "Сергей Осколков и его друзья". Один - как бы продолжение другого. Санкт-Петербург фестивалями не удивишь. Только в июне их не меньше десятка - от знаменитых "Звезд белых ночей" до "Музыкального олимпа" и "Мастер-класса", "Шубертиады" и "Солнцеворота". Но композитор и пианист Сергей Осколков и его многочисленные друзья - музыканты, певцы, поэты и художники - сумели создать свой оригинальный праздник искусства, который органично сочетает изысканный академизм с домашним демократизмом, камерность с размахом, высочайший уровень исполнения мэтров с экспериментами дебютантов и импровизациями. Тут вам и пышное открытие в Тронном зале, и кинопремьера, и вечер импровизаций, и любопытные выставки. Одна, например, называлась "Художники в банке", имелось в виду фойе Петродворцового филиала банка "Петровский". "Арт-микс" соединил в одном вечере музыкантов, художников, поэтов, создав нечто цельное из красок, звуков и слов. Завершился этот творческий "коктейль" настоящим молочным коктейлем из рук баритона Мариинки Андрея Славного. На оборотной стороне таблички, рекламирующей сей полезный безалкогольный напиток, можно прочесть "Кафедра марксизма-ленинизма". Было и такое в консерватории. Как-то года четыре назад Сергей Александрович подвез на своем "Жигуленке" случайную попутчицу. У пассажирки не оказалось мелочи расплатиться, оставила визитку. Когда задумали фестиваль, визитка пригодилась. Девушка работала в медицинской компании "ЛАЛ", которая и стала главным спонсором фестиваля. В программке она скромно значится как Елена Жерносенко, координатор идеи. Елена шутит: "Вот уже четвертый год расплачиваюсь за одну-единственную поездку". Осколкову повезло не только на спонсоров. На его зов откликаются таланты из самых разных сфер искусства, особенно молодежь. И так сложилось, что, кроме питерских звезд, в фестивале непременно участвуют брянские музыканты, удивляя и покоряя местную избалованную публику: надо же, такой уровень в глубинке! Другая особенность фестиваля - пленэр, живописность концертных площадок. Деревьями дирижировал ветер
На выставке "Художники в банке" запомнилась картина "Скрипач", которая могла бы стать визиткой всего фестиваля. Ее автор - молодой питерский художник Саша Ищенко - отмечен недавно первой премией на международной выставке в Италии. В "Скрипаче" под мелодию смычка танцуют разноцветные деревья. В Петергофе и Ораниенбауме деревьями дирижировал ветер. Но местная природа, приученная с петровских времен к цивилизации, была явно неравнодушна к музам. В приоткрытые двери Каменного зала во время исполнения песен Шумана на стихи Гейне "Любовь поэта" было слышно, как тенору Николаю Островскому вторил птичий хор парка. Само открытие фестиваля в Тронном зале Петродворца вписывало музыку в контекст истории и природы. Вальсы Шопена и Штрауса, Крейслера и Чайковского, арии из опер Верди, Пуччини и Россини звучали более мощно и торжественно на фоне державного трона и парадного портрета Петра Первого.
Елена Островская (сопрано), за двенадцать лет работы в Штатах выступавшая в знаменитом Карнеги-холле и Линкольн-центре, призналась, что она несказанно рада была этому выступлению на родине, в Тронном зале, куда девочкой водили ее на экскурсию: "Я тогда и не мечтала, что буду здесь петь". Она привезла сына из США показать ему Россию. А тут фестиваль у друга Сережи - ну как не выступить, да еще в таком зале! Не мечтал до недавнего времени о Тронном зале и брянский музыкант Марк Белодубровский, скрипка которого звучала в дни фестиваля не только в главном зале Петродворца, но и во Дворце Петра III в Ораниенбауме, музейные служители которого до сих пор боятся привидений: из-за вделанных в стену и пол сосудов и струн там фантастическая акустика. Кроме того, Белодубровский несколько раз выступил в главном старинном концертном зале Ораниенбаума с ностальгическим названием Каменное зало. А брянский фольклорный ансамбль "Соловушки" как будто и был создан для хороводов и игр на зеленых лужайках старинного парка. Их языческие "гукалки" и игривые распевки заглушали птичье пение. "Музыканты разных стран, соединяйтесь!"Этот тост хозяин фестиваля провозгласил в финале, да простят его основоположники рабочего движения. "Интернационал" фестиваля был не только в участии наших бывших соотечественников, сделавших успешную карьеру за рубежом. Интернациональной была и сама программа фестиваля, на котором звучали Бах и Бетховен, Пуленк и Форе, Чайковский и Рославец, современные композиторы. Один из дней был полностью посвящен немецкой музыке и назывался "Freitagslyrik". Премьера последнего фильма безвременно ушедшего из жизни талантливого режиссера Александра Суляева была посвящена жизни и творчеству гражданина мира Сергея Рахманинова. Фильм назывался "Tour de charm" и открыл нам не столько композитора, сколько страстного автолюбителя Рахманинова. Этот вечер в кинотеатре "Аврора" был дополнен рахманиновским концертом баритона Анатолия Тимофеева. А музыкально-художественно-хореографическая импровизация под занавес фестиваля была по книге книг - Библии. Звучала, оживала в пластике, музыке и красках "Песнь песней" Соломона. Во всем этом вавилонском столпотворении муз брянские исполнители не выглядели отсталой провинцией. Напротив, стали всеобщими любимцами, украшением фестиваля. Впрочем, Марк Белодубровский такой же брянский, как и питерский. Здесь он учился в музыкальной школе-интернате для одаренных детей вместе с будущим известным композитором Валерием Гаврилиным, музыковедом и культурологом Соломоном Волковым, потом в консерватории - у Сергея Слонимского. Здесь же в Санкт-Петербурге давний друг и наставник, музыковед Сергей Сигитов познакомил его лет десять назад с молодым композиторм и пианистом, сказав: "Вы обязательно найдете общий язык. У вас много общего". И за эти десять лет Сергей Осколков стал непременным и самым ярким участником Брянского Международного фестиваля современного искусства имени Н.Рославца и Н.Габо. И вслед за ним при его живейшем участии проложили тропинку из Питера в Брянск солист Мариинской оперы Андрей Славный, солистка этого же театра Галина Сидоренко, оперный певец Анатолий Тимофеев, виолончелист Юрий Семенов, "Modern-Trio" и другие замечательные музыканты. А Марк стал чаще бывать с концертами в городе на Неве.
Потом, четыре года тому назад, Осколков и его друзья придумали, наверное, не без влияния Белодубровского свой питерский фестиваль. И у него блестящее будущее, судя по замечательному концерту вундеркиндов "Сергей Осколков-младший и его друзья". Младший сын Сергея Александровича - тоже пианист, старший - кларнетист, руководитель "Квартета кларнетов". А концерт юных брянских вундеркиндов - "Соловушек" превзошел все ожидания. Он шел под кодовым названием "Дети "Черного квадрата". Имелось в виду то, что приехали они не только с родины партизанских лесов и серого брянского волка, а с родины "отца" мирового конструктивизма Наума Габо и авангардиста в музыке Николая Рославца, чье творческое наследие не устает пропагандировать Марк Белодубровский. Это с его легкой руки обычный дворовый ансамбль всерьез занялся авангардом в музыке и поэзии. И странное дело - от этого его сугубо фольклорный репертуар только выиграл. Кроме обновленной программы русских народных песен и хороводов, "Соловушки" выступили в новом амплуа. Представили философский спектакль по Велимиру Хлебникову "Госпожа Ленин", где тринадцатилетние акселератки пытались передать сложный мир душевнобольной и одновременно духовно богатой героини. "Сиреневый город"Благодарными слушателями фестивальных концертов стали и скульпторы-керамисты из Австрии, Германии, Швейцарии, Финляндии и США - участники Первого Международного симпозиума по скульптуре "Сиреневый город". Под именем "Сиреневый город" Ораниенбаум - Ломоносов значится в рассказах Бианки. И сирень тут действительно мощная - древние кусты как деревья. Еще два года назад здесь рядом с парком были полуруины дома Анжу, бывшего коменданта Кронштадта. Светлана и Николай Карлыхановы, приехав из Узбекистана, взяли эти руины в аренду и превратили их в уютные мастерские. Во дворе - флаги с эмблемой Рериха и ЮНЕСКО, печь для обжига керамики, которую они сложили вместе со своими коллегами из Европы и Америки. Швейцарка Мартин оставила дома крошечного внука. С легкой руки отца-перуанца ребенка назвали Луна (с ударением на первом слоге). Теперь у новоиспеченной бабушки в каждой работе - луна: "Я же его даже понянчить не успела!" У немки Хайде миниатюрная керамика обрамлена словно театральной рампой. А у самой хозяйки Светланы в комнате не очень белый Ангел держит на крыльях заржавевшие ключи: то ли от рая, то ли от душ наших. В театральной серии Николая Карлыханова люди с головами-масками держат в руках истинные лица. Добавьте к этому камин с ворохом керамики, ревнивого породистого пса Джема, приблудившегося к дому, еще одну шумную дворнягу, рыжего заласканного кота. Нетрудно представить, как замечательно принимали в этих стенах "Трансформации" Белодубровского, посвященные художнику и скульптору Михаилу Шемякину, а также спектакль и песни "Соловушек". Особенно понравились всем игры-хороводы про козу, заиньку и плетень с общими танцами и поцелуями. Иностранцы расчувствовались: есть еще, оказывается, которая понимает и знает свой фольклор, свои корни. И при этом разбирается в авангарде. И костюмы, оказывается, сами девочки сшили и вышили под руководством двух Ольг-наставниц, и бисерные украшения своими руками сплели. Здесь многие иностранцы, да и питерцы впервые открыли для себя город Брянск. А открыв, захотели приехать со своими работами на фестиваль Рославца и Габо. Тем более это оказалось совсем рядом с шагаловским Витебском. За несколько дней Белодубровский с "Соловушками" сделали для "раскрутки" родного города куда больше, чем иные шумные брянские патриоты за годы пустого славословия. Также в рубрике:
|