Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 25 (7233) 6 - 12 июля 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираОпра Уинфри диктует Америке, что почитать"Книжный клуб" телезвезды порождает бестселлеры По материалам зарубежной прессы подготовила Ася КАВТОРИНА Тринадцать миллионов американцев каждый месяц включают свои телевизоры и смотрят "Книжный клуб" Опры Уинфри. Клуб существует с сентября 1996 года. Это не организация, в него не надо записываться, к тому же клуб не продает и не высылает читателям книги. Тем не менее за эти годы "Книжный клуб" Опры принес американским издателям прибыль, которую приблизительно оценивают в сто семьдесят пять миллионов долларов. Благодаря Опре и ее феноменальному таланту вести за собой народные массы двадцать восемь романов стали бестселлерами и увеличили свои тиражи в десятки раз. Ну а их авторы, естественно, превратились в звезд и миллионеров. Как ей это удается? Всем известно, что заставить американцев читать - задача не из легких. Нет у них к этому занятию ни привычки, ни национальных традиций. Однако могущественная и влиятельная Опра Уинфри благодаря своим ток-шоу на самые разнообразные темы, на которых уже выросло целое поколение американцев, пользуется у зрителей таким авторитетом, что, будьте уверены, если она объявляет в конце очередного "Книжного клуба" название приглянувшегося ей романа, то уже завтра эта книга будет сметена с прилавков магазинов. Нельзя сказать, что драматургическая модель "Книжного клуба" Опры как-то уж очень оригинальна. Начинается передача с небольшого репортажа об очередном авторе. Потом Опра, писатель и несколько избранных по письмам-заявкам зрителей мирно едят в студии, попутно обсуждая новую книгу и ее героев. Никакого анализа текста, стиля и прочего "заумного" литературоведения. Боже упаси! Опра любит книги "про жизнь" и разговоры о них ведет тоже исключительно "за жизнь": "Смог ли бы ты подружиться с главным героем? Помогла ли тебе эта книга решить какие-либо личные проблемы?" "Книги, - считает Опра, - помогают нам главным образом разобраться в самих себе". Ее же задача - приучить Америку читать. И Америка послушно приучается. Каждый месяц "Книжный клуб" получает около десяти тысяч писем-заявок на участие в шоу. К тому моменту как очередная книжная новинка обсуждается в эфире, оказывается, что более пятисот тысяч зрителей уже с ней ознакомились. По крайней мере столько же, а может быть, и больше прочтут книгу после выхода передачи. Один из авторов, чью книгу Опра сделала бестселлером, рассказывал, что через неделю после обсуждения в "Книжном клубе" его романа он отправился куда-то самолетом по своим делам и был просто потрясен, обнаружив, что примерно треть пассажиров в полете читают его книгу. Что же включает в себя тот круг чтения, который Опра диктует американцам? Разумеется, это беллетристика, в которой описывается "долюшка горькая, долюшка женская". "Мы - женщины, и мы хотим читать про женщин", - заявляет Опра. Из двадцати восьми авторов, представленных читателям в "Книжном клубе", двадцать два - женщины. Во всех этих книгах героини страдают, а герои их всячески угнетают, обижают или просто цинично соблазняют. Женщины в этих романах любят, ненавидят, интригуют, анализируют свою грешную жизнь, но практически никогда не работают. В общем, чаще всего эти книги не имеют ничего общего с окружающей реальную американку действительностью, поэтому и раскупаются дамами на ура. В конце 1999 года Национальная лига книги вручила Опре Уинфри золотую медаль за ее бесценный вклад в дело приобщения американцев к литературе. В речах, обращенных к ней, многократно прозвучало огромное человеческое спасибо благодарных за прибыли издателей. Конечно, за глаза издатели всегда рады посмеяться над вкусом могущественной Опры. "Я вам расскажу, какой должна быть книга, чтобы Опра вывела ее в бестселлеры, - заявил в разговоре с журналистами редактор одного из крупных издательств. - Роман обязательно должен быть написан женщиной и повествовать о женщине. Стиль должен быть легким, но не очень. Автор должен быть не начинающим, но и не слишком известным. И конец просто обязан быть счастливым". Впрочем, редактор настоятельно пожелал сохранить свое инкогнито. Прибыль - дело святое. Когда издатели полагают, что в их руках экземпляр книжной продукции, подходящий для того, чтобы Опра обратила на него внимание, то всеми силами стараются подсунуть свое детище в "Харпо продакшн". Разумеется, сама Опра не в силах прочесть все предлагаемое "Книжному клубу". Читают менеджеры и выставляют книгам оценки по десятибальной системе. Но окончательный выбор все-таки за Опрой. Провинциальная девочка с трудной судьбой, Опра Уинфри с детства много читала, и книги вели ее по жизни. Как утверждает она сама, идея вести передачу "Книжный клуб" в основном подкупила ее возможностью общения с живыми писателями. Для Опры идеальным образом провести выходные - это успеть прочитать целых три книжки. Бывает, это ей удается, и тогда она чувствует себя по-настоящему отдохнувшей. Если книжка Опре понравилась, то она может сотворить с ней истинные чудеса. Как ведущая Опра невероятно эмоциональна и непосредственна, и поэтому ей удается стопроцентно заразить своим интересом телезрителей. Книга неизвестной широкому кругу читателей Жаклин Митчард "Глубокое дно океана", с представления которой в свое время начался "Книжный клуб", имела в своей основе довольно банальную, но трогательную историю. В ней рассказывалось о женщине, чей ребенок был похищен, но, как оказалось, все время безутешных поисков жил неподалеку. Роман этот, в мягкой обложке небольшим тиражом в 68000 экземпляров, выпустило издательство "Викинг". К выходу на экраны "Книжного клуба" издательство допечатало еще 100000 экземпляров книги, которые разошлись мгновенно. И это было только начало! Книга "Глубокое дно океана" выдержала четыре переиздания, и тираж ее достиг 750000 экземпляров. Выбор Опры - каждый раз сенсация. Но сенсация эта тщательно готовится. Говорят, что планы "Харпо продакшн" охраняются покруче, чем секреты "Форт Нокса". Проникнуть в них или предсказать выбор Опры не удается никому. В планы "Книжного клуба" посвящены только те сотрудники, которые непосредственно готовят шоу, десяток человек в издательстве и сам автор. Издательства допечатывают в срочном порядке дополнительный тираж книги, и в день выхода на экраны передачи произведение как по мановению волшебной палочки возникает на прилавках всех магазинов Америки, а также в каталогах всех библиотек. И на обложке уже стоит логотип "Харпо". Самому автору разрешено бывает поделиться приятной новостью о том, что он или она удостоились чести быть избранными, лишь с самым близким родственником, а уж остальным друзьям и знакомым - ни-ни! И это правильно. Атмосфера секретности работает на имидж "Книжного клуба". Роман-открытие должен возникать как будто из-под земли. А затраты на дополнительный тираж оправдываются всегда. Еще не было ни одного случая, чтобы книга, представленная публике Опрой, осталась нераспроданной. Она очень хорошо знает вкусы своих зрителей, никогда не пытается предстать перед ними "слишком умной", никогда никого эстетически не воспитывает и не подтягивает до должного уровня. Она предлагает американским зрителям то чтение, которое они выбрали бы и без нее, имей они привычку читать и посещать книжные магазины. Опра просто принимает современного американского читателя таким, какой он есть, и помогает ему встретиться с доступной его интеллектуальному уровню литературой. За это ее и любят. Поэтому и следуют ее выбору. Майкл Питч, главный редактор издательства "Литл Браун", которое выпускает книги таких известных писателей, как Дэвид Фостер Уэллас и Рик Муди, похвастался как-то, что истекший год был для их издательства удивительно удачным. "Благодаря Уэлласу или Муди?" - спросили его. "Да нет, благодаря Опре", - честно признался он. Сейчас Опра отобрала для своего "Книжного клуба" три романа из продукции издательства "Литл Браун": "Жену пилота" Аниты Шрив, "Белый олеандр" Жаннет Фитч и "Реку, пересекающую мое сердце" Брины Кларк. О содержании этих произведений вполне можно судить по их заглавиям. Но надо отметить, что выбор Опры принес издательству "Литл Браун" дополнительную прибыль в шесть миллионов долларов, что составило одну треть от общего годового дохода. Судите сами: ну как же после этого спорить со вкусом Опры?! В конце концов, что человек читает - дело глубоко личное, почти интимное. Заслуга Опры в том, что рядовые американцы просто-напросто взяли в руки книгу. В "Книжный клуб" приходят письма от людей, которые признаются, что лет по двадцать не открывали ни одной книги, пока Опра не помогла им с выбором. А теперь эти люди - прилежные читатели. Одна из крупнейших в Америке книготорговых фирм "Барнс энд Нобль" отметила в своих маркетинговых исследованиях, что семьдесят пять процентов покупателей, которые приходят в магазин за книгой, объявленной в "Книжном клубе" Опры, уносят с собой еще какую-нибудь книжку, уже по собственному выбору. С легкой руки Опры в Америке на сегодняшний день насчитывается полмиллиона книжных клубов, объединяющих десять миллионов читателей. Опра Уинфри совершила то, что не смог сделать никто до нее, - она не только заставила американцев открыть книги, но еще и научила их получать от процесса чтения удовольствие. Также в рубрике:
|