Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 14 (7125) 16 - 22 апреля 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Под занавесДорогое яичко к Христову днюОсобенно в ювелирном магазине Александр ХОРТ Находясь в Санкт-Петербурге, наш корреспондент попросил знаменитого российского ювелира Андрея Георгиевича Ананова рассказать о традициях изготовления сувенирных пасхальных яиц. - Ювелирное искусство многогранно. Оно включает в себя украшения, предметы обихода, декоративно-прикладные изделия. Отдельной темой в этом творчестве всегда являлись пасхальные яйца. Я помню, моя бабушка имела огромное количество пасхальных яичек, накопленных за свою жизнь: из стекла, серебра, золота, драгоценных и полудрагоценных камней. Это было одной из хороших русских традиций - дарить на пасху яички. Спрос на них был велик, и ювелиры любили их делать. Как-то один человек, промышлявший торговлей антиквариатом, показал мне старинное пасхальное яйцо из золота. Оно открывалось, как медальончик, а внутри было пустое. Он сказал: "Если бы ты мог выделывать такие яйца, тебе цены бы не было". Я попросил: "Оставь его мне на денек". Он оставил, а когда пришел, я показал ему два одинаковых яичка. Он страшно обрадовался и сказал: "Теперь я буду покупать их у тебя в любом количестве". Почему я с удовольствием, помимо прочего, много лет занимаюсь изготовлением пасхальных яиц? Во-первых, это очень приятная традиция. Наверное, не будет очень нескромно сказать, что я возродил ее, повторно ввел в обиход. Во-вторых, при изготовлении пасхальных яиц я столкнулся с тем, что здесь требуется большой набор различных видов ювелирной техники. Это - выбор металла и изготовление из него формы. Это - гильоширование, то есть нанесение на металл тончайшей сетки и специальных линий, которые создают интересный эффект игры света под эмалью. Это - нанесение эмали. Это - отделка яйца мелкими камешками. Пасхальные яйца небольшого размера, кулоны, как мы их называем, очень удобны для обучения новичков, так как их изготовление содержит и элементарные, и сложные финальные операции. Короче говоря, счастливо столкнувшись с первым пасхальным яичком в конце семидесятых годов, я выпускаю их до сегодняшнего дня, строго следуя опыту фирмы Фаберже. Я никогда не делал копии Фаберже, а только старался работать в его стиле, всегда придумывая оригинальный дизайн и оригинальный секрет внутри яйца. А это, могу сказать откровенно, вещь непростая. Мне как бывшему режиссеру драматического театра и человеку, знающему достаточно много в области механики, оптики, электричества, это доставляет удовольствие. И вот теперь перехожу к тому, что можно назвать собственной разработкой этой темы. У Карла Фаберже есть яйцо под названием "Кремль", которое сделано по мотивам башен Московского Кремля. Оно далеко от совершенства и художественного, и технического. Больше Фаберже к этой теме не обращался. Я же, когда готовился к юбилею Москвы и собирался по договоренности с Ю.М.Лужковым привезти в столицу выставку, подумал, что символом новой России, символом христианства, символом покаяния, символом строительства нынешней Москвы мог бы стать храм Христа Спасителя, который, словно по волшебству, поднялся из чаши плавательного бассейна. И вот родилась идея - сделать из кахалонга (это белый, очень твердый уральский камень) резной храм Христа Спасителя с максимальным количеством мельчайших деталей в масштабе 1 к 1000. Мой храм имеет в диаметре около десяти сантиметров и столько же в высоту. Он опущен в яйцо высотой 25 сантиметров, как бы на его дно, и при открывании крышки начинает медленно подниматься под колокольный звон. Мелодичное звучание дают спрятанные внутри мельчайшие колокольчики. Сделав этот храм, я понял, что набрел на интересную тему. Во-первых, всякая церковь - величественное сооружение, как правило, талантливо созданное архитектором. Во-вторых, это символ веры, то, чего нам сейчас очень не хватает. Эту интересную работу я сделал сейчас главной темой своего творчества, уже как бы "заложено" пять храмов. Храм Христа Спасителя готов, на выходе наш красивый Исаакиевский собор, затем будут петербургский Казанский собор, собор Василия Блаженного в Москве. Уже находится в работе очень сложный храм "Спас на крови", находящийся в Питере на канале Грибоедова. Причем это не просто макеты из драгоценных материалов. Я стараюсь, чтобы каждое изделие несло определенный образ. Я уверен, что тема пасхальных яиц будет развиваться, стараюсь привить любовь к ним своим мастерам, которых в фирме более ста человек. Хочу, чтобы люди привыкли покупать и дарить пасхальные яйца. Хочу, чтобы начинающие ювелиры делали их. Это изделие дает большую свободу для фантазии, для творчества. Не могу не сказать о премиях, полученных А.Г.Анановым за свое творчество. В 1991 году после персональной выставки в Париже он получил приз французской Академии искусств "Серебряный лев". Другими обладателями этого приза в том году стали Клаудиа Кардинале и Альберто Сорди. На следующий год в Генуе Андрей Георгиевич был награжден Большой Золотой Европейской медалью. Ее он получал тоже в хорошей компании - двумя другими лауреатами стали Софи Лорен и Грегори Пек. Также в рубрике:
|