Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 16 (7273) 26 апреля - 2 мая 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрАЛЕКСАНДР ХОТЧЕНКОВ: "Дети не скрывают, что они о нас думают"Беседу вела Анна ЩЕРБИНА
Сегодня модно ссылаться на "другие жизненные ритмы", "новый дух времени", "клиповость сознания". Нетрудно уверовать, что жизнь человека зависит только от "скорости его провайдера". К сожалению, припудривая сознание разноцветным рекламным конфетти, отдавая все на алтарь будущего благоустройства, мы однажды обнаружим, что потеряли самое главное - собственных детей. А с ними и свое будущее. Наш разговор с заслуженным артистом России Александром ХОТЧЕНКОВЫМ, одним из ведущих актеров Российского академического Молодежного театра, был посвящен детям. Выбор не случаен: нынешний сезон у театра - бывшего Центрального детского - юбилейный, 80-й. А у артиста юбилейный вдвойне - Александру Яковлевичу исполнилось пятьдесят пять. Выпускник драматической студии при ЦДТ, сыгравший в дипломном спектакле Павку Корчагина, в конце шестидесятых он органично вливается в одну из сильнейших трупп театральной Москвы. Сценическое и человеческое обаяние, уникальная работоспособность позволили артисту создать более шестидесяти разноплановых ролей. С приходом в театр в 1980 году нового художественного руководителя Алексея Бородина в творческой судьбе актера открылась новая страница. Сегодня он занят почти во всех спектаклях театра: "Приключениях Тома Сойера" и "Принце и нищем" М.Твена, "Маленьком лорде Фаунтлере" Ф.Бернет, "Сне с продолжением" С.Михалкова, "Больших надеждах" Ч.Диккенса, "Отверженных" В.Гюго, "Марсианских хрониках" Р.Брэдбери, "Капитанской дочке" А.Пушкина. За создание образа бунтаря и народного героя Емельяна Пугачева А.Хотченков в 1994 году был награжден дипломом СТД "За лучшую мужскую роль". - Александр Яковлевич, вы проработали в театре для детей тридцать четыре года, никогда не хотелось перебежать к взрослым?- В Центральный детский театр я пришел в 1964 году. Пятидесятые - шестидесятые годы - замечательное время для театра. Здесь работали А.Эфрос, О.Ефремов, ставилась драматургия А.Хмелика и В.Розова. Великолепная труппа, сильнейшая режиссура - театр был в зените славы. О работе в Центральном детском любой выпускник театрального вуза мечтал! - Но в плане театра значились и "школьные пьесы". Не было ощущения, что вы вынуждены играть на каком-то искусственном языке?- Нет. Хороший спектакль понятен любому возрасту. Если будешь думать о возрастных ограничениях - ничего не получится. Пьесы могли называться как угодно. Дети от этого не менялись ни в лучшую, ни в худшую сторону. Ты выходишь на сцену - что тогда, что сейчас - и видишь не абстрактных школьников, а конкретных мальчишек и девчонок, которые только начинают понимать добро и зло, любовь, ложь, страх, ненависть. О.Ефремов в своих воспоминаниях пишет, что именно работа в детском театре очень помогла ему в дальнейшей режиссерской практике. Режиссер детского спектакля, чтобы удержать внимание зрителя, волей-неволей должен искать особые ходы: неожиданные переключения ритмов, яркие пластические решения. Это действительно очень сложно. Но ведь не случайно из детского театра вышло много нынешних звезд. Я уверен, что настоящего, непосредственного зрителя, который беспощадно реагирует на фальшь и молниеносно откликается на любое оправданное переживание персонажа, можно встретить только на спектакле для детей. Такой зритель - замечательный экзамен на звездность. Во взрослом театре актер и режиссер могут очень легко быть обманутыми. Зрительный зал заполнит интеллигентная публика, которая не будет разговаривать, шуршать фантиками. Если ей станет скучно - мирно поспит и спокойно уйдет, поаплодировав в конце представления. А дети сразу покажут, что они о вас думают. - Стоит ли делать поправку на возраст, говоря с малышами о серьезных, сложных вещах, например, о вере, любви, смерти?- Они даже быстрее поймут эти "серьезные вещи", чем взрослые, только все должно быть оправдано артистом. У нас в театре работал замечательный Евгений Перов (был занят во всех спектаклях А.Эфроса). Его профессиональный совет я запомнил на всю жизнь: выпустили спектакль, хорошо у тебя получилось - спасибо режиссеру, плохо - сам дурак. И это правильно. Плохой публики не бывает. Бывают плохие спектакли и плохие артисты. А на какой возраст рассчитан спектакль, честное слово, это совершенно неважно. Ведь на наши спектакли с детьми приходят и взрослые, и мы видим, с каким энтузиазмом они реагируют на приключения героев. - Какой спектакль из сыгранных вы считаете наиболее удачным?- Сочиненный единой командой. Когда все горят общим делом и работают не на себя, а друг на друга, тогда все получается. Даже эпизодическая роль, единственный выход в таком спектакле будет в радость. А зал не обманешь - дух любви чувствуется мгновенно. Мне кажется, в нашем театре такой спектакль - музыкальная феерия "Сон с продолжением". - На моей памяти детей в тюзы, как правило, водили строем, и у меня тюзовский зал ассоциируется с жующими, шумящими одноклассниками и учительницами, тщетно пытающимися угомонить своих подопечных. Ваше отношение к коллективным походам на спектакли?- У актера в такой ситуации включается чисто спортивный интерес - кто выйдет из этого соревнования победителем, на какой минуте они забудут про стадную, "классовую" жизнь. Дети - это же лакмусовая бумажка нашего времени, нашего общества, нас самих. Собирая ребенка в школу, родители таскают его по магазинам, выбирая рюкзак, костюмчик модный, - не дай бог, засмеют или что-то неправильное про семью подумают. А что этот ребенок без костюмчика из себя представляет, чем он живет, что ему интересно, о чем мечтает - папа с мамой зачастую и понятия не имеют. Спровадили - и ладно. Времени на семью нет - все пожирает гонка за лучшее место под солнцем, какой там ребенок! Иногда мне кажется, что мир сходит с ума. Куда люди спешат? В преисподнюю? Забыли самое главное: какое отношение, такая и отдача. Дети не прощают полулюбви. Полулюбви вообще не бывает. Обкрадываем и калечим сами себя, прикрываясь красочными щитами любви к детям. Если бы любили по-человечески, не забавлялись бы в СМИ только скандалами, "горяченьким". - Но детский театр не может не реагировать на общий тон. Каким вы видите его будущее?- Без веры в лучшее невозможно жить, тем более выходить на сцену. Театр - живой организм, наш дом, поэтому нам небезразличен зритель, который к нам приходит. Мы в РАМТе возобновили педагогическую работу с детьми. Проводим семинары, мастер-классы, конкурсы, знакомим с историей театра. Ставя спектакли, мы знаем, кто наш зритель. А ребята чувствуют, что их ждут, что герои из сказки, или исторической трагедии, или забавной комедии обращаются именно к ним. Детский театр сегодня берет на себя и роль школы - просвещать, заинтересовывать мировой культурой, спрятавшись за маской шута. Поэтому в нашем репертуаре вы встретите Бомарше, Диккенса, Брэдбери, Гюго, Пушкина, Твена, Носова, Уайльда, Портер, Шварца, Мюссе, Гоголя. Я люблю свой театр, своего зрителя. Никогда не покидало ощущение, что все спектакли мы создавали сообща, одной командой. До тех пор, пока нам интересен наш зритель, у нашего театра есть будущее. Также в рубрике:
|