Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 16 (7273) 26 апреля - 2 мая 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияМИХАИЛ АФАНАСЬЕВ: "И свобода кончилась, и специалисты вымываются"С БИБЛИОТЕКАМИБеседу вел Дмитрий САВОСИН
На фоне победных рапортов о росте экономики, строительства богатых коттеджей, заполненных залов московских крутых ресторанов работники культуры, вообще гуманитарной сферы, пожалуй, выглядят "веселыми нищими" из поэмы Бернса. Особенно библиотекари. Каков он, сегодняшний день крупнейших московских библиотек, гордости российской культуры? Начнем с Российской публичной исторической библиотеки - Исторички. Точнее - с беседы с ее директором Михаилом АФАНАСЬЕВЫМ. - В последние десять лет библиотеки не очень поддерживали в финансовом смысле. Как сейчас?- Самое тяжелое время - это 1996 - 1998 годы. Тогда все, что давал бюджет, уходило на зарплату, а то, что мы зарабатывали, - на комплектование. Потом стало получше, как в анекдоте про раввина и козу: после того как ничего не давали, дали хоть что-то - и стало хорошо. Говоря по правде, сейчас ситуация несколько выправляется, но бюджет ведь увеличивается пропорционально инфляции. Беда нашей библиотеки в том, что она всегда была скромна в своих потребностях. - А вы пробовали увеличить ваши потребности - запросить, например, у Минкульта?- Ну откуда ж они возьмут... "Идеология" тут простая: вот у нас обрушился потолок - тогда дали деньги на ремонт. Обокрали библиотеку - нам тоже дали немножко. Впрочем, сейчас грешно говорить, что Министерство культуры не уделяет внимания. Но денег все равно не хватает. - Кто сейчас работает в библиотеке? Каковы их возраст, образование и, извините, средний уровень зарплат?- Базовая ставка у библиотекарей - 400 - 800 рублей. С января на 20 процентов увеличили зарплату. У нас множество вакансий, и, объединяя их, мы сегодня вышли на то, чтобы новым сотрудникам платить тысячу рублей. У нас работают 380 сотрудников, и больше двух тысяч рублей в месяц из них получают только 70 человек. Специалисты вымываются. Чуть только девушка освоится на компьютере, придя к нам после школы, она находит себе работу с куда более высокой зарплатой, причем без труда. Получается, что у нас работают пенсионеры и молодежь перед вузом - то есть те, кого содержат родители. Основной провал - специалисты с высшим образованием. Ведь финансирование культуры по голой тарифной сетке - это и при советской власти было порочно. А уж сейчас... - А разве не так было все эти десять лет?- О нет. В 1991 году возобладала совсем иная модель отношения к учреждениям культуры. Нам сказали: все деньги, какие у вас есть, из бюджета, заработанные, полученные от спонсоров, - это ваш доход. Вы освобождаетесь от налогов. С государством вы обсуждаете только одну гарантированную сумму: это либо сумма на зарплату, либо на хозяйство. Если выделить на хозяйство, а потом немножко сэкономить, то вот и рост зарплаты. Это нас спасало. Сегодня ситуация совершенно другая. Есть бюджетная классификация: на что мы имеем право тратить бюджетные средства. Вот сейчас мы расписываем расходы на 2002 год. Например, мы должны написать, сколько в 2002 году уйдет на бензин. Мне столько и дадут. Но я могу истратить это только на бензин. Если у меня сломалась машина - эти деньги вернут в бюджет. Это затратная система! Получается, теперь я заинтересован истратить деньги, а не сэкономить. После принятия нового Налогового кодекса библиотеки, и не только наша, перестали покупать дорогие научные издания за рубежом. Ведь каждое стоит долларов 50, а теперь еще надо заплатить 20 процентов этой суммы в виде налога. Это же заработок библиотекаря за полмесяца! Больше скажу: с июня этого года все заработанные нами деньги будут перечисляться в бюджет. - Но ведь это означает отсутствие экономической свободы...- Абсолютное отсутствие! И это, кстати, вполне укладывается в контекст всего, что происходит в последнее время. Свобода кончилась. Хуже всего то, что пропал смысл что-то придумывать, искать способы зарабатывать, звать спонсоров. Зачем, если все отберут? - 90-е годы были отмечены расцветом интереса к гуманитарной сфере, к истории России. Это, с одной стороны, очень положительный момент. С другой - нарисованная вами картина весьма плачевна. В чем, по-вашему, причина этого?- Говоря о нашей современной жизни, нужно иметь в виду две тенденции. Первая - очень хорошая: это те изменения, которые произошли в обществе. Они всегда отражаются на гуманитарной сфере. Появился интерес к предкам, к генеалогии, расцвело краеведение. Где брать для справок дореволюционную литературу? У нас! Явочным порядком идет реформа образования. Марксизм в вузах сняли - и теперь преподаватель запросто говорит студентам: "Почитайте Соловьева", или: "Посмотрите то, что писал в эмиграции Милюков!" И опять: все к нам. Это привело к тому, что каждый год мы увеличивали число читателей на 30 процентов. Мы ввели временные ограничения записи читателей, и ситуация несколько стабилизировалась. Но тут сюрприз преподнесла нам Российская государственная библиотека: она закрылась на ремонт. Так все читатели хлынули к нам! Мы сейчас работаем в ситуации и аварийной, и авральной одновременно. Перед библиотекой - очередь. Это студенты по три-четыре часа ждут не открытия библиотеки, а чтобы места освободились. Как в старые добрые времена в Третьяковскую галерею! Высокое начальство, принимавшее решение о закрытии Ленинки на ремонт, не поняло одного: библиотеки - это сообщающиеся сосуды. Там заткнули - все пошло сюда. Мы знаем, что выросло целое поколение людей, не ходивших в музеи: они были закрыты. С библиотеками так нельзя! Пожарная служба дала нам предписание еще в 1989 году: библиотека в аварийном состоянии. Есть реальная опасность, что мы повесим объявление: в связи с аварийным состоянием закрываемся на ремонт. Причем до того, как Ленинка окончательно откроется. Куда пойдут читатели? - Под эгидой Исторички вы проводите очень интересный конкурс: "Прошлое России в истории моей семьи". Что это такое?- Это очень интересный сюжет, хотя к самой библиотеке прямого отношения не имеет. Ведь библиотека как культурное ядро аккумулирует очень много разнообразных интересов. Читатели приходят к нам со своими мыслями. Например, с идеей провести конкурс детских исторических исследований пришли учителя истории, и он проводился нами совместно с Межрегиональной ассоциацией учителей и с коллегами из Западной Европы, где такие конкурсы проводятся давно. Мы довольны результатами. Например, в оборот были введены совсем новые исторические документы. К одному тексту был приложен дневник телеграфиста начала века - прямо-таки чеховский Ять. Чего только не хранится в домах! А еще удивительно, что детям удавалось поставить обыденность в контекст истории. Это поразительно. - А были ли острые работы - ведь время сейчас сложное, время переворачивания ценностей - как политических, так и этических?- Здесь очень интересный материал для социологических наблюдений. Представьте только: это пишут дети, которые воспринимают эпоху своих ближайших предков так, как мы воспринимали дореволюционное время. Им приходится объяснять самим себе и читателю, как расшифровывается комсомол, кто такие тимуровцы. Была работа, в которой мальчик описывал жизнь двух своих дедов. Один из них был репрессированным священником, и мальчик много пишет о жестокой политике советской власти, приводит слова Ленина о том, что надо расстреливать как можно больше духовенства. А второй дед был в Красной Армии политработником. И когда мальчик рассказывает о нем, его язык меняется, он пишет что-то вроде: "Советское государство сделало очень много для воспитания молодежи"... - Есть ли в этой и других работах ощущение душевного раскола, отражающего раскол общественный?- Нет. Это не раскол в сознании. Наоборот даже, это некоторый залог примирения. Если, например, у вас будут расспрашивать, как вы относитесь к французам, участвовавшим в войне 1812 года, - есть у вас ощущение обиды на Наполеона? Пожалуй, только чисто теоретическое. Также в рубрике:
|