Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 16 (7273) 26 апреля - 2 мая 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Неяркий отсвет пламени Парижа

Гала звезд, кадрилей и корифеев

Виолетта МАЙНИЕЦЕ
Фото И.ЗАХАРКИНА


И.Герэн и К.Беларби. "Жизель"

Как известно, Парижская Опера знаменита прежде всего своим балетом. Но два гала-концерта ее звезд, проходившие в полупустом зале Кремлевского дворца, разочаровали многих. Запредельными, конечно же, были цены на билеты. Но и исполнительский состав оставлял желать лучшего. В итоге прибывшая в Москву выездная "концертная бригада" создала весьма искаженное, даже превратное представление о нынешнем положении дел в парижском балете, который не приезжал в Россию около десяти лет.

Э.Морэн и А.Карбонэ. "Щелкунчик"

На деле из двенадцати участников концерта только четыре имеют официальный статус "звезда". Основная же часть исполнителей занимает весьма скромное положение в ступенчатой пирамидальной иерархии (кадрили, корифеи, сюжеты, первые танцовщики, звезды) балета Парижской Оперы. Притом статус некоторых танцовщиков в буклете концерта был заявлен неверно, "с повышением в должности". Корифеями по реестру самой Оперы на начало этого сезона являются Александра Кардинале и Эмманюэль Хофф, сюжетами - Эрвэ Куртэн, Эмманюэль Тибо и Ян Сайз, первой танцовщицей - лишь Карин Аверти. А Жюльян Матис и Алессио Карбонэ вовсе представляют собой группу кадрилей, другими словами, почти что кордебалет. Стоит ли поражаться, что сложнейшие па де де в их исполнении более уместны на концертах молодых танцовщиков, каковые с пользой для дела практикуются в Парижской Опере, чем на престижном гала-концерте в Москве?! Кордебалет на то и кордебалет, чтобы складно танцевать большим ансамблем, а не пропадать поодиночке...

Звезды же представляли собой так называемую "нуреевскую плеяду", карьера которых в парижской труппе уже завершилась или же подходит к концу. С лета 1999 года в труппе Оперы официально не числится прекрасная классическая балерина Элизабет Платель, иногда выступающая там в качестве приглашенной звезды. С 1979 года здесь танцует Элизабет Морэн, с 1980-го - Кадар Беларби. Последний сезон в качестве парижской звезды выступает изумительная Изабель Герэн, которая именно сейчас достигла пика мастерства. Подобных ей балерин как по культуре танца, так и по драматической насыщенности партий у нас сейчас просто нет. Ради нее, особенно в партии Жизели, пожалуй, стоило высиживать длинный, даже для профессионалов утомительный концерт.

Очевидно, по условиям контракта, каждый артист должен был станцевать два номера. Никакого огня, не говоря про пламя, не было в танце парижан, когда невесть зачем именно бравурным советским па де де из "Пламени Парижа" они решили открыть концерт. С пуантов все время падала длинноногая и длиннорукая Александра Кардинале - Жанна, которой неподвластны быстрые темпы, мелкая техника вариации и коды этого номера. Девушкой с пляжа с неуместными длинными серьгами в ушах (?!) она предстала в партии Сильфиды. Ни стиля, ни культуры Парижской Оперы не было и в помине... Даже при желании героики не найти и в исполнении Эмманюэля Тибо. Его дело - "летать" Джеймсом в бурнонвилевской "Сильфиде", а не размахивать топором революционера Филиппа. Порой сердце кровью обливалось при взгляде на то, как этот типично французский танцовщик с отличной мелкой техникой и прекрасным толчковым прыжком усердно "козлами" скачет вокруг сцены. Бедолага!

Образцом французского стиля считается Большое классическое па на музыку Л.Обера, в свое время поставленное В.Гзовским для самой Ивет Шовире и Юлия Алгарова. Премьерское по стилю, манере подачи каждого па, оно карикатурно смотрится в исполнении артистки кордебалета Жюльян Матис. Курьез да и только! Классичнее и строже мужскую его часть преподнес публике ее партнер Эрвэ Куртэн, на втором концерте даже сорвавший аплодисменты за сложнейшую "бисерную" диагональ. Вообще-то парижские юнюши смотрелись лучшее девушек. Да и танцевали они грамотно, хотя и однообразно...

Зато вещью в себе осталась Карин Аверти в двух нескончаемых бессюжетных дуэтах. Удручающее впечатление оставила сама хореография Петера ван Дайка в "Неоконченной симфонии" Ф.Шуберта. Быть может, в 1958 году она и казалась шедевром, но сегодня налицо полное несоответствие абстрактной хореографии ("арабеск туда - арабеск сюда") и драматичнейшего музыкального материала. Устали сами исполнители, измучился зритель.

Хотя прошло больше двадцати лет, до сих пор помню "Адажиетто" на музыку Г.Малера (хореограф О.Арайс) сослепительными парижскими звездами тех лет Доминик Кальфуни и Микаэлем Денаром. Этот номер танцуют и сегодня (на концерте - Жюльян Матис и Эрвэ Куртэн) - буднично и бесцветно...

Не секрет, что Рудольф Нуреев был плохим хореографом. Но в упрямой Парижской Опере почти все классические балеты и ряд произведений С.Прокофьева ("Ромео и Джульетта" и "Золушка" в том числе) до сих пор идут в его редакциях. Нуреевские сочинения, как правило, трудны, бессмысленны, нелогичны, напоминают собой произвольный набор замысловатых тренировочных комбинаций, которые исполняют то влево, то вправо. Подтверждение тому - сцена балкона из его "Ромео и Джульетты", особенно же па де де нуреевского "Щелкунчика", в которых показалась Элизабет Морэн. Пять с плюсом надо поставить этой маленькой балерине за партию Маши, которая считается одной их лучших в ее репертуаре. Она поразила и устойчивостью, и первоклассной координацией, и чистейшим вращением, и четко выполненными замысловатыми поддержками. Но все это впечатляет разве что профессионала да балетного гурмана.

Весьма неудачно репертуар подобрала для себя величественная и элегантная Элизабет Платель. Даже в годы расцвета ее таланта темповое баланчинское Па де де на музыку П.Чайковского навряд ли соответствовало индивидуальности этой высокой, бесстрастной, холодноватой балерины - идеальной Одетты, Раймонды, Сильфиды, которая навсегда заворожила меня в этой партии во время гастролей балета Нанси. Да и трагический дуэт Маргариты и Армана из ноймайеровской "Дамы с камелиями" смотрелся красиво, но не трогал. Она, конечно же, в этой партии проигрывает "сумашедшей" темпераментной парижанке Моник Лудьер, которая в паре с Манюэлем Легри на одном из концертов в Большом театре показала, как надо танцевать этот драматичный эпизод.

Наверно, книгу можно написать про Изабель Герэн в партии Жизели. Она - балерина высочайшего класса, настоящая звезда, каких в мире балета почти не осталось. Такой красоты и грамотности стоп, текучести и невесомости па де буррэ, как у нее, я не видела долгие годы. А главное - умнейшей проработки и отшлифованности любой детали танца, когда от каждого па ее вилисы мурашки бегут по телу. И неизвестно, что несет в себе ее героиня - жизнь или смерть, приговор или спасение. (Рядом с ней совсем "пропадает" Альберт Кадара Беларби.) Подобное трагическое впечатление оставлял в этом балете лишь танец юной Наталии Бессмертновой. Но по жестоким законам Парижской Оперы в этом году изумительная прима Изабель Герэн должна покинуть труппу, в которой фактически не останется равновеликой ей балерины, способной на высочайшем уровне станцевать и Эсмеральду, и Манон.

Герэновская Жизель - неизгладимое впечатление на долгие годы, которая частично искупает многие просчеты организаторов и участников прошедшего гала-концерта...

Также в рубрике:

МУЗЫКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;