Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 16 (7273) 26 апреля - 2 мая 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

Морду бить не станут

"Праздник" Гарика Сукачева

Светлана ХОХРЯКОВА
Фото И.ВЕРЕЩАГИНА


Маша Оамер и Саша Королев

В деревне, где родилась бабушка Гарика Сукачева, любимого нашего рок-музыканта и человека, пробующего свои силы в самых разных сферах, радио появилось в 1972 году. Оттого напрасны все упреки в адрес создателей фильма"Праздник" в том, что как же так получается: началась война, а у вас никто ни сном ни духом об этом, узнают герои о нагрянувшей беде лишь на второй день после случившегося. Картина Гарика Сукачева рассказывает о самом первом дне Великой Отечественной. События происходят в западной точке России, на приграничной территории, первой принявшей удар врага.

Г.Сукачев и М.Ефремов

Обычные советские люди - вполне счастливые и любящие друг друга, живут в предвкушении дня рождения своей маленькой дочки. Ей всего пять лет. И она тоже с нетерпением ждет этого светлого дня и подарков. Приходят гости, деревенские родственники и соседи, собираются за праздничным столом, пьют и закусывают, поют песни. Лица подобраны настоящие, русские. Актеры хорошие. Один Пастухов чего стоит. Но отчего-то все время преследует ощущение фанеры, папье-маше,искусственности существования. Что такое произошло с Александром Балуевым? Ему ведь веришь с трудом. Он не похож на самого себя. А играет как раз папу той самой девочки, чье рождение и отмечается. Ксения Качалина - мама и вовсе странная, замороженная какая-то, хотя и красивая очень, женственная. А жизни в героях нет. Они нам про этусамую жизнь придумывают что-то, сказки рассказывают.

Идет затянутая экспозиция. Мирная жизнь, все еще по неведению героев продолжающаяся, тянется и тянется. С поэтичнымиландшафтами, красотами деревенской речки и лесов, с кувшином молока на столе и букетом полевых цветов. Но никакой метроном тут и не думает отсчитывать последние мгновения безоблачного счастья. Ни одно тревожное предчувствие не всколыхнет сердце зрителя. И так почти весь небольшой этот фильм, идущий полтора часа. Лишь минут за двадцать до финала, когда становитсяясно, что произошло, когда герой Балуева по имени Елисей появляется в форме ополченца, чтобы попрощаться с семьей и обо всем сообщить, тут только и начинается кино. Динамичное, тревожное, страшное в своей бесхитростной правде о войне. Кажется, что немцы еще где-то там вдалеке, а они уже заходят в деревню. А наш русский предатель - стандартный в общем-то образ, кочевавший из одной военной картины в другую, - загонитодносельчан в реку вместе с маленькой девочкой, унизит, надругается, а потом расстреляет, как дичь. Тут и фильму конец. Зачем нам так долго морочили голову пустоватыми и якобы лирическимизаходами к главному?

Снимали "Праздник" под Козельском, что в Калужской области. А потом рассказывали о том, как уехали из Москвы (будто это подвиг) только для того, чтобы не мешали мобильные телефоны. Ну и доводы пошли! Снимали про то, как в любой момент в наш дом могут войти люди с автоматами. Авторы "Праздника" считают, что их картина не о войне, а о празднике под названием "жизнь", который в любой момент может прерваться. Все так, и жизнь наша неспокойная, увы, переполнена такими примерами. Но заявить об этом - не значит убедить, заставить в очередной раз затосковать душу от этой страшной правды.

Гарик Сукачев, конечно, прав, утверждая, что еще в конце шестидесятых Михаилу Ефремову, исполнившему роль предателя, в каждой пивнушке набивали бы морду. Теперь такое вряд ли возможно, ибо та война, а длямолодого поколения-то уж точно, мало чем отличается от войны 1812 года. Слишком много времени прошло, и это для части публики - преданья старины глубокой, хоть и живы еще люди, нахлебавшиеся на той войне. Потому-то говорить о трагедии Великой Отечественнойнепросто. Не сказку же про белого бычка рассказываешь. Снимали кино не цветное и даже не черно-белое. Ради подлинности происходящего использовали вирированный кадр - коричневый цвет, который не так давно и очень удачно использовал Алексей Балабанов в фильме "Про уродов и людей". Вообще аналогий много. Прежде всего сущностных. В голову приходят тут же "Утомленные солнцем" Никиты Михалкова. А до Германа так далеко, хоть его, пусть отдаленное, влияние ощутимо. Но германовской документальной правды игрового пространства, кажется, достичь невозможно. Сплошное эпигонство получается, муляж.

Конечно, "Праздник" - фильм куда более серьезный и качественный в сравнении с предыдущим и первым опытом Сукачева - "Кризисом среднего возраста".Это уже не тусовочка группы товарищей, собравшихся и сварганивших нечто, годное разве что для того же внутритусовочного потребления.Режиссер честно сделал свое дело, он не стебался, не играл намеренно и не заигрывался, хотя от игры, как модели искусственной, не отошел. Но ведь пытался быть искренним, не врал, конъюнктуру не гнал и на том спасибо. И тем не менее говорить опервооткрытии не приходится. Трудно сказать свое веское и новое слово, в известном разглядеть самому нечто ранее невиданное и увлечь этим видением аудиторию. Поди сними "Двадцать дней без войны". Не всем такое по зубам.

Также в рубрике:

КИНО

СНИМАЕТСЯ КИНО

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;