Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 16 (7273) 26 апреля - 2 мая 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноМорду бить не станут"Праздник" Гарика Сукачева Светлана ХОХРЯКОВА
В деревне, где родилась бабушка Гарика Сукачева, любимого нашего рок-музыканта и человека, пробующего свои силы в самых разных сферах, радио появилось в 1972 году. Оттого напрасны все упреки в адрес создателей фильма"Праздник" в том, что как же так получается: началась война, а у вас никто ни сном ни духом об этом, узнают герои о нагрянувшей беде лишь на второй день после случившегося. Картина Гарика Сукачева рассказывает о самом первом дне Великой Отечественной. События происходят в западной точке России, на приграничной территории, первой принявшей удар врага.
Обычные советские люди - вполне счастливые и любящие друг друга, живут в предвкушении дня рождения своей маленькой дочки. Ей всего пять лет. И она тоже с нетерпением ждет этого светлого дня и подарков. Приходят гости, деревенские родственники и соседи, собираются за праздничным столом, пьют и закусывают, поют песни. Лица подобраны настоящие, русские. Актеры хорошие. Один Пастухов чего стоит. Но отчего-то все время преследует ощущение фанеры, папье-маше,искусственности существования. Что такое произошло с Александром Балуевым? Ему ведь веришь с трудом. Он не похож на самого себя. А играет как раз папу той самой девочки, чье рождение и отмечается. Ксения Качалина - мама и вовсе странная, замороженная какая-то, хотя и красивая очень, женственная. А жизни в героях нет. Они нам про этусамую жизнь придумывают что-то, сказки рассказывают. Идет затянутая экспозиция. Мирная жизнь, все еще по неведению героев продолжающаяся, тянется и тянется. С поэтичнымиландшафтами, красотами деревенской речки и лесов, с кувшином молока на столе и букетом полевых цветов. Но никакой метроном тут и не думает отсчитывать последние мгновения безоблачного счастья. Ни одно тревожное предчувствие не всколыхнет сердце зрителя. И так почти весь небольшой этот фильм, идущий полтора часа. Лишь минут за двадцать до финала, когда становитсяясно, что произошло, когда герой Балуева по имени Елисей появляется в форме ополченца, чтобы попрощаться с семьей и обо всем сообщить, тут только и начинается кино. Динамичное, тревожное, страшное в своей бесхитростной правде о войне. Кажется, что немцы еще где-то там вдалеке, а они уже заходят в деревню. А наш русский предатель - стандартный в общем-то образ, кочевавший из одной военной картины в другую, - загонитодносельчан в реку вместе с маленькой девочкой, унизит, надругается, а потом расстреляет, как дичь. Тут и фильму конец. Зачем нам так долго морочили голову пустоватыми и якобы лирическимизаходами к главному? Снимали "Праздник" под Козельском, что в Калужской области. А потом рассказывали о том, как уехали из Москвы (будто это подвиг) только для того, чтобы не мешали мобильные телефоны. Ну и доводы пошли! Снимали про то, как в любой момент в наш дом могут войти люди с автоматами. Авторы "Праздника" считают, что их картина не о войне, а о празднике под названием "жизнь", который в любой момент может прерваться. Все так, и жизнь наша неспокойная, увы, переполнена такими примерами. Но заявить об этом - не значит убедить, заставить в очередной раз затосковать душу от этой страшной правды. Гарик Сукачев, конечно, прав, утверждая, что еще в конце шестидесятых Михаилу Ефремову, исполнившему роль предателя, в каждой пивнушке набивали бы морду. Теперь такое вряд ли возможно, ибо та война, а длямолодого поколения-то уж точно, мало чем отличается от войны 1812 года. Слишком много времени прошло, и это для части публики - преданья старины глубокой, хоть и живы еще люди, нахлебавшиеся на той войне. Потому-то говорить о трагедии Великой Отечественнойнепросто. Не сказку же про белого бычка рассказываешь. Снимали кино не цветное и даже не черно-белое. Ради подлинности происходящего использовали вирированный кадр - коричневый цвет, который не так давно и очень удачно использовал Алексей Балабанов в фильме "Про уродов и людей". Вообще аналогий много. Прежде всего сущностных. В голову приходят тут же "Утомленные солнцем" Никиты Михалкова. А до Германа так далеко, хоть его, пусть отдаленное, влияние ощутимо. Но германовской документальной правды игрового пространства, кажется, достичь невозможно. Сплошное эпигонство получается, муляж. Конечно, "Праздник" - фильм куда более серьезный и качественный в сравнении с предыдущим и первым опытом Сукачева - "Кризисом среднего возраста".Это уже не тусовочка группы товарищей, собравшихся и сварганивших нечто, годное разве что для того же внутритусовочного потребления.Режиссер честно сделал свое дело, он не стебался, не играл намеренно и не заигрывался, хотя от игры, как модели искусственной, не отошел. Но ведь пытался быть искренним, не врал, конъюнктуру не гнал и на том спасибо. И тем не менее говорить опервооткрытии не приходится. Трудно сказать свое веское и новое слово, в известном разглядеть самому нечто ранее невиданное и увлечь этим видением аудиторию. Поди сними "Двадцать дней без войны". Не всем такое по зубам. Также в рубрике:
|