Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 21 (7278) 7 - 13 июня 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Скупой был жаден до игры

Гарпагон Бориса Плотникова

ТЕАТР

Ирина АЛПАТОВА
Фото М. ГУТЕРМАНА


Б.Плотников - Гарпагон

В пору поспорить с самим Пушкиным, утверждавшим, что у Мольера "скупой скуп - и только". Не только, господа. Гарпагон Бориса Плотникова в спектакле Бориса Морозова "Скупой" в ЦАТРА - целая театральная игровая вселенная, где скупость, конечно, - центр и ядро, но вокруг нее наслоилось столько событий, эмоций, поступков и трюков, что стоит только руками развести. От удивления и истинного восторга. Плотников - артист от Бога, а потому, вольно или невольно, спектакль превращается в явный бенефис, где "король"-Гарпагон с блеском играет самого себя, а заодно и "свиту".

Б.Морозова вслед за Мольером вдохновила комедия дель арте, где не нужен подробный психологизм, зато можно вволю наиграться, подурачиться, грубовато пошутить и явить чудеса акробатической виртуозности. Где нет нужды роскошно декорировать сцену (ох, нелегкая это работа - приодеть сверхмасштабные подмостки ЦАТРА). К тому же заявленная "скупость" подсказала художнику Иосифу Сумбаташвили гениально-остроумный ход: сцена девственно пуста и чиста. Лишь внушительных размеров кожаный кошель "символически" валяется в центре - на нем можно попрыгать, под ним можно спрятаться. А в финале - поднять к небесам как "памятник" всем скупердяям мира. Можно не слишком изощряться и над костюмами, а обрядить героев в стилизованные одеяния итальянских "масок": ромбики Арлекина, черный балахон Доктора, островерхие шляпы слуг-дзанни, ну и чуть-чуть французских "мушек" (костюмы Алены Сидориной).

Масочность преследует всех: юного горячего Клеанта - Ю.Сазонова, непокорную Элизу - О.Кабо, комично-вальяжного Ансельма - В.Сошальского, суетливого "Арлекина" Валера - А.Егорова, кукольную Мариану - Е.Климову, неуемную Фрозину - Н.Аристову, нервно-взвинченного повара-кучера Жака - Н.Лазарева и всех прочих. То не упрек, а констатация факта - в заявленных условиях центростремительной игры им не разгуляться, можно только аккомпанировать, из тени в свет перелетая.

Но Гарпагон-то, Гарпагон! И "героем" его не назовешь, личность больно неприглядная, а ведь стал таковым. Ну что за дело Плотникову до "узости" и "однообразия" характера. Он его так размахнул, что и сцены мало - в зал бежит. Подумаешь, старичок 60 годков (по Мольеру). Наш-то поживее будет: и в "позе лотоса" без труда устроится, и левой ногой до правого уха достанет, и с бодибилдингом, кажется, знаком. А уж почтенную Фрозину так с чувством облобызает - любая молодка позавидует. Есть еще порох в пороховницах!

Ну жалко ему своих экю, а кому не жалко - свои же! Наизнанку вывернул слугу Лафлера - С.Данилевича: и карманы, и ботинки, и кулаки. Ничего украденного не нашел, расстроился даже. Шкатулку свою к груди прижал - баюкает нежно, как ребенка. А с собственного ребенка Клеанта чуть штаны не сорвал - роскошны больно. Тут же свой балахон задрал: смотри, мол, как на стареньких шнурочках все отлично держится. Фрозина ему про "экономию" женитьбы толкует - застыл, рот открыл, аж слюнки потекли. Жадина, конечно, но как он с этой жадностью играет, словно еще с одним партнером, не забывая при том с залом перемигнуться: оцените красоту игры!

А потом вдруг раз - и нет смешного старичка, в которого он мгновение назад перевоплотился (очки, седина, хромота, глухота), чтобы "поразить" невесту. О, ужас, ужас, ужас - украли шкатулку! И на сцене рвутся страсти почти шекспировские, словно Гарпагон вдруг Лиром стал. Что за слезы, что за мольбы, что за проклятия - то ли утопиться, то ли повеситься? А, вот и мысль... Да веревки-то жалко. И тогда этот до ужаса комичный в своем горе Гарпагон долго и усердно плетет веревку из собственных слез и соплей, размазывая их по лицу и лысине и вновь собирая, прибивая башмаком к полу и закидывая на невидимую перекладину. А потом побежит в зал с протянутой рукой - ей богу, твоя рука так и тянется к карману, чтобы поделиться последним.

Ну не утопился, не повесился, никого не обобрал. Правда, почти натурально лишился рассудка, и в это сумасшествие опять с азартом поиграл. Выпучив глаза, взъерошив жиденькие волосенки, заплетая ноги и делая руками немыслимые пассы, ведет Гарпагон - Плотников с Валером - Егоровым абсурдный диалог о дочери-шкатулке. Вернее, каждый о своем. Пока не хлопнется в уголке, укрывшись старой шалью, одурев от всего услышанного и увиденного. Проворонив при этом появление Ансельма и разгадку интриги.

Рассудок, впрочем, вернется очень скоро - вместе с вожделенной нетронутой шкатулкой. Облобызав ее и прижав к груди, пустится Гарпагон - Плотников в бесшабашный пляс, а за ним - комедиантской цепочкой и все остальные. Игра ведь, не более. Но такую игру да каждый день - ни о каком "кризисе" театра никто бы и не вспомнил.

Также в рубрике:

ТЕАТР

БАЛЕТ

МУЗЫКА

ВЫСТАВКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;